Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

пятница, 17 апреля 2015 г.

Расовый тип и история айнов.


источник 





Возможно предки айнов - это европеоиды, получившие примесь австралоидов (или австралоидно-монголоидных смесей из юго-восточной Азии). Современные айны имеют значительным монголоидным компонентом.

Айнская раса

Варианты положения в расовых классификациях
древнеиндонезийская ветвь (Бунак, 1980)
австралоидная ветвь (Алексеев, 1974)
европиды (Baker, 1974)
индо-океанийские архаичные расы (Lundman, 1967)
австралоидная (океанийская) вторичная раса (Чебоксаров, 1951)
преевропиды (Biasutti, 1941)
протоевропиды (Eickstedt, 1934)

Краниологический тип


"Айнский тип наиболее полно представлен на острове Хоккайдо, где он все же отличается от древнего краниологического варианта того же типа. Череп среднедлинный, высокий и широкий, что отличает его от других, описанных выше вариантов, с которыми он, однако, сходен по общей конфигурации и по сильному развитию рельефа надглазничной области. Диаметр назион-базион 104 мм - выше, чем в других группах. Изгиб основания несколько меньший. Средняя высота верхней челюсти сочетается со средней скуловой шириной и крупным зигомаксиллярным диаметром - 102 мм. Последний размер превосходит верхнюю наружную ширину лица. Уплощение переднего плана верхней челюсти выражено у айнов сравнительно сильно, хотя индекс высоты назолатеральной точки почти такой же, как у австралийцев и маори - 20,5. Угол фронтального наклона глазницы 17,7. Как и маори, айны по углу подносового профиля находятся на границе орто- имезогнатии; альвеолярный прогнатизм выражен очень определенно; средний носовой указатель 51, дакриальный индекс по нашим измерениям 45; симотический 41" - Бунак, 1959

Характеристика

"Особое положение айнов выявляется по подавляющему большинству признаков. Айны отличаются от всех остальных наших групп1: 1) исключительно сильным развитием третичного волосяного покрова; 2) наиболее волнистыми и вместе с тем наиболее жесткими волосами; 3) наиболее темной пигментацией; 4) меньшей частотой эпикантуса, меньшим развитием складки верхнего века, более широким разрезом глаз; 5) наиболее выступающим носом; 6) очень толстыми губами; 7) сравнительно низким и узким лицом; 8) наиболее коротким и широким носом и соответственно наиболее высоким носовым указателем; 9) очень широким ртом; 10) наиболее сильно выступающим подбородком; 11) очень большой длиной головы и соответственно низким головным указателем. К этим признакам, определенным на живых, следует прибавить еще ряд краниологических признаков, отличающих айнов от других групп: 1) наиболее выраженный общий прогнатизм; 2) менее плоское лицо, что сочетается на айнских черепах с исключительно слабым развитием клыковой ямки; 3) сравнительно высокий череп" - Левин, 1958

Происхождение

В Восточной Азии есть, однако, группа, которую с полной уверенностью можно считать не метисной, а реликтовой. Это айны. Именно у них никакой антропологической промежуточности не наблюдается. Сочетание признаков у айнов крайне противоречиво. Генетически они однозначно сближаются с северными и восточными монголоидами (отнести это целиком за счет метисности невозможно), сундадонтия объединяет их с южными монголоидами, а краниологически и особенно соматологически айны вовсе не монголоидны (Kozintsev 1992, 1993). Метисность айнов не подлежит сомнению (Kozintsev 1990), но ею дело явно не исчерпывается.

"Н. Н. Чебоксаров и М. Г. Левин были совершенно правы, указывая, что родиной айнов мог быть Индокитай, на территории которого найдены древние черепа, обнаруживающие черты сходства с айнскими. Недавно это сходство было доказано статистически. Также статистически была доказана близось к айнским древних черепов из Восточного Китая. Эти факты, несомненно, очень важны, однако следует помнить, что речь идет о единичных черепах. Сходство айнской краниологической серии с представительной серией прибайкальского неолита - более веский аргумент в пользу гипотезы материкового происхождения айнов.

Сорок лет назад, сопоставив айнскую краниологическую серию с сериями черепов других народов, я обнаружил, что ближе всего к айнам по совокупности признаков – группы, явно не состоящие с ними в близком родстве, а именно, полинезийцы, некоторые американские индейцы и представители уральской расы (Козинцев 1974).

"Археологические и антропологические материалы подтверждают теорию, связывающие неолитическое население Японии с айнами. Черепа неолитического времени по основным расово-диагностическим особенностям сближаются с айнскими.
При всем локальном разнообразии, при всех различиях, которые обнаруживаются между культурами различных этапов периода дзёмон, можно в целом проследить их последовательное развитие и преемственность" - Левин, 1971

"Второй переходный комплекс в пределах Тихоокеанского бассейна представлен у айнов, или, как их еще часто называют, курильцев. В отличие от полинезийцев морфологическое своеобразие айнов выражается в первую очередь в гипертрофии одного признака, который сразу же бросается в глаза, - крайне развитый третичный волосяной покров. Еще в XVIII в. С. П. Крашенинников (1949) писал про айнов, что "у них большие окладистые бороды и весьма волосатое тело, в чем заключается главное их отличие от камчадалов". Именно эта особенность обратила на себя внимание исследователей, рассматривающих айнов в рамках европеоидной расы (Montandon, 1927, 1933; Eickstedt, 1934). Определенную степень приближения к европеоидным популяциям айны обнаруживают по пальцевым и ладонным узорам (подбор фактов и освещение их под этим углом зрения см.: Schwidetzky, 1962). Выше уже говорилось, что исключать безоговорочно наличие древней европеоидной примеси в составе населения Восточной Азии невозможно ни с историко-археологической, ни с палеоантропологической точки зрения.

Перспективна другая гипотеза генетических взаимоотношений и систематического положения физического типа айнов. Фактической базой для неё послужили соматологические наблюдения М. Г. Левина (предварительная публикация: Левин, 1949). Сопоставив их со всеми ранее опубликованными материалами по антропологии айнов, в том числе и краниологическим, М. Г. Левин одноврменно использовал идею Л. Я. Штернберга (1929) об австронезийских истоках айнской культуры. В результате была сформулирована концепция сложения айнского антропологического комплекса в процессе смешения австралоидов с тихоокеанскими монголоидами (Левин, 1958).

История

Айны - народ, древнейшее население Японских островов. Некогда айны жили также и на территории России в низовьях Амура, на юге полуострова Камчатка, Сахалине и Курильских островах. В настоящее время айны остались в основном только в Японии. Согласно официальным цифрам, численность их в Японии составляет 25 000, однако по неофициальной статистике, она может доходить до 200 000 чел.

Происхождение айнов в настоящее время остаётся неясным. Европейцы, столкнувшиеся с айнами в XVII веке, были поражены их внешним видом. В отличие от привычного вида людей монголоидной расы со смуглой кожей, монгольской складкой века, редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы (во время еды придерживая их особыми палочками), австралоидные черты лица их по некоторому ряду признаков были похожи на европейские. Несмотря на жизнь в умеренном климате, летом айны носили лишь набедренные повязки, подобно жителям экваториальных стран.

В последнее время появились определённые лингвистические, генетические и этнографические данные, позволяющие предполагать, что айны могут быть дальними родственниками народа мяо-яо, живущего в Южном Китае и ЮВА.

Пока что доподлинно известно, что по основным антропологическим показателям айны очень сильно отличаются от японцев, корейцев, нивхов, ительменов, полинезийцев, индонезийцев, аборигенов Австралии и, вообще, всех популяций Дальнего Востока и Тихого океана, а сближаются только с людьми эпохи Дзёмон, которые являются непосредственными предками исторических айнов. В принципе, нет большой ошибки в том, чтобы ставить знак равенства между людьми эпохи Дзёмон и айнами.

На Японских островах айны появились около 13 тыс. лет до н. э. и создали неолитическую культуру Дзёмон. Достоверно не известно, откуда айны пришли на Японские острова, но известно, что в эпоху Дзёмон айны населяли все Японские острова — от Рюкю до Хоккайдо, а также южную половину Сахалина, Курильские острова и южную треть Камчатки — о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок и данные топонимики.

Примерно с середины периода Дзёмон на Японские острова начинают прибывать другие этнические группы. Вначале прибывают мигранты из Юго-Восточной Азии (ЮВА) и Южного Китая. Мигранты из ЮВА в основном говорят на австронезийских языках. Они селятся преимущественно на южных островах японского архипелага и начинают практиковать земледелие, а именно рисоводство. Поскольку рис — очень продуктивная культура, то он позволяет жить достаточно большому числу людей на очень небольшой территории. Постепенно число земледельцев увеличивается и они начинают оказывать давление на окружающую природную среду и таким образом угрожать природному равновесию, которое столь важно для нормального существования культуры неолитических айнов. Начинается миграция айнов на Сахалин, нижний Амур, Приморье и Курильские острова. Затем, в конце периода Дзёмон — начале Яёй на Японские острова прибывает несколько этнических групп из Центральной Азии. Они занимались скотоводством и охотой и говорили на алтайских языках. (Эти этнические группы дали начало корейскому и японскому этносам.) Согласно японскому антропологу Ока Масао самый мощный клан тех алтайских мигрантов, которые осели на Японских островах, развился в то, что потом получило название «род тэнно».

Когда складывается государство Ямато, начинается эпоха постоянной войны между государством Ямато и айнами. Исследование ДНК японцев показало, что доминирующей Y хромосомой у японцев является D2, то есть, та Y хромосома, которая обнаруживается у 80 % айнов, но почти отсутствует у корейцев. Это говорит о том, что правили люди дзёмонского антропологического типа, а не яёйского. Здесь также важно иметь в виду, что существовали различные группы айнов: одни занимались собирательством, охотой и рыболовством, а другие создавали более сложные социальные системы. И вполне возможно, что те айны, с которыми позднее вело войны государство Ямато, рассматривались как «дикари» и государством Яматай).

Противостояние государства Ямато и айнов продолжалось почти полторы тысячи лет. Длительное время (начиная с восьмого и почти до пятнадцатого века) граница государства Ямато проходила в районе современного города Сендай, и северная часть острова Хонсю была очень плохо освоена японцами. В военном отношении японцы очень долго уступали айнам.

Самурайская культура и самурайская техника ведения боя во многом восходят к айнским боевым приемам и несут в себе множество айнских элементов, а отдельные самурайские кланы по своему происхождению являются айнскими, наиболее известный — клан Абэ.

Только в середине XV века небольшой группе самураев во главе с Такэда Нобухиро удалось переправиться на Хоккайдо, который тогда назывался Эдзо, (здесь следует отметить, что японцы называли айнов эдзо — 蝦夷 или 夷 — эмиси/эбису, что означало «варвары», «дикари») и основал на южной оконечности острова (на полуострове Осима) первое японское поселение. Такэда Нобухиро считается основателем клана Мацумаэ, который правил островом Хоккайдо до 1798 года, а затем управление перешло в руки центрального правительства. В ходе колонизации острова самураям клана Мацумаэ постоянно приходилось сталкиваться с вооружённым сопротивлением со стороны айнов.

Стремительно росло число японских колонистов Хоккайдо: так в 1897 на остров переселилилось 64 тысячи 350 человек, в 1898 — 63 тысячи 630, а в 1901 — 50 тысяч 100 человек. в 1903 году население Хоккайдо состояло из 845 тысяч японцев и всего лишь 18 тысяч айну. Начался период самой жестокой японизации хоккайдоских айну.

Айнский язык

Айнский язык современной лингвистикой рассматривается как изолированный. Позиция айнского языка в генеалогической классификации языков до сих пор остается неустановленной. В этом отношении ситуация в лингвистике подобна ситуации в антропологии. Айнский язык радикальным образом отличается от японского, нивхского, ительменского, китайского, а также прочих языков Дальнего Востока, ЮВА и Тихого океана. В настоящее время айны полностью перешли на японский язык, и айнский уже практически можно считать мёртвым. В 2006 году примерно 200 человек из 30000 айнов владели айнским языком[19]. Разные диалекты хорошо взаимопонимаемы. В историческое время у айнов не было своего письма, хотя, возможно, имелось письмо в конце эпохи Дзёмон — начале Яёй.

Подводя итог.

1) Предки айнов - это ранняя волна кроманьонского расселения, достигшие остров Дальнего Востока примерно 13 тыс. лет до н.э.

2) В результате миграции австралоидов (или австралоидно-монголоидных метисов) из Юго-Восточной Азии в середине периода Дзёмон (4000-6000 лет до н.э.) произошло их смешение, и появление у айнов австралоидного компонента.

3) В конце периода Дзёмон, начале периода Яёй (200 г. до н.э. эры - 300 годах н.э.), прибывают монголоидные группы из Центральной Азии. Они занимались скотоводством и охотой и говорили на алтайских языках. Эти этнические группы дали начало корейскому и японскому этносам.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Период_Дзёмон
https://ru.wikipedia.org/wiki/Айны
anthroquote.ru

Экспансия монголоидов в Индокитай произошла сравнительно недавно, около 4 тыс. лет до н.э.
https://vk.com/wall-47041459_49040