В то же время, исследователями отмечается, что русские дали коллективное имя «черкесы» горцам Черкасии, входившим в различные племена. В русском языке форма «черкес» вытеснила форму «черкас» лишь в XIX веке, после начала Кавказской войны.
Одна из центральных областей Украины до сих пор носит название Черкасская область, с административным центром городом Черкассы. Одновременно в РФ, на Кавказе, имя сохранилось в название республики Карачаево-Черкесии. Так же Черкесия - историческое название всего западного Причерноморья (Краснодарский край, Ставропольский край, Адыгея, КЧР, КБР), на территории которого расселились русские колонисты, в начале 19 века истребив и вытеснив кавказское население адыгов (черкесов).
В российском государстве (в частности, в летописях, а также, в официальных документах и государственных законодательных актах) вплоть до конца XVIII в. термин «черкасы» употреблялся в качестве экзонима малороссийских казаков:
« если б вести им <"козакам"> имя особое, то следовало б называться черкасами, по пришедшим потом в Украйну из черкеской Кабарды черкесам … почему все козачество, да и вся Малороссия, потом черкасами проименовалась, а не козарами.»
По данным Г. В. Вернадского, в московских документах XVI и XVII веков черкасами назывались как черкесы, так и украинские казаки.
Ведомости о татарском погроме Белгородского полка в 1680 г.:
"Всего в Белгороде и в Белгородском уезде в полон взято и побито и сгорело четыреста семнадцать человек.
По сказке Хотмышска города воеводы Луки Андреева сына Авдеева в нынешнем во 188 году января в 19-й день в приход воинских людей татар под Хотмышской на посаде и в уезде и от тех воинских людей татар на посаде и в уезде в посылках служилые русские люди и черкасы всяких чинов люди и в домах жены их и дети и в которых селах и в деревнях и кто имяны и сколько кто лет побиты и позжены и в полон поиманы…
И всего на Вольном и уезде в полон взято и побито всяких чинов людей жен их и детей и недорослей руских людей сто пятнадцать человек. Да Вольновскаго-ж уезда села Ямного черкас тридцать человек.
Всего на Вольном и в уезде руских всяких чинов людей и черкас и жен их и детей побито и в полон поимано сто девяносто девять человек.
Да у руских людей взято сто тридцать одна лошадь, да у них же взято восемьдесят шесть коров, да сто восемьнадцать овец, десять коз. Да у черкас шестнадцать лошадей, шестьдесят две коровы, девяносто пять овец, две козы. И всего взято у руских людей и черкас всякой скотины пятьсот двадцать.
Всего взято и побито и позжено в приход воинских людей Крымского хана с ордами в Белгороде и в иных городах, которые писаны в их книгах выше сего.
Всего руских людей и черкас и жен и детей и всяких чинов людей три тысячи двести пятьдесят восемь человек. И в том числе позжено руских людей и черкас и жен их и детей семьдесят девять человек.
В нынешнем во 188 году генваря в разных числех приходили к твоим великого государя Харковскаго и Ахтырскаго полку к полевым и к Белугороду и Харкову и к иным городам которые по черте Крымской хан с салтаны и со многими воинскими людьми а кого имяны тех городов твоих великого государя служилых руских людей и черкас и всяких чинов жителей воинские люди в тот приход побили и в полон поимали… и во всех местах служилые и всяких чинов жители руские и черкасы и их жены и дети кольких кто лет побиты и в полон поиманы."
(Д.И. Багалей. Материалы для истории колонизации и быта Харьковской и отчасти Курской и Воронежской губ. Харьков, 1890. С. 91-101)
Т.е. русские черкас (запорожцев) русскими не считали. Кстати, казаками они их тоже не считали, казаками они называли только русских казаков.
"Приток запорожских черкас на Дон особенно усилился с половины 30-х годов в связи с репрессиями польского правительства в отношении населения правобережной Украины и днепровского казачества. В конце 1636 г. сын боярский А. Казанцев, ездивший на Дон «для вестей», видел там много запорожских черкас, покинувших родину, потому что польский король по договору с султаном выгнал их из их юрт и пожег их городки. В самом конце 1637 г. в[о взятый донскими казаками] Азов приехало на житье 700 запорожцев. Один черкасский атаман, Матьяш, пытался было «бунтовать» против донского войска; атаман по решению круга был убит «поленьем» и брошен в Дон; после этого запорожцы попрежнему находились в полном послушании у войска."
А.А. Новосельский. Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII века. М.-Л., 1948. С. 260
В. Н. Татищев писал «Первые казаки — сброд из горских черкес, в княжение Курском в 14 столетии явились, где они слободу Черкасы построили и под защитой татарских губернаторов воровством и разбоями промышляли, потом перешли на Днепр и г. Черкасы на Днепре построили».
Монгольское нашествие и черкесы на Украине.
В 1237 году захватчики, возглавляемые братьями Батыя, вторглись в земли адыгов. Адыги составляли в то время основную часть населения Кубани, занимая территорию от Черного моря до прикубанских степей. Большие поселения адыгов можно было встретить и на Тамани, которая во времена пребывания там татаро-монголов называлась Матархой. Народ Zich или (у Юлиана) Sich — черкесы, адыгэ, некогда занимали западные склоны Кавказа, но им же принадлежала и равнина р. Кубани и большая часть Кабардии.
Период XIII-XIV веков характеризуется массовой миграцией черкасов в регион среднего Поднепровья, получивший в связи с этим наименование «Черкасии»
Самир Хотко, известный специалист по адыгским народностям пишет:
«… Монгольские войны привели к тому, что сами черкесы устремились в степь. Особенно привлекательными для них оказались территории современной Украины…»
Украинский историк Д. Н. Бантыш-Каменский также придерживался версии черкесского происхождения первых казачьих общин Поднепровья. Начало запорожскому войску, по его мнению, положили именно черкесы. Он указывает на то обстоятельство, что в делах коллежского архива запорожцы и доныне фигурируют под именем «черкас».
Пребывание этнических черкесов в Украине отразилось на генотипе украинской нации. На сходство внешнего облика украинцев и черкесов обратил внимание такой крупный этнограф как Аф. Шафонский, составивший в 1786 году фундаментальное описание украинцев: «Нынешние горские черкесы по наружному виду лица, одеянию и по всем ухваткам, по сей день весьма на жителей, в низовых местах Днепра живущих, и особливо на бывших запорожских козаков похожи, которые и вообще все малороссияне, из издревна черкесами называются. Но черты значительного сходства в антропологическом и этнографическом облике украинцев и черкесов не являются следствием только ассимиляции последних в ХIII–ХVIII в. в., но являются также следствием наличия еще более древнего тюркского населения данной территории.» — пишет Шафонский. Шафонский отметил сходство одежды и головных уборов украинцев и черкесов, а также остатки дольменной культуры в Южной Украине, памятники которой непосредственно связаны с дольменными скоплениями Западного Кавказа.
Украинский антрополог Сергій Сегеда пишет: «По итогам комплексного анализа установлено, что среди украинцев в целом преобладает относительно высокий рост, брахикефалия, то есть округлая форма головы, по большей части достаточно темный цвет волос и глаз, относительно широкое лицо со средней горизонтальной профилизацией]...». Сергій Сегеда в Антропологический состав украинского народа пишет: «Центральноукраинска область (без полесского и волынского вариантов) охватывает всю Среднюю Надднепрянщину, Подолье, Слобожанщину и другие регионы, сельским жителям которых присущие брахикефалия (главный показатель в среднем 83,5), относительно широкое лицо .. достаточно темный цвет глаз (количество светлоглазых в среднем составляет лишь 38 и особенно волос, темные оттенки которых свойственны почти половине обследуемых. Кроме того, на юге Киевщины (Киевская область Украины), Черкащины, Полтавщини (там, где древнерусские летописи фиксируют поселения средневековых тюркомовних кочевников) заметная определена монголоидная примесь.."». Сергій Сегеда в Антропологический состав украинского народа пишет: «Что же касается попыток В. Дяченко найти аналогии украинцам Центральноукраинской области среди русских и белорусов – представителей светлопигментного -верхнеднипровского комплекса, то они не достигли поддержки со стороны других специалистов. В частности, Т. Алексеева отмечала, что по цвету глаз и волос — признаками, которые играют очень важную роль в антропологических классификациях европейских народов, — украинцы и «валдайци» находятся как раз на противоположных концах цепи, которая соединяет северных и южных европеоидив. «Весь антропологический вид украинцев, — писала дослидниця, — свидетельствует о южных связях, и, очевидно, нет оснований искать ему аналогии среди групп, которые входят в круг северных европеоидив»."»
Ниже приведены портреты запорожских гетманов.

Иван Мазепа

Иван Самойлович

Демьян Многогрешный

Иван Брюховецкий

Михайло Ханенко

Петро Дорошенко

Павло Тетеря

Иван Выговский

Юрий Хмельницкий

Богдан Хмельницкий