Страницы

понедельник, 26 декабря 2016 г.

Кавказские албаны

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Кавка́зские алба́ны (агва́ны) — племена, говорившие на языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи языков[1][2], население древнего царства Кавказской Албании. Единого и консолидированного албанского этноса не существовало[2].

Содержание

Албаны в истории

Этническая карта Кавказа в V—IV вв. до н. э.
Первое упоминание об албанах относится к IV веку до н.э., древнегреческий историк и географ Арриан упоминает их в связи с участием на стороне персов в битве при Гавгамелах в 331 г. до н. э.[3] Страбон в начале I века н. э. пишет[4] о 26 племёнах объединившихся в царство со столицей в городе КабалаТеперь, правда, у них один царь управляет всеми племенами, тогда как прежде всякое разноязыкое племя управлялось собственным царём. Языков у них 26, так что они нелегко вступают в сношения друг с другом». В 65 г. до н. э. албаны попытались напасть на римского полководца Помпея, но были им разгромлены. С этим походом связаны первые античные описания албанов. У античных авторов сохранились названия некоторых албаноязычных племен, это албаны, гелы, леги, утии, гаргары, чилбы, сильвы, лпины, и другие. По мнению Р. Хьюсена, албанские племена были в основном автохтонного кавказского происхождения, хотя нельзя быть уверенным, что это относится ко всем 26 племенам. Албаны представляли собой союз кавказских племен, среди которых сами албаны были ведущим племенем, которое и организовало этот союз[5]. По мнению Тревер, наиболее культурным и ведущим албанским племенем являлись гаргары[6].
Важным событием в истории албанских племен стало официальное принятие христианства в качестве государственной религии. Это событие имело место в 370 году[7], когда албанский царь Урнайр был крещён в Армении[7]. Чуть позже в 387 году Албания была вознаграждена за поддержку Персии присоединением областей Арцах и Утик, ранее принадлежавших Великой Армении. Эти области между Курой и Араксом лингвистически находились в пограничной армяно-албанской зоне[8]. В первой четверти V века армянским просветителем Маштоцем была создана албанская письменность. Таким образом армянами сюда было введено христианство и письменность[9]. В 449—451 годах совместно с армянами и иверами албаны принимали участие в антиперсидском восстании под общим предводительством армянского князя Вардана Мамиконяна. В 461 году Албанское царство было уничтожено, а Албания превращена в персидскую провинцию — Албанское марзпанство; затем царская власть была восстановлена при Вачагане III, но в 510 году ликвидирована вновь. Государственность в Албании снова была восстановлена в конце VI века династией иранского происхождения Михранидов. Царство Албании окончательно уничтожена арабами в 705 году.

Территория и расселение

Античность

Плиний Старший. «Естественная история», кн. VI, 39:
«племя албанцев, расселившееся по кавказским горам, доходит, как сказано, до реки Кира».
По сообщениям[10] античных греко-римских авторов, многочисленные племена албанского племенного союза населяли территории между Иверией и Каспийским морем, от Кавказского хребта до реки Кура. Так, согласно Страбону, племя албаны жило между Иберией и Каспием;[11] Плиний Старший локализует их на левобережьи[12] Куры, в частности от Кавказского хребта (montibus Caucasis) до реки Кура (ad Cyrum amnem);[13] Дион Кассий сообщает, что албаны живут «выше (ύ π έ ρ) реки Кура»[14]. Есть мнение, однако, что территория проживания албаноязычных племен распространялась и далее этой области, к Араксу[8]. Хьюсен отмечает, что автохтонное население правобережья Куры состояло из ряда народностей, таких как утийцы, гаргарейцы, каспии и другие, и каково бы ни было их происхождение, они определенно не были армянами, и хотя определенное число ираноязычных народов поселилось в регионе за долгие годы мидийского и персидского правления, большая часть коренного населения даже не была индоевропейцами[5][15].
Во II веке до н. э., еще до образования централизованного царства Албании, восточные границы Великой Армении были продвинуты до устья реки Кура царем этой страны Арташесом I. Такая политическая граница между Арменией и Албанией сохранилась, согласно общепризнанному в мировой науке мнению, вплоть до 387 года, года армянское государство было разделено между Римом и Сасанидами[16].
В поздней античности и к началу средневековья регион был в значительной степени армянизирован, и языковые границы в нём стали совпадать с конфессиональными[8][17]. Согласно энциклопедии «Ираника», Кура являлась крайним северным пределом распространения армянской народности, и армяне дошли до неё около VII в. до н. э.[18].

Раннее Средневековье

Албания той эпохи являлось полиэтнической страной с новой столицей в городе Перозапат (Барда). На западных областях, в Арцахе и горной части Утика, в VII—IX веках завершается ассимиляция и арменизация населения[19], начавшийся еще в античности[20]. Далее здесь отмечается массив армянского населения[21]. В прикаспийских областях жили ираноязычные племена. Сами албаны продолжали населять территории между Кавказским хребтом и рекой Кура,[22] хотя албаноязычное племя утийцев проживало также в равнинной части Утика.
В 703 году албанская церковь вступает в унию с армянской и в последующее время окончательно становится её частью; армянский язык становится и богослужебным языком албанов, совершенно вытеснив их собственную письменность.
В VII веке после завоевания региона арабами среди албан начинает распространяться ислам. Точное время исчезновения албан как самостоятельных племен неизвестно, но, по мнению исследователей, к IX веку понятия «Албания» и «албанский» стали уже в значительной степени историческими[19].
Лишь в X веке мусульманские географы, в частности Аль-Мукаддаси и Ибн-Хаукаль, сообщали, что население Барды и его окрестностей в равнинном Утике[23], говорило на арранском (албанском) языке[24].
Эти же мусульманские авторы сообщают также, что за Берда’а и Шамкором — в Нагорном Карабахе — жили армяне[25].
Консолидации названных племён в единый албанский этнос так и не произошло[2].

Потомки кавказских албан

В древности и средние века кавказские албаны участвовали в этногенезе армян Нагорного Карабаха, азербайджанцев, грузин Кахетии и некоторых дагестанских народов, особенно лакцев, лезгин, цахуров[26] и рутульцев[27]. По мнению американского историка Д. Бурнутяна с началом нашествия в XI веке турок-сельджуков на Кавказ, албаны населявшие горную местность — Карабах, остались в большинстве христианами и впоследствии слились с армянами. Албаны же, населявшие восточные равнинные земли, сначала были иранизированы Персией, затем приняли ислам у арабов, после чего тюркизировались, образовав, в итоге, кавказскую часть азербайджанского этноса[28]. По мнению Топчишвили, единственными этническими преемниками кавказских албан считаются удины[29].
В 1899 году норманнист датчанин В.Томсен, изучая малоазийские связи народов Кавказа, заметил: в северокавказских (лезгинских) языках множественное число существительных образуется через –r, -ru, -ri, -ar.
Но и в шведском через – ar, –or, -er, -n: draken (дракон), драконы – drakar. Бухта, залив – vik, заливы, бухты – vikar. В датском через –er, -e, -r: викинги – vikinger. В норвежском – близко к датскому. Лезгины называют себя лезгияр. Напомню: по Стурлусону, предки викингов жили в Приазовье и на Кавказе, а священник и историк П.А. Флоренский считал древних кавказских албанов близкими к финикийцам и лезгинам[30].

Фальсификации и ревизионистские концепции в истории кавказских албан

Фальсификация истории в Азербайджане

По мнению ряда специалистов, современная азербайджанская историография занимается (примерно с середины 1950-х гг.) фальсификацией истории албан, мотивированной националистическими соображениями. В частности, неправомерно удревняется история Албанского государства, преувеличивается его сила и значение; «албанами» безосновательно объявляют целый ряд армянских писателей; им же приписывают все армянские памятники на территории Азербайджана; Албании, вопреки ясному свидетельству исторических источников, «передаются» принадлежавшие Армении территории между Курой и Араксом, включая Нагорный Карабах (см.: Вопрос о границе Армении и Кавказской Албании); албанам приписывается частично, а иногда даже полностью тюркское происхождение. Наконец, создается миф о «великой Албании», в котором албанским объявляется население уже не только Карабаха, но и современной Армении и даже Киликии. Для обоснования этих идей используется подтасовка и фальсификация источников. По мнению критиков, это происходит в рамках кампании, организованной правительством Азербайджана, по прямому государственному заказу[31].

Ревизионистские концепции в Армении

В искажении истории албан обвиняются также некоторые армянские исследователи, не поддерживаемые научным сообществом Армении. Мнение армянских историков в основном различается тем, что удревняется исторический период армянизации правобережья Куры. Относительно политических границ Армении и Албании периода до конца IV века и после него, мнение мировой исторической науки и армянских специалистов в основном совпадают. Правобережную «Албанию» (после IV века), существовавшую в западной части региона, вокруг и на территории Карабаха, часто называют «Новой Албанией»,[5][32] которая находилась под управлением Персии, где от прежней Албании осталось разве что историческое наименование. Следует отметить однако, что факт античной и раннесредневековой армянизации этого региона мировой наукой не оспаривается[33][34][35][36][37][38].

Примечания

  • Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев. — М.: Академкнига, 2003. — С. 196. — 592 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94628-118-6.
  • Encyclopaedia Iranica. Albania.
  • География, 11.4

  • Hewsen R.H. Ethno-history and the Armenian influence upon the Caucasian Albanians. Classical Armenian culture: Influence and creativity, Scholars press, Philadelphia, 1982.
  • К. В. Тревер. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М—Л., 1959:«Как известно, в V в. Месроп Маштоц, создавая албанский алфавит, в основу его положил гаргарское наречие албанского языка („создал письмена гаргарского языка, богатого горловыми звуками“). Это последнее обстоятельство позволяет высказать предположение, что именно гаргары являлись наиболее культурным и ведущим албанским племенем.»

  • А. Ю. Казарян Кавказская Албания // Православная энциклопедия. Том I. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 455-464. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4

  • История древнего мира, т.3., М., 1989, стр. 286
  • Вл. Минорский. История Ширвана и Дербенда X—XI веков. М., 1963, стр.36
  • Среди них: Подробнее см. в статье Вопрос о границе Армении и Кавказской Албании
  • кн. XI, 4,1:
  • С. Н. Муравьев, Заметки по исторической географии Закавказья. Плиний о населении Кавказа // ВДИ, 1988, № 1, с. 157.
  • кн. VI, 28-29; кн. VI, 39:
  • кн. XXXVI, гл. 54,1
  • В. Ф. Минорский. История Ширвана и Ал-Баба
    • А. П. Новосельцев. К вопросу о политической границе Армении и Кавказской Албании в античный период
    • С. В. Юшков. К вопросу о границах древней Албании. Исторические записки, № I, М. 1937, с. 129—148
    • Paulys Real-Encyclopadie der Classishenen altertums nissenshaft. Erster Band. Stuttgart 1894". p. 1303
    • История древнего мира, т.3., М., 1989, стр. 286
    • Яновский А. О древней Кавказской Албании// журнал министр. народного просвещения, 1846. Ч.52. стр., 97
    • Marquart J. Eranlahr nach der Geogrphle des Ps.Moses Xorenac’i. In: Abhandlungen der koniglichen Geselsch. der Wissenschaften zu Gottingen. Philologisch-hisiorische Klasse. Neue Folge B.ffl, No 2, Berlin, 1901,S 358
    • Б. А. Дорн. «Каспий. О походах древних русских в Табаристан» («Записки Академии Наук» 1875, т. XXVI, кн. 1, стр., 187)
  • А. П. Новосельцев. К вопросу о политической границе Армении и Кавказской Албании в античный период
  • Armenia and Iran — статья из Encyclopædia Iranica. R. Schmitt

    1. История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века. М., «Восточная литература», 2002. ISBN 5-02-017711-3
    2. А. П. Новосельцев. К вопросу о политической границе Армении и Кавказской Албании в античный период // Кавказ и Византия : Сб. — Ер.: Наука, 1979. — № I. — С. 10-18.
    3. "История Востока" (Восток в средние века - с XIII в. х. э.)
    4. С. Дестунис, «Византийские историки», II, СПб, 1860, стр. 411—412
    5. К. Тревер, Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. Москва, 1959, стр. 295:
    6. Арабские источники о населенных пунктах и населении Кавказской Албании и сопредельных областей (Ибн Руста, ал-Мукаддасий, Мас’уди, Ибн Хаукаль)
    7. КАРАУЛОВ Н. А. Сведения арабских писателей X и XI веков по Р. Хр. о Кавказе, Армении и Адербейджане
    8. James Stuart. An Ethnohistorical Dictionary of the Russian and Soviet Empires. — Greenwood Publishing Group, 1994. — P. 27, 28. — 840 p. — ISBN 0313274975, ISBN 978-0-313-27497-8.
    9. Книга «Рутулы» — Мусаев Г. М. (доцент кафедры Истории Дагестана ДГУ)
    10. George A. Bournoutian. A Brief History of the Aghuank` Region. — Mazda Publishers, 2009. — P. 28. — xi + 138 p. — (Armenian Studies Series #15). — ISBN 1-56859-171-3, ISBN 978-1568591711.
    11. Роланд Топчишвили. КАВКАЗОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. — Универсал Тбилиси 2011.
    12. Корни легенд об Одине и Торе. Тавры, кавказские народы, зиги
    13. Шнирельман В. А. Албанский миф // Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев. — М.: Академкнига, 2003. — С. 216-222. — 592 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94628-118-6.
    14. Томас де Ваал. Чёрный сад. Армения и Азербайджан между миром и войной. Глава 10. Урекаванк. Непредсказуемое прошлое
    15. А. П. Новосельцев. К вопросу о политической границе Армении и Кавказской Албании в античный период. Кавказ и Византия, вып. I. Ер. 1979, стр. 11
    16. «История Востока», ЗАКАВКАЗЬЕ В IV—XI вв
    17. Н. Я. Марр. К истории передвижения яфетических народов с юга на север Кавказа. — Изв. императорской Академии наук, 1916, № 15, с. 1379—1408
    18. В. Ф. Минорский. ИСТОРИЯ ШИРВАНА И АЛ-БАБА
    19. К. В. Тревер. ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ КАВКАЗСКОЙ АЛБАНИИ IV В. ДО Н. Э. — VII В. Н. Э. (источники и литература). Изданиe Академии наук СССР, М.-Л., 1959
    20. История древнего мира. т.3. Упадок древних обществ. М., Главная редакция восточной литературы, 1989. стр. 286—287

    Ссылки