Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

суббота, 23 января 2010 г.

Русские города, основанные в XIII веке. Русская история вне Москвы.

Оригинал взят у aldanov в Русские города, основанные в XIII веке. Русская история вне Москвы. Часть 1.

Русская история творилась не только в Москве. 

Наша историография, особенно учебная и популярная, та, поставляет учебники для школ и описывает «историю для всех», та, по которой   мы создаем представление о собственной идентичности в истории,  невероятно «москвоцентрична», особенно, что касается истории от XIII-XIV веков и до XVIII века. Столица в ней на 400 лет заслоняет  собой остальную страну. При этом теряются объем и пропорции истории, снижается значение многих  тенденций, которые проявляли себя в России, как целостности. Иногда кажется даже,  если что-то в нашей тогдашней истории случалось такое, что не находило отзвука  в Москве,  то  будто не случалось вообше.
Что с этим делать? Один из возможных подходов изучать   историю других городов, но не порознь, а коллективно, в своеобразных «пакетах». В этом случае местная, провинциальная историография получает шанс подняться на новый, намного более высокий уровень.
Небольшой анализ одного такого «пакета» коллективной истории нескольких городов я собираюсь дать ниже.



1. Анализ парциальной русской  истории: коллективная история городов.

В своем журнале я поместил в разное время пять очерков, посвященных русским  городам, основанным в  XIII веке (верней, в более узкий период с 1226-1275) [i]. В них я сделал краткий обзор истории  16 городов, периодов расцвета, их основных памятников, а также тенденций демонтажа прошлого в этих городах.
Основание городов – часть процесса колонизации доступной тогда территории (северной,  южной, восточной), создания укрепленных фопростов (прежде всего, на юге и западе), и потому практически все новые поселения были основаны на границах русского мира или вблизи них, а топография расположения этих городов  обозначает движение  русских княжеств того времени.
Но сам этот период, как известно, был связан с татаро-монгольским нашествием, потому на вновь основанные города, как опоры временно  остановленного движения,  легла немалая нагрузка в дальнейшей истории, некоторые особенные фунции. Тем они интересны особенно.
Главная цель этого поневоле фрагментарного исследования состояла в том, чтобы увидеть русскую историю вне Москвы.  Когда становится возможным обобщение хотя б и на 16 примерах, то некоторые тенденции развития России становятся более или менее очевидными.
Но перейдем к делу, к анализу обобщающей таблицы.

Таблица 1.  Города 13 века: возвышение, самые известные памятники, и их демонтаж.



 
Роль  городов XIII века  в  истории. Когда Русь-Россия была существенно меньше по размерам, роль отдельных городов и их промышленных  специализаций была существенно выше. Это становится очевидно  по данным таблицы. Так,  оказывается, что город Галич-Мерьский некоторое время играл роль противоцентра Москвы, став опорой Шемяки   в его борьбе с Василием Темным, город Вязьма на время чумы стал запасной столицей России, там пребывали царь со довором и патриарх со своим окружением, а две русские царицы, оказывается, родом из города Мещовска, что повышает статус тогдашней провинции.
То же самое относится и к экономике:  Шенкурск был важен для Ивана Грозного производством смолы, которая вместе с московским хлебом позволяла зарабатывать деньги стране в его времена, город Устюжна был крупнейшим производителем  железа и оружия еще в XVI-XVII  вв, потом на некоторое время его заменил город Алексин из того же списка.  Торговлей  в разное время занимались почти все перечисленные города.  Рядом с городом Зарайском находится село Дединово, где был построен первенец русского военного флота, корабль «Орел».
Очень значительна роль форпостов Москвы на юге и западе – Алексин, Таруса, Мещовск, Мосальск, Зарайск противостояли угрозам Крыма, Можайск и Вязьма – польско-литовской угрозе.  Уже не Москву, но другие русские княжества представляют в нашей истории Порхов, опорный пункт Пскова, Шенкурск и Бежецк, города новгородские, Кашин, второй город Тверского княжества. Не забудем, что Алексин, Таруса, Мещовск, Мосальск и Вязьма были некоторое время частью Великого княжества Литовского.
Как культурные и религиозные  центры   особенно важны из данной таблицы Галич с его монастырями, Кашин с его традициями живописи и строительства, Гороховец с замечательными памятниками архитектуры церковной и купеческой, Порхов с его редкостной древностью – Кремлем и представлениями о той старине, которая мало где выжила, как в его памятниках.
Эта невероятная с современной точки зрения активность рассматриваемых маленьких городов и их большое значение ограничены, однако, определенным временем.

Периоды активности в истории городов. Посмотрим на таблицу. Каждый город из нее имел  период наибольшей активности и, соответсвенно, значения в жизни страны.
Так, Порхов заявил себя еще в XIV веке, в борьбе Новгорода с ВЛК. Форпосты на южных и западных окраинах проявили себя  в конце XV-XVI-нач XVII в. Первая и действительно значительная волна экономического расцвета выделяет XV-XVII вв. Это Север России (Кашин, Галич, Устюжна, Шенкурск), известный ремеслом и промыслами, это Можайск, а потом, в конце периода, такие города, как Гороховец или снова Кашин, но уже в роли торгового города.
Но, в общем-то, это конец значительной роли рассматриваемых городов. Уже в XVI веке северные города настигает спад, связанный с климатическими изменениями, в XVII веке города пустеют в связи с развитием южной колонизации, в конце XVII и начале XVIII века  их усиленно грабит для своих целей Петр I, в XVIII веке монастыри накрывает секуляризация. После XVII века эти заметные города Московского государства становятся действительно провинцией в огромной, все разрастающейся России, и лишь некоторые возвращают себе часть прежнего значения в этом другом, многоразмерном государстве.

Памятники и их демонтаж. Памятники, что и понятно, по времени своего возникновения в основном коррелируют с периодами активности городской жизни. Обычно лучше всего документируется памятниками  последний такой период в истории города, ранние памятники гибнут в военных событиях, перестройках, небрежении, уничтожении за ненадобностью.
Из зафиксированного уничтожения различных памятников в войнах на первое место выйдет уничтожение их в Смуте (поляки и казаки), старые уничтожения будут принадлежать еще татарам, более близкие к нам французам (1812), немцам (Отечественная война 1941-45) и даже англичанам, уничтожившим город Колу из корабельных пушек. В мирное время очень поусердствовала Советская власть, но реконструкции времен Российской империи также были способны кое-что уничтожить: так в конце XVIII в. были снесены Вяземский и Можайский Кремли. Точно так же уничтожала монастыри секуляризация: стоит отобрать о монастыря его средства пропитания, как начинают рушиться его стены и кровли.

Тут налицо связь с изменением роли городов: все, что не годится для новой, более скромной или просто иной жизни, под топор, лом и кирку. Представление о культурной и воспитательной роли истории и ее памятников  появилось достаточно поздно, потому только сейчас мы могли бы что-то сделать для восстановления утраченного. С одной стороны, этим занята церковь, с другой должны работать городские власти, чтобы сделать старину местом посещения туристами. И тут, мне кажется есть место для издательской и исследовательской деятельности историков.

О знании истории поверхностном и глубоком. Собственно, то, о чем я говорил выше, несистемно, по маленьким кусочкам, знают многие. Почему  с этой стороной истории действительно стоит познакомиться поглубже? Да потому что поверхностное знание  рождает чудовищ не хуже незнания. Примером может послужить историософия Чаадаева. В современности таких примеров можно найти еще больше. Но на Чаадаеве остановимся на некоторое время, чтоб разобраться в таких явлениях, как незнание родной истории  или ее полузнание, знание поверхностное.
  


Русские города, основанные в XIII веке. Часть 3. Юг и север -1.  Южные города: Алексин, Таруса, Мосальск и Мещовск.
Русские города, основанные в XIII веке. Часть 3. Юг и Север-2.   Северные города: Шенкурск и Устюжна.
Русские города, основанные в XIII веке. Часть 3. Юг и Север-3 Северные города: Бежецк, Кашин и Данилов 
К ним примыкал и этот очерк для оценки роли географии в развитии города:
2.     Подход к русской истории по Чаадаеву.

Памятник, который «властно не говорит о прошедшем и не рисует его живо и картинно».
«Он вышней волею небес
Рожден в оковах службы царской;
Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,
А здесь он – офицер гусарской».

А.С. Пушкин «К портрету Чаадаева»

Петр Яковлевич Чаадаев, один из первых наших философов и, безусловно, 
первый значительный  историософ, получил образование в Московском университете (1808-1811), 
который не закончил,  вступив в гвардию и приняв участие в войне с французами. Воевал он 
храбро. Но все ж это был душой «Периклес», а не просто офицер, и. во время похода в Европу 
его голова  смогла получить новую умственную пищу через первое знакомство с Западом и 
его достижениями. Друг Чаадаева Якушкин писал как раз об этом: «Пребывание целый год в 
Германии и потом несколько месяцев в  Париже не могло   не изменить воззрения хоть 
сколько-нибудь мыслящей  русской  молодежи;  при такой  огромной обстановке  каждый  
из нас сколько-нибудь вырос".
Факт тот, что в 1821 году Чаадаев прервал блестяще складывавшуюся  карьеру (скорей на ту пору уже государственную, чем военную) и в  1823  отправился в поездку по Европе,  где  «познакомился в Германии с философом Ф.Шеллингом,  с идеими западных теологов, философов, ученых и писателей  с социальным и культурным укладом Англии, Франции, Германии, Швейцарии, Италии». Надо думать, что новые впечатления произвели во впечатлительном чаадаевском уме целую революцию, и Чаадаев пришел к концепции ведущей роли христианской веры в духовном и материальном развитии Западной Европы.  Впрочем, сама эта  идея была не нова.
По контрасту к ней он стал обдумывать русскую историю и пришел к неутешительным выводам. Однако если Европу философ изучал как вживе, так и по книгам, то с Россией он не особо церемонился - сидел в Москве, которую ранее предпочел Петербургу, ездил разве только что в подмосковную усадьбу, источников для изучения страны тоже, вероятно, не было, в силу того, что они только еще создавлись. В читательской лени обвинять Чаадаева нет оснований: он был превеликий книгочей, знал 4 языка.


Но, конечно, была Москва и были семейные предания и та жизнь, что творилась вокруг – сначала правление Александра и Аракчеева, потом Николая Павловича.
Так что прообразом для философии русской истории была все ж Москва. Ну, вот и припечатал Чаадаев такую Россию: «Вопреки имени христиан, которое мы носили, в то самое время, когда христианство величественно шествовало по пути, указанному божественным его основателем, и увлекало за собой поколения, мы не двигались с места. Весь мир перестраивался заново, у нас же ничего не созидалось: мы по-прежнему ютились в своих лачугах из бревен и соломы. Словом, новые судьбы человеческого рода не для нас свершались. Хотя мы и христиане, не для нас созревали плоды христианства». Или: «Окиньте взором все прожитые века, все занятые нами пространства, и Вы не найдете ни одного приковывающего к себе воспоминания, ни одного почтенного памятника, который бы властно говорил о прошедшем и рисовал его живо и картинно. Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя».

Что тут сказать? Призывы окинуть и не найти ни одного памятника, пожалуй что ничем не подкреплены: в упор ради своей идеи не видел Чаадаев ни прожитых веков, ни даже пространств. Немного путешествовал по ним, по пути на Запад и назад, в Петербург и из Петербурга,  ходил, вероятно, по Смоленску или Новгороду, но будто б не видел ничего.
Потому будто к себе самому, как историософу, обращен такой упрек: «Наши воспоминания не идут далее вчерашнего дня; мы как бы чужие для себя самих. Мы так удивительно шествуем во времени, что, по мере движения вперед, пережитое пропадает для нас безвозвратно. Это естественное последствие культуры, всецело заимствованной и подражательной».
Это было б верно,  но обращено это все ж не к себе, а ко всему обществу. Впрочем, тот слой, который был адресатом, такого упрека заслуживал. Чаадаев, может, и меньше других. Он однако был, как мне кажется, все же историософ без исторического кругозора. Что сказать иного, если он с такой легкостью повторял байки о Византии:  «В то время, когда среди борьбы между исполненном силы варварством народов Севера и возвышенной мыслью религии воздвигалось здание современной цивилизации, что делали мы? По воле роковой судьбы мы обратились за нравственным учением, которое должно было нас воспитать, к растленной Византии, к предмету глубокого презрения этих народов».
Источник европейского образования, позже забытый и оклеветанный, и высокомерный историософ, повторяющий чужие враки и видящий лишь один возможный путь – европейский и христианский, это выглядит печально. Вспомним тут еще чаадаевское: «разве не цивилизована Япония, да еще и в большей степени, чем Россия, если верить одному из наших соотечественников? Но разве вы думаете, что в христианстве абиссинцев и в цивилизации японцев осуществлен тот порядок вещей, о котором я только что говорил и который составляет конечное назначение человеческого рода?».
Осуждать Чаадаева с позиций накопленных знаний и иного восприятия других цивилизаций несложно. Другое дело – понять, как вообще возможен стал такой взгляд?  Первый источник – мы понимаем – просто недостаток сведений. Второй – Москва с ее историей. Москва, как центр, как средоточение ценностей русской цивилизации, как главное явление русской истории, то место, которое она заслуживает не вполне.
В конце концов, если Чаадаев нацелился на критику русской истории, то Москва ее на то время заслужила. Мы то с вами видим, промотрев историю провинциальных городов, сколько усилий стоило строительство страны, как трудно добывались средства, как постепенно совершался прогресс, как медленно,но все же росла материальная и духовная культура. Москва, увы, очень многое поглощала совершенно безвозвратно, неистово и неблагодарно.
Так что восприятие Чаадаевым русской  истории – это сублимация московского результата на всю деятельность русских.  Но будем острожны и в этой критике. Главным противником идей Чаадаева стал все ж официоз. Николай Павлович, Бенкендорф, государственные люди того времени восприняли критику русской  истории очень близко к сердцу, даже и не зная ее, как Чаадаев. История все же дает право на самоидентификацию, и идеи – не пустой звук.
Герцен: "Чаадаев сказал России, что прошлое ее было бесполезно, настоящее тщетно, а будущего никакого у нее нет".  А какой она желалась, высказал барон Бенкендорф: “Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение; вот, мой друг» (Бенкендорф М.Ф. Орлову).
Как поступить с  Чаадаевым, тоже пришло на  ум этому великому проницателю:
«Статья сия,  конечно,  уже  Вашему   Сиятельству  известная,  возбудила  в  жителях московских всеобщее удивление.  В ней  говорится о России, о народе русском, его понятиях, вере и  истории с таким презрением,  что непонятно даже, какимобразом русский  мог унизить  себя  до  такой  степени, чтоб нечто  подобное написать.  Но  жители  древней  нашей  столицы, всегда  отличающиеся чистым, здравым  смыслом и будучи преисполнены чувством достоинства Русского Народа,тотчас постигли, что подобная  статья не могла быть писана соотечественником их, сохранившим полный свой рассудок,  и потому, -  как дошли сюда слухи, - не только не обратили  своего негодования против г. Чеодаева, но,  напротив, изъявляют искреннее сожаление свое о постигшем его расстройстве ума, котороеодно могло быть причиною написания подобных нелепостей. Здесь, -  продолжает Бенкендорф,  -  получены  сведения, что  чувство  сострадания  о  несчастномположении г.  Чеодаева  единодушно  разделяется  всем  московскою  публикою. Вследствие сего Государю Императору угодно, чтобы Ваше Сиятельство, по долгу звания вашего, приняли  надлежащие  меры в оказании г. Чеодаеву всевозможных попечений и медицинских пособий. Его Величество повелевает, дабы Вы поручили лечение  его  искусному  медику,   вменив  сему   последнему  в  обязанность непременно  каждое   утро  посещать  г.   Чеодаева   и   чтоб  сделано  былораспоряжение, дабы  г.  Чеодаев не подвергал себя вредному влиянию нынешнегосырого и холодного воздуха; одним словом, чтоб были употреблены все средствак  восстановлению его здоровья".
     
Николай I на этом документе начертал собственноручно: "Очень хорошо". 
Философ погиб сказав в свое оправдание: 
“Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, 
с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том 
случае, если ясно видит её; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло,  что теперь 
мы прежде всего обязаны родине истиной”

Верно. Плох официоз, но плох и взгляд «из общих соображений». Плохо жить с закрытыми глазами, но плохо смотреть и чужими Потому изучать историю все же нужно, обязательно нужно, помня об опасностях некоторых слишком привычны, хоть и авторитетныз подходов. «Москвоцентризм» из них с моей точки зрения на первом месте.

И еще одна цитата из Чаадаева, из его письма Якушкину: «Я много размышлял о  России с  тех  пор,  как  роковое  потрясение  так разбросало нас в  пространстве, и я теперь  ни в чем не убежден так  твердо, как в  том, что народу нашему не  хватает прежде всего  глубины.  Мы прожили века так или почти так, как  и другие, но мы никогда  не размышляли, никогда не были  движимы какой-либо  идеей: вот  почему вся будущность страны в один прекрасный день  была  разыграна в кости несколькими молодыми людьми,  между трубкой и стаканом вина".