В русском эпосе имеется живое воплощение судьбы в образе кузнеца. Любопытно оно тем, что как правило судьба в мифологии индоевропейцев появляется в женском обличье, чаще в виде трех сестер. У греков за судьбу отвечают мойры, у германцев - норны. Очень древний, вероятно, образ пряхи, если учесть, что прядение появилось раньше кузнечного дела. У греков мойра по имени Клото прядет нить человеческой судьбы, остальные две сестры определяют долю, выпавшую смертному в его жизни. Женская троица, олицетворяющая судьбу, есть и у славян: рожаницы или наречницы. А вот кузнец в мифах других индоевропейцев не имеет отношения к определению судьбы, хотя свой покровитель кузнечного дела у всех имеется. В русском эпосе кузнец кует судьбу в старине (былине) про женитьбу Святогора. (Былинами русские эпические сказания назвали по ошибке благодаря «Слову о полку Игореве», там было «начати же ся тъй пЪсни по былинамь сего времени», где слово «былина» означает «быль, событие», а вовсе не «сказание» как толковали первые переводчики «Слова..». Сами же исполнители называли свои сказания старИнами, и мы их дальше будем называть так же).
В старине о женитьбе Святогора повествуется так: Микула Селянинович показывает Святогору дорогу к волшебной кузнице у Северных гор, и Святогор едет туда, чтобы узнать свою судьбу:
Ехал Святогор-богатырь три дня
И доехал до Сиверных гор
До того до дерева великого, до той кузницы:
В кузницы кузнец кует два тонкиих волоса.
Говорит кузнец таковы слова:
«А что ты куешь кузнец?»
Отвечает кузнец:
«Я кую судьбину кому на ком жениться». –
«А мне на ком жениться?»
«А твоя невеста в царстве поморском
В первопрестольном во городе
Тридцать лет лежит во гноище.
Святогор едет в Поморское царство, чтобы невесту убить и избавиться от злой судьбы, находит там девицу, бьет ее мечом в грудь и уезжает, но богатырский удар вместо смерти, приводит к исцелению девушки. Девица потом встречает Святогора и все-таки выходит за него, богатырь видит у молодой жены на груди рубец, и узнает:
«В наше царство Поморское приезжал невем человек
Оставил в нашей избы денег 500 рублей,
А я спала крепким сном.
Как проснулась: у меня рубец на белой груди,
И точно еловая кора спала с бела тела.
А до той поры-времени
Я лежала во гноище цело тридцать лет».
Тут Святогор-богатырь дознал ,
Что от судьбины своей никуда не уйдешь.
Святогор, по общепринятому мнению, древнейший образ в русских старинах, следовательно, не менее архаичен и кузнец, кующий судьбы людей. Этим представления славян отличаются от греческих и скандинавских мифов, где судьбою заведуют женские божества. Однако, несмотря на отличие в «ответственных за судьбу лицах» общее отношение к судьбе в индоевропейских традициях одинаково – крайний фатализм, и все попытки обмануть судьбу заведомо обречены. В этом смысле старины о Святогоре полностью согласны, например, с Софокловой трагедией «Царь Эдип». Святогор – сильнейший из всех богатырей, он настолько могуч, что его с трудом выдерживает земля. Илью Муромца вместе с его конем он возит в кармане и даже не замечает этого. Поэтому погибнуть в схватке Святогор не может, так как равного ему по силе соперника просто нету. Но и его смерть предопределена, и даже гроб приготовлен:
Выучил Святогор Илью всем похваткам
Поездкам богатырским
И поехали они к Сиверным горам
И наехали путем дорогою на великий гроб.
На том гробу подпись подписана:
«Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет»
Лег Илья Муромец
Для него домовище и велико, и широко.
Ложился Святогор-богатырь:
Гроб пришелся по нем.
Говорит богатырь таковы слова:
«Гроб точно про меня делан.
Возьми-тко крышку Илья закрой меня».
Отвечает Илья Муромец:
«Не возьму я крышки, больший брат
И не закрою тебя.
Шуточку шутишь ты немалую
Сам себя хоронить собрался».
Взял богатырь крышку и сам закрыл ею гроб;
Да как захотел поднять ю
Никак не может;
Бился он и силился поднять и проговорил Илье Муромцу:
«Ай, меньший брат!
Видно судьбина поискала меня …»
http://kruchina.livejournal.com/19952.html
В старине о женитьбе Святогора повествуется так: Микула Селянинович показывает Святогору дорогу к волшебной кузнице у Северных гор, и Святогор едет туда, чтобы узнать свою судьбу:
Ехал Святогор-богатырь три дня
И доехал до Сиверных гор
До того до дерева великого, до той кузницы:
В кузницы кузнец кует два тонкиих волоса.
Говорит кузнец таковы слова:
«А что ты куешь кузнец?»
Отвечает кузнец:
«Я кую судьбину кому на ком жениться». –
«А мне на ком жениться?»
«А твоя невеста в царстве поморском
В первопрестольном во городе
Тридцать лет лежит во гноище.
Святогор едет в Поморское царство, чтобы невесту убить и избавиться от злой судьбы, находит там девицу, бьет ее мечом в грудь и уезжает, но богатырский удар вместо смерти, приводит к исцелению девушки. Девица потом встречает Святогора и все-таки выходит за него, богатырь видит у молодой жены на груди рубец, и узнает:
«В наше царство Поморское приезжал невем человек
Оставил в нашей избы денег 500 рублей,
А я спала крепким сном.
Как проснулась: у меня рубец на белой груди,
И точно еловая кора спала с бела тела.
А до той поры-времени
Я лежала во гноище цело тридцать лет».
Тут Святогор-богатырь дознал ,
Что от судьбины своей никуда не уйдешь.
Святогор, по общепринятому мнению, древнейший образ в русских старинах, следовательно, не менее архаичен и кузнец, кующий судьбы людей. Этим представления славян отличаются от греческих и скандинавских мифов, где судьбою заведуют женские божества. Однако, несмотря на отличие в «ответственных за судьбу лицах» общее отношение к судьбе в индоевропейских традициях одинаково – крайний фатализм, и все попытки обмануть судьбу заведомо обречены. В этом смысле старины о Святогоре полностью согласны, например, с Софокловой трагедией «Царь Эдип». Святогор – сильнейший из всех богатырей, он настолько могуч, что его с трудом выдерживает земля. Илью Муромца вместе с его конем он возит в кармане и даже не замечает этого. Поэтому погибнуть в схватке Святогор не может, так как равного ему по силе соперника просто нету. Но и его смерть предопределена, и даже гроб приготовлен:
Выучил Святогор Илью всем похваткам
Поездкам богатырским
И поехали они к Сиверным горам
И наехали путем дорогою на великий гроб.
На том гробу подпись подписана:
«Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет»
Лег Илья Муромец
Для него домовище и велико, и широко.
Ложился Святогор-богатырь:
Гроб пришелся по нем.
Говорит богатырь таковы слова:
«Гроб точно про меня делан.
Возьми-тко крышку Илья закрой меня».
Отвечает Илья Муромец:
«Не возьму я крышки, больший брат
И не закрою тебя.
Шуточку шутишь ты немалую
Сам себя хоронить собрался».
Взял богатырь крышку и сам закрыл ею гроб;
Да как захотел поднять ю
Никак не может;
Бился он и силился поднять и проговорил Илье Муромцу:
«Ай, меньший брат!
Видно судьбина поискала меня …»
http://kruchina.livejournal.com/19952.html