Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

пятница, 12 марта 2010 г.

Судьбина.

В русском эпосе имеется живое воплощение судьбы в образе кузнеца. Любопытно оно тем, что как правило судьба в мифологии индоевропейцев появляется в женском обличье, чаще в виде трех сестер. У греков за судьбу отвечают мойры, у германцев - норны. Очень древний, вероятно, образ пряхи, если учесть, что прядение появилось раньше кузнечного дела. У греков мойра по имени Клото прядет нить человеческой судьбы, остальные две сестры определяют долю, выпавшую смертному в его жизни. Женская троица, олицетворяющая судьбу, есть и у славян: рожаницы или наречницы. А вот кузнец в мифах других индоевропейцев не имеет отношения к определению судьбы, хотя свой покровитель кузнечного дела у всех имеется. В русском эпосе кузнец кует судьбу в старине (былине) про женитьбу Святогора. (Былинами русские эпические сказания назвали по ошибке благодаря «Слову о полку Игореве», там было «начати же ся тъй пЪсни по былинамь сего времени», где слово «былина» означает «быль, событие», а вовсе не «сказание» как толковали первые переводчики «Слова..». Сами же исполнители называли свои сказания старИнами, и мы их дальше будем называть так же).

В старине о женитьбе Святогора повествуется так: Микула Селянинович показывает Святогору дорогу к волшебной кузнице у Северных гор, и Святогор едет туда, чтобы узнать свою судьбу:

Ехал Святогор-богатырь три дня
И доехал до Сиверных гор
До того до дерева великого, до той кузницы:
В кузницы кузнец кует два тонкиих волоса.
Говорит кузнец таковы слова:
«А что ты куешь кузнец?»
Отвечает кузнец:
«Я кую судьбину кому на ком жениться». –
«А мне на ком жениться?»
«А твоя невеста в царстве поморском
В первопрестольном во городе
Тридцать лет лежит во гноище.


Святогор едет в Поморское царство, чтобы невесту убить и избавиться от злой судьбы, находит там девицу, бьет ее мечом в грудь и уезжает, но богатырский удар вместо смерти, приводит к исцелению девушки. Девица потом встречает Святогора и все-таки выходит за него, богатырь видит у молодой жены на груди рубец, и узнает:

«В наше царство Поморское приезжал невем человек
Оставил в нашей избы денег 500 рублей,
А я спала крепким сном.
Как проснулась: у меня рубец на белой груди,
И точно еловая кора спала с бела тела.
А до той поры-времени
Я лежала во гноище цело тридцать лет».
Тут Святогор-богатырь дознал ,
Что от судьбины своей никуда не уйдешь.


Святогор, по общепринятому мнению, древнейший образ в русских старинах, следовательно, не менее архаичен и кузнец, кующий судьбы людей. Этим представления славян отличаются от греческих и скандинавских мифов, где судьбою заведуют женские божества. Однако, несмотря на отличие в «ответственных за судьбу лицах» общее отношение к судьбе в индоевропейских традициях одинаково – крайний фатализм, и все попытки обмануть судьбу заведомо обречены. В этом смысле старины о Святогоре полностью согласны, например, с Софокловой трагедией «Царь Эдип». Святогор – сильнейший из всех богатырей, он настолько могуч, что его с трудом выдерживает земля. Илью Муромца вместе с его конем он возит в кармане и даже не замечает этого. Поэтому погибнуть в схватке Святогор не может, так как равного ему по силе соперника просто нету. Но и его смерть предопределена, и даже гроб приготовлен:

Выучил Святогор Илью всем похваткам
Поездкам богатырским
И поехали они к Сиверным горам
И наехали путем дорогою на великий гроб.
На том гробу подпись подписана:
«Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет»
Лег Илья Муромец
Для него домовище и велико, и широко.
Ложился Святогор-богатырь:
Гроб пришелся по нем.
Говорит богатырь таковы слова:
«Гроб точно про меня делан.
Возьми-тко крышку Илья закрой меня».
Отвечает Илья Муромец:
«Не возьму я крышки, больший брат
И не закрою тебя.
Шуточку шутишь ты немалую
Сам себя хоронить собрался».
Взял богатырь крышку и сам закрыл ею гроб;
Да как захотел поднять ю
Никак не может;
Бился он и силился поднять и проговорил Илье Муромцу:
«Ай, меньший брат!
Видно судьбина поискала меня …»


http://kruchina.livejournal.com/19952.html