Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

суббота, 3 апреля 2010 г.

Календарь северного приуралья

II. Kalendar финно-угров севера Приуралья


Продожение публикации о ф.-у. календаре.
Хеймдалль, как бог времени разместился между частями:))
(реконструкция систем счисления времени эпохи средневековья и
семантика анималистических образов)

                                                                                                         Всё познаётся,
                                                                                                         Посредством числа.
                                                                                                                                Пифагор


Вводные замечания. Постановка проблемы и методика исследования.
В докладе представлен один из сюжетов исследовательской программы, нацеленной на решение проблемы сохранения информационных традиций в древнем искусстве.
Достоверные интерпретации образов и знаков его обеспечивает в этой программе естественнонаучного разряда методика, призванная свести до возможно более низкого уровня субъективность семантических реконструкций, примечательных для традиционного археологического искусствоведения. Решение столь фундаментальной задачи обеспечивает число, неотразимый по силе аргумент, подтверждающий точность и достоверность итогов гуманитарной направленности поиска.

Рис.1. Календарный диск из Северного Предуралья (по Н.Д. Конакову)

Средневековые предметы искусства, в коих числовые («орнаментальные») знаковые записи и такого же рода записи, четко сопряженные с анималистическими образами, занимают в исследовании одно из ключевых мест (Ларичев, 2001; 2002а;б; Ларичев, Новиков, 2000; Larichev, 2002, а и в). Они, в частности, позволяют определить верхнюю хронологическую границу использования жречеством древних культур этой своеобразной образно-знаковой письменности, корни которой, как удалось выяснить, уходят в глубины нижнего (ашель), среднего (мустье) и верхнего палеолита (Ларичев, 1989; 1993а и б; 1999).
Источник. 
Представляю очередной средневековый образец такой «письменности» – Važ Kalendar, обнаруженный на севере Приуралья (Верхнее Прикамье). Известны лишь два идентичных (возможно, отлитых в одной форме) экземпляра таких изделий. Один из них хранится в археологическом музее Пермского государственного университета (рис. 1), а второй – в Сольвычегодском краеведческом музее (Конаков, 1990; 1999). Объект изучения представляет собой отлитое из бронзы плоское кольцо, по краю которого размещаются подпрямоугольные насечки, а на широкой плоскости – 5 фигур животных (бобер, выдра, белка и два волка), а также два округлых знака – малый, вытянуто-овальный, и крупный, округлый, типа «розетки», с зубчатыми выступами по периметру.
Презентация знаковых записей и образов.
1 – краевые, подпрямоугольных очертаний насечки; они составляют основную часть текста, размещенного в пределах кольца; знаки эти объединены в блоки, которые четко отделены друг от друга хвостами животных (см. на рис. 2 хвосты бобра и белки) и знаками, совмещенными с хвостами обоих волков и головой второго волка (см. тот же рис.):
15 ® 8 ® 7 ® 10 ® 3 ® 10;
всего насечек
15 + 8 + 7 + 10 + 3 + 10 = 53;
2 – особого вида знаки, размещенные в пространстве между головами первого волка и бобра (рис. 2 а и б):
1 + 1 = 2;
3 – фигуры животных, два из которых двигаются в одну сторону (бобр и выдра), а три – в другую (белка и два волка):
2 + 3 = 5
Всего знаков и образов
53 + 2 + 5 = 60
Рис. 2. Числовые блоки диска.

Календарно-астрономический контекст знаково-образных записей.
Общее количество знаков (60), близкое продолжительности двух синодических лунных месяцев (29,5306 сут. ґ 2 = 59,0612 » 60 сут.), подтверждает гипотезу Н.Д. Конакова о том, что кольцо представляет собою календарь. Он использовался коми-пермяками в начале I тыс. н.э.
Подкрепим идею Н.Д. Конакова календарно-астрономическим тестированием каждой группы насечек в отдельности, приняв каждый знак за символ 1 суток:
15 сут. (знаки над бобром) : 29,5306 сут. = 0,5079 » Ѕ син. лун. мес.
8 сут. (знаки над выдрой) : 29,5306 сут. = 0,2709 » ј син. лун мес.;
7 сут. (знаки над белкой) : 29,5306 сут. = 0,2370 » ј син. лун мес.;
7 сут. : 27,32 сут. = 0,2562 » 1/ сид. лун. мес.;
10 сут. (знаки над волком) : 29,5306 сут. = 0,3386 » ? син. лун мес.;
это и цикл, близкий половине эпохи лунного затмения (» 11 сут.)
3 сут. – максимальное количество суток невидимости Луны (новолуние); такое же количество суток наблюдается каждая фаза Луны невооруженным глазом;
10 сут. (знаки над собакой) : 29,5306 сут. = 0,3386 » ? син. лун мес.;
такое количество суток определяет » половину длительности эпохи лунного затмения, когда при полнолунии может случиться лунное затмение;
7 сут. (2 округл. зн. и 5 животн.) : 29,5306 сут. = 0,2370 » ј син. лун мес.;
7 сут. : 27,32 сут. = 0,2562 » ј сид. лун. мес.
53 сут. (все насечки) : 29,5306 сут. = 1,7947 » 1 4/5 син. лун мес.
55 сут. (все насеч. и 2 округл. зн.) : 27,32 сут. = 2,0131 » 2 сид. лун. мес.
Тестирование подтверждает календарный характер числовых знаковых записей кольца, обеспечивая тем самым законность начала реконструкции систем счисления времени.
Реконструкция сидерического лунного календаря.

Рис. 3. Реконструкция системы счисления времени по Луне.

Считывать следует все знаки на окраине кольца (53 насечки), а также вытянуто-овальный знак (1) и «розетку» на поверхности его:
53 + 1 + 1 = 55
Поскольку это число кратно сидерическому обороту Луны
55 сут. : 27,32 сут. = 2,0113 сид. лун. мес.,
то по этой круговой знаковой записи можно считывать так называемый «звездный год», т.е. 12 сидерических лунных месяцев:
55 сут. ґ 6 = 330 сут.;
330 сут. : 27,32 сут. = 12,0790 сид. лун. мес.
Превышение легко ликвидировать при следующем условии – если при последнем круговом считывании знаков не принимать в расчет вытянуто-овальной фигуры «розетку», то получим почти идеальное соответствие:
(55 сут. ґ 5) + 53 сут. = 328 сут.
328 сут. : 27,32 сут. = 12,0058 сид. лун. мес.
Реконструкция синодического лунного календаря.
Подыскивая наиболее рациональный вариант, подключим к числу насечек малый вытянуто овальный знак (на рис. 2 и 3 литера а):
53 + 1 = 54
Такое число суток с допустимой точностью отражает длительность двухдраконических (затменных!) месяцев, отражающих периодичность смещения Луны относительно узлов ее орбиты (т.е. точек пересечения пути Луны с эклиптикой,затменным путем Солнца средь звезд, и близко продолжительности двухсидерических месяцев (смещение Луны на фоне звезд):
54 сут. : 27,2122 сут. = 1,9844 » 2 драк. лун. мес.;
54 сут. : 27,32 сут. = 1,9765 » 2 сид. лун. мес.
Если же, продолжая далее реконструкцию, подключить к полученному числу вкачестве своеобразных счетных знаков 5 фигур животных, то получим число, фундаментально значимое в древней календаристике, ибо оно отражает количество суток в двух синодических лунных месяцах, кратных количеству месяцев в лунном году:
54 + 5 = 59;
59 сут. : 29,5306 сут. = 1,9979 » 2 син. лун мес.,
что и означает очевидное – при шестикратном проходе по всем (за исключением б) знакам кольца получим количество месяцев в лунном году –
син. лун мес. ґ 6 = 12 син. лун мес.
На рис. 3 представлен конечный результат реконструкции – совмещение фаз Луны двухмесячного синодического цикла с определенными насечками, если за начальный знак отсчета принять первую насечку над головой бобра, определив ее как знак суток полнолуния. В таком случае, знак № 8 над горбом спины бобра определит четверть умирающей Луны; последний знак строчки над бобром (№ 15) определит сутки первого дня невидимости Луны (новолуние); единичный знак № 16 над выдрой – второй день невидимости); знак № 17, совмещенный со спиной выдры – день появления на небосводе «молодого» месяца (неомения); конец строки над выдрой (№ 22) – четверть народившейся Луны; знак перед хвостом второго волка (№ 30) – полнолуние; знак, совмещенный с хвостом второго волка (№ 31), – ущербдиска Луны (появление «печати смерти» на лике ночного светила, в календарной мифологии – страшная ночь начала умирания Луны); знак над горбом второго волка, размещенный между линиями в и г (№ 37), – четверть «умирающей» Луны; знак,совмещенный с хвостом первого волка (№ 44) – новолуние, из чего следует, что на предшествующие 3 знака придутся дни исчезновения серпа Луны с небосвода, а на последующее – появление первого серпа; знак, размещенный между ушами первого волка (№ 52) – четверть народившейся Луны.
Заключительная часть двухмесячного цикла в особенности эффектна – сутки приближения очередного полнолуния символизировались знаком а и фигурами 5 животных!
Как можно убедиться, фазы Луны оказались приуроченными к весьма заметным знакам. Следовательно, группировка насечек и размещение строчек записей над контурами тел животных нацеливались на одно и то же – максимально облегчить тому, кто отслеживал течение лунного времени, предсказание суток, когда Луна обретет вид особо значимой фазы. Все они перечислены выше и представлены на рис. 3. Животные олицетворяют собой изменения ликов ночного светила. Все это однозначно подтверждает правильность интуитивной догадки Н.Д. Конакова об использовании кольца в качестве календаря, по которому с исключительной точностью отслеживалось время двухмесячными циклами (своего рода сезоны?) в течение лунного года.
В заключение остается изложить соображения рациональности счисления времени двухмесячными лунными циклами;
1 – они позволяли точно фиксировать 1/3 и 2/3 лунного года (59 сут. ґ 2 = 118 сут.; 59 сут. ґ 4 = 236 сут.), т.е. моменты, обычно играющие важную роль в культово-обрядовой деятельности жречества;
2 – они позволяли точно фиксировать 1/2 лунного года (59 сут ґ 3 = 177 сут.), когда ожидался повтор лунного затмения, которое наблюдалось полгода назад (по данным современной астрономии лунное затмение может повторится на 177–178 день); поскольку эти дни олицетворяет первый волк (177 сут.) и первый знак записи над бобром (178 сут), что соответствующим образом следует оценивать и роль этих животных в явлении, которое наблюдалось в Небе – они, в случае затмения, считались ответственными за исчезновение ночного светила в неурочные часы (выходит, волк и бобр выступают в роли мифического «небесного дракона», страшного поглотителя светил);
3 – они позволяли точно фиксировать сутки окончания лунного года (59 сут.ґ 6 = 354 сут.); поскольку в последующие 2-ое суток счисления очередноголунного года (от начала счета то будут 355 и 356 сут.) тоже случался повтор лунного затмения (по данным современной астрономии лунное затмение может повториться на 355–356 сут.), то Луну на сей раз мог поглотить бобер (на два первых знака, размещенных над головой животного как раз и придутся 355–356-е сутки); следовательно, семантика бобра как северной ипостаси «небесного дракона» подтверждается.
Реконструкция солнечного календаря.
Учитывая рациональность сохранения связи позиций фаз Луны с одними и теми же знаками записи, детально представленных в ходе реконструкции лунного календаря, можно предположить, что календарист верховья Камы считывал время в течение 3-х лунных лет подряд по установленной схеме, а затем вводил в счетную систему интеркалярий – 34 дополнительных дня (так поступали обычно творцы архаических счетных систем начиная с эпохи палеолита). И ясно почему они так делали: именно на 34 дня отставало к окончанию лунного трехлетия время лунное (фазовое) от времени солнечного (сезонного):
(354 сут. ґ 3) + 34 сут. = 1096 сут.;
1096 сут. : 365,242 сут. = 3,000750 солн. лет,
с ошибкой (превышение) » ј сут.
Есть ли, однако, в счетной системе пермского календаря четко выделенный блок из 34 знаков? Такой, четко ограниченный очень заметными знаками блок имеется, а рациональность использования для интеркаляции именно его можно подтвердить неотразимой силы календарно-астрономическими соображениями.
Интеркалярий длительностью 34 сут. считывался от знака над хвостом первого волка (он совмещен с хвостом!) и до знака, размещенного перед поднятым вверх хвостом белки (своего рода «шлагбаум», как бы призывающий прекратить счет суток интеркалярия!) (см. рис. 4). А теперь предъявлю доказательства правильности такого шага. А все дело в том, что 34 сут. высоко календарно-астрономически значимое число потому, что оно отражает длительность так называемой эпохи солнечного затмения. Это весьма характерный период представляют собою время сближения Солнца с узлом лунной орбиты (точка пересечения пути ночного светила с эклиптикой), когда может случиться одно или два солнечных затмения (в течение 34 сут. Луна может дважды оказаться в фазе новолуния). Период этот подразделяется на два цикла – 17 сут. Солнце приближается к узлу, а затем в течение 17 суток удаляется от него. Так вот, 17-е сутки (время вхождения дневного светила в узел) определяет знак записи, размещенной около начала подтреугольного выступа спины бобра. Этот знак и делит пополам текст интеркалярия, в течение которого по окончании лунного трехлетия могло ожидаться солнечное затмение.
Когда Солнце приближается к узлу, то полное затмение светила оказывается неотвратимым. В этой связи и обратим внимание на знак б, в сторону которого нацелились «пермские драконы» – волк с одной стороны, а бобр – с другой. Ведь этот знак имеет вид закрытого невидимой Луной диска Солнца, оконтуренного зубчатой коронойобычная при полном солнечном затмении картина в месте «черного провала Неба». Так оказывается раскрытой семантика «зубчатой розетки». В считывании 34 сут. эта розетка не принималась в расчет (литера б).


Рис. 4. Реконструкция системы счисления времени по Луне и Солнцу
с указанием особо важных знаков и связанных с ними периодов.

В заключение следует заметить, что согласно астрономическим канонам полное солнечное затмение может случиться в течение 11 дней до подхода дневного светила к узлу лунной орбиты (от знака над литерой е первого волка до знака ж)и в те же 11 дней после выхода его из узла (знаки от ж до первого знака, совмещенного с горбом выдры), случись в одном из этих дней новолуние. За пределами этих временных границ (т.е. левее знака над литерой е и левее первого знака, совмещенного с горбом выдры) солнечное затмение бывало частным или полутеневым, которое не могло фиксироваться глазом. Запись интеркалярия из 34 знаков наглядно отражает все эти детали.
Краткие итоги
Изложенное, возможно, покажется трудным для восприятия археологом-искусствоведом. Но простого варианта повествования в рамках цели заявленного сюжета нет и быть не может по определению. Ведь речь в докладе шла о доказательных реконструкциях фундаментальной значимости аспектов средневековой культуры бесписьменных финно-угров европейской части Отечества до прихода в Прикамье русских, обладающих письменностью. Речь шла о расшифровке знаково-образных записей, связанных с познаниями в области астрономии и счета времени аборигенов северного края Европы и о восстановлении их астральной мифологии. Так отчего же быть простым интерпретациям всего этого, запечатленного не привычными для глаза литерами, образующими слова, а числовыми рядами знаков и анималистическими фигурами?
Изложенное позволяет сделать следующий вывод: уровень календарно-астрономической науки средневекового жречества коми-зырян был впечатляюще высок, а его астральная мифология символически глубокой, изящной, остроумной и многозначной. Из этого и следует исходить, оценивая в целом мощь и своеобразие культур народов европейского севера России.




Институт археологии и этнографии СО РАН,
Новосибирск

http://www.sati.archaeology.nsc.ru/Home/pub/index.html?