Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

четверг, 6 мая 2010 г.

Кол и Рото



По-древнерусски кольцо называлось коло. Что означает это слово? Случайно ли совпало звучание слов кольцо и колья? Случайно ли водный источник называется не только кладезь, колодец, но также и родник, родище? Почему по-древнерусски кладбище называется также коломище? Отчего потусторонний мир, место пребывания предков по-древнерусски именуется родьство? Есть ли что общее между тюркским кёль «озеро» и русским колодец?

Корень коло звучал в этнониме сколоты («люди, собирающиеся в круг») и по сей день звучит в словах околица и около. Но не только в них. Тот же корень – в словах оклик и колокол, ведь на круг созывали, и не только голосом, но и стуком, звоном (в латинском это же значение у слов caloare «звать, созывать» и calendae – изначально «созыв», в греческом – χαλέω «зову»). И тот же корень – в словах колдовать, колдун, колядки и ряде других. Колдуном, колодуном изначально звали того, кто устраивал коло («круг») и руководил на нем, – то есть вождя, атамана. А поскольку, как мы увидим, важнейшим, узловым пунктом годового цикла было зимнее солнцестояние, то колодун был еще и владыкой холода (cold, Kalt), колотуном.
Перечислив эти очевидности, мы считаем, что исчерпали смыслы корня коло. Ан нет!
Древнерусское *kolti означало «колотить по зернам, толочь пестом в ступке». Его праформа – индоевропейское *kol- / kel- / kol. Значение почти то же, но отчетливо выделяется сексуальный акцент:
измельчение зерен в ступе уподобляли половому акту. Сюда же, согласно  Бернекеру, Мейе, Траутману, Гофману и другим этимологам восходит греческое χϖλον «половый член» (а также χωλήν «длинная трубчатая кость»), древнеиндийское *káltas «бедро», русские голень, колено, причем Фасмер считает, что смысл «сустав скелета» здесь нельзя отделять от смысла «род, поколение». Фраза Гамлета «The time is out of joint», буквально – «время вывихнуло сустав», означает у Шекспира «прервалась связь поколений».
Какова же связь между кругом, собранием полноправных общинников, человеческими костями и чередой поколений?
Наиболее древние «колья» на могилах земледельцев имеют совершенно очевидную сексуальную символику. Однако не нужно вслед за Рейтценштейном предполагать, что зачатие в ритуале совершал как бы «дух предка» посредством «резного изображения тотемного характера».

Древнейшие надгробья земледельцев из зернотерок (ступок и пестиков) с отчетливой сексуальной символикой (Джармо)
Возможно, уже родившие матери просто-напросто приносили новорожденных на Круг, чтобы «вложить в них душу», т.е. посвятить в члены племени. Новые души черпались из неиссякаемого их резервуара – частокола бревен либо вертикальных каменных глыб, каждая из которых была установлена в память того или иного умершего предка и потому хранила его душу. А. Головнев на основании этнографических данных подчеркивает уверенность людей той поры, что внутри камней медленно течет жизнь. А происходила процедура «вложения души» под крики «Любо!» живого кольца – собравшихся в Круг членов племени.
Следы этих представлений мы находим в Писании. Так, Иоанн Креститель заявляет, что Господь может сотворить детей Авраамовых (בֶן, бен, сын) из камней пустынных (אבֶן, абен, камень). Человек, возрождающийся (или рождающийся) из камня обыгран и в греческом сказании о потопе. Девкалион и Пирра воссоздают человечество из камней. Круговорот летящих камней в этой легенде символизирует круговорот душ в череде поколений. «С тех пор в слове “люди” (λαος) звучит слово “камень” (λαας)», – комментирует сказание Аполлодор.
В греческой мифологии известны люди из камня – лапифы (λαοπιθοι); но древнейшие ограждения ритуальных площадок для «воскрешения» были и деревянными, а потому греки знали и людей из дуба – дриопов.
Обратим внимание, что параллели здесь – типологические, а не морфологические, что указывает на весьма значительную древность соответствующих представлений.
Ни один исследователь, к сожалению, не обратил внимания на связь слов petr (камень) и pater (отец, в том числе и отец небесный, как в имени Юпитера – Jo-pater или индийском питри – «предки»).
Раз уж мы обратились к ивриту, несколько расширим этот экскурс, чтобы убедиться, что «бен – абен» – не случайная игра слов. По-еврейски обелиск, вертикально установленный камень, истукан, идол именуется גִּלּול, хэлил (по-аккадски Эллил, на шумерском Энлиль, у тюрков Алюль). С шумерского Энлиль переводят как «владыка душ» (иногда, ошибочно, «владыка воздуха»). А גּֽלֶמ, голем – это бездушная плоть, скудельный сосуд, подготовленный для приятия души. И то, и другое слово содержат корень גַּל, (произносится «кол») – слово весьма многозначное. Оно означало и груду (кольцо) камней, и родник, источник, колодец, но также и пузырь, шар, пустотелую сферу. Не правда ли, исчерпывающий перечень ответов на вопросы, заданные в начале параграфа?
Будучи удвоенной, эта основа вошла в слово «череп», – по-шумерски gulgulu, на иврите גֻּלְגּֽלֶה (гилгул), в греческом – κεφαλή (кефалэ), на латыни calva, по-русски глава, голова, изначально, видимо – голговá.
Вот и прозвучало слово гилгул (голгот, голгоф), – ключ к ответу на вопрос о представлениях наших прапредков о перевоплощении – возрождении – воскресении мертвых. Последняя из «голгоф» на Русской равнине существует по сей день – в Москве, на Красной площади, и именуется «Лобное место».

***

Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!
И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.
И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его.
Быт., 28: 16-18
Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи.
И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это.
Иезек., 37: 1–3
…Перейдя Иордан, Иисус Навин – в память грядущим поколениям – велел установить кольцом 12 камней и назвал это место Гилгал (גִּלְגָּל), т.е. просто «Кольцо» (Нав., 4: 1 – 5: 11 слл.). Кóльца вертикально установленных массивных неотесанных камней были обычной принадлежностью финикийских, хананейских и ранних еврейских святилищ. Но почему он его назвал именно так? Ведь слово гилгул означает круговорот, переселение, перевоплощение душ в череде поколений! Или во времена Навина считали, что гилгал – место, где происходит гилгул (и вне которого, без которого – не происходит)?
Принято считать, что переселение душ – учение, не органичное для иудаизма, привнесенное в него. О вере фарисеев в переселение душ упоминает еще Иосиф бен Маттафия (I в. н.э.), но первые связные версии этого процесса появились лишь у Анана бен Давида (VIII в.), и Иосифа бен Шалома Ашкенази (нач. XIV в.), а окончательно это учение оформлено р. Исааком Лурией (сер. XVIII в.). Есть иббур (עבור, “обре­ме­не­ние”, “прививка”»), когда душа, уже обретшая память в череде поколений, понимающая смысл своих деяний, способная к прицельному выбору, – «подселяется» в пошатнувшуюся, ужаснувшуюся, отчаявшуюся, озябшую душу, чтобы укрепить, утешить ее, помочь ей, наставить ее на путь истинный. И та облегченно вздыхает, – но и мучается полученным знанием: «Откуда, душа моя, откуда к тебе пришло это?». И есть гилгул (גִילְגּוּל, «круговорот») – «штатное», если так можно выразиться, переселение из тела в тело душ, не умеющих еще хранить отчетливую память о прошлых воплощениях. Именно благодаря переселению душ от умерших к новорожденным все 600 тыс. душ, стоявших у подножия Синая, существуют в каждом очередном поколении.
Однако древнейшие представления о возрождении иссохших трупов мы находим в Писании – именно, у пророка Иезекииля (вынесено в эпиграф). О том, что действие происходит на галгале, свидетельствует фраза «и обвел меня кругом около них».
Если иметь в виду круг живых людей, пристально глядящих на того, кто стоит в его центре, то становятся понятнее и колёса (גִּלְגָּלים, гилгалим) из видения Иезекииля, «окружности которых были полны глаз» (Иез., 1: 18).
А Бет-Эль, «Дом Бога», место, где Иаков спал и видел лестницу ангелов? Камень, который он «поставил памятником, возлив елей на верх его» прямо назван в тексте, так что речь, несомненно, идет о мегалитическом сооружении. Но почему Иаков «убоялся»? Почему воскликнул: «Как страшно место сие!»? Не потому ли, что вокруг лежали мертвые тела, прямо в тексте не упомянутые? Не их ли души восходили и нисходили по «лестнице» увиденной им во сне? Возможно, эпизод сложнее, чем представляется на первый взгляд: действие происходит на галгале, а «сон» Иакова – это метафора смерти с последующим воскресением.

***

Итак, гилгул означает «кольцо» не только в смысле формы, но и в смысле кругового движения, и не только в пространстве, но и во времени (что Ницше назвал «вечным возвращением»). Связь вращения колеса и вращения неба – общее место индоевропейской мифологии. В Ригведе Индра «поддерживает небо и землю, как колесо повозки поддерживаются осью»... и вращает «отдаленную сферу, как колеса повозки»... «колесницу без коней». В свою очередь вращение неба увязывается с круговоротом человеческих судеб – это и чакравартины в Индии, и «колесо Фортуны» в Греции (индийское вартин означает «вертеть», а вот та же этимология для имени Фортуны пока озвучена не была).
Западно-тохарское kokale, восточно-тохарское kukāl значит не только «колесо», но и «повозка». Тот же смысл – у картвельского borbal – «круг», «колесо», арамейского galgal «колесо», грузинского gorgal – «колесо», «круг», шумерского gigir – «боевая колесница», греческого κύκλος – «круг», «колесо» и πόλος – «ось», «полюс», «небесный свод», «круговой путь» (Видимо, ошибается В.М. Даниленко, увязывая греч. πολος – ось и слав. полоз – деталь саней и подчеркивая связь качения с волочением, повозки – с санями-волокушами).. Можно пополнить этот список, приводимый Т.В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Ивановым,  тюркским балбал – «каменное кольцо на вершине кургана, холма» и баскским бирибил (колесо) – слово, как видим, было распространено от Алтая до Пиренеев.
Корень этот восходит к доиндоевропейской, ностратической, точнее – прасеверокавказской лексике. В индоевропейских же языках для колеса появился совсем другой корень – рото, колесница – ратха).