Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

четверг, 3 июня 2010 г.

Человеческие гены перешли в общественную собственность

Человеческие гены перешли в общественную собственность
Генетика шагнет вперед, а генетические препараты и тесты станут дешевле
За последнее время сразу в двух американских судах были успешно оспорены патенты на два человеческих гена. Это важное событие в истории медицины. Два независимых судебных решения должны оказать большое и благотворное влияние на прогресс медицины вообще и биотехнологическую индустрию в частности.
Судебные решения интересны сразу по нескольким важным причинам. Во-первых, они заставляют задуматься о том, как вообще можно патентовать человеческие гены, являющиеся продуктом эволюции (или даже творениями природы), но никак не рукотворными механизмами. Держатели патентов на гены BRCA-1 (компания Myriad Genetics) и NF-kB (Ariad Pharmaceuticals) утверждали, что процесс выделения гена из организма делает его  объектом, пригодным для патентования. На их стороне была если не правовая, то патентная практика — согласно исследованию, проведенному в 2005 году, 20% человеческих генов запатентованы, а некоторые — даже неоднократно. Более того, разные судебные инстанции США не раз подтверждали подобные притязания.  В этот раз судьи, однако, заключили, что идеи (в отличие от механизмов и технологических процессов) не могут быть запатентованы, и оспорили патенты.
Вторая причина, по которой последние события будут иметь далеко идущие последствия — это важность оспоренных генов. Один из них — ген BRCA-1 — является «геном рака груди». То есть носительницы мутаций в этом гене заболевают раком груди с вероятностью больше 80% (к 70 годам; кроме того, он повышает и риск заболевания раком яичников). Держатель патента на BRCA-1, компания Myriad Genetics, продает единственный существующий тест на болезнетворные мутации гена. Тест стоит $3000 и не имеет конкурентов, потому что защищен патентом. Проблема даже не только в дороговизне диагностического теста: многие люди хотели бы подтвердить результаты теста независимым образом, но просто не могут этого сделать.
Второй оспоренный ген, NF-kB — это фактор транскрипции, то есть он непосредственно влияет на работу множества генов в организме, некоторые из которых очень важны для медицины. Обсуждение в суде стало следствием того, что держатели патента хотели получить с фармацевтического гиганта Eli Lilly $65 млн плюс лицензионные отчисления (2,3%), потому что два препарата компании, по мнению истцов, нарушали патент. Сейчас справедливость восстановлена судом второй инстанции, после того как в 2007 году обычный суд признал патент законным.
Оба оспоренных патента имели одно и то же слабое место — слишком широкие притязания. Патент на ген BRCA-1 был сформулирован таким неудачным образом, что фактически запрещал ученым и конкурентам исследовать более миллиона последовательностей ДНК, встречающихся в 80% человеческих генов. Но рациональные американские судьи апеллировали в своих решениях не к слабости конкретных заявок, а к самому принципу — невозможности запатентовать человеческий ген. «Академические теории, — гласило судебное заключение по иску к Eli Lilly, — не могут быть запатентованы, вне зависимости от того, насколько полезными и революционными окажутся впоследствии основанные на них изобретения».
Победа здравого смысла приятна и сама по себе, но в данном случае она будет иметь и значимые последствия. Два созданных прецедента вкупе с их повсеместной и однозначной поддержкой означают конец недолгой эпохи патентов на гены человека. Наверняка разработкой и испытанием генетических тестов и лекарств теперь займутся люди, которые раньше боялись судебных преследований. Больше половины руководителей лабораторий в США, как показало исследование, опубликованное в 2003 году в научном издании Journal of Molecular Diagnostics, отказывались от таких исследований, опасаясь преследования со стороны держателей патентов. Фармацевтические компании, у которых особенно сложные отношения с патентами, тоже будут активно заниматься генетической диагностикой и разрабатывать новые препараты. И совсем скоро генетический тест на предрасположенность к раку груди заметно упадет в цене.