В раскопанном в 1947 г. Втором Пазырыкском кургане на Алтае была найдена мумия мужчины, умершего в возрасте примерно 60 лет. Мужчина относился к монголоидной расе: «По типу он явно выраженный монголоид. Большая мозговая коробка с головным указателем 83-84 при крайне широком (скуловой диаметр 156 мм при общей высоте лица 146 мм и при анатомической его высоте 96 мм) и плоском лице, с сильно выступающими вперед скуловыми костями. При значительных размерах межглазничного расстояния (38 мм) ширина носа средняя (высота его 48 мм, ширина 34 мм) и корень его вдавлен. Эпикантус плохо различим, но, возможно, имелся» (С.И. Руденко. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.-Л., 1953. С. 65).
В отличие от него, женщина, мумия которой была найдена в том же захоронении, относилась к европеоидной расе:
«Женщина из кургана второго – зрелого возраста, старше 40 лет. Тип ее значительно отличается от типа мужчины из того же кургана. Головной ее указатель значительно ниже, около 80. Лицо узкое и длинное (скуловой диаметр 134 мм при общей высоте лица 141 мм и анатомической его высоте 99 мм), хорошо профилированное. Скуловые кости выступают незначительно при сравнительно небольшом скуловом диаметре. Спинка носа выступает довольно резко. Эпикантус не различим. Если в типе этой женщины и можно усматривать некоторые монголоидные признаки (относительно большая высота лица, узкий нос), то весьма смягченные» (там же. С. 65-66).
Судя по богатству захоронения, мужчина из Второго Пазырыкского кургана принадлежал к знати. При этом он своей резко выраженной монголоидностью отличался от большинства лиц, захороненных в алтайских курганах. Можно предположить, что он был сыном гуннского шаньюя, жившим в качестве заложника при дворе правителя юэчжей. Там он получил в жены местную женщину, с которой и был в конечном счете похоронен. Обращает на себя внимание одна примечательная подробность его погребения: «В кургане втором под головой мужчины найдена подвесная борода из человеческих волос, в виде бахромы, нашитой на ременную полоску, с ремешками для подвязывания» (там же. С. 131).
Накладная борода - № 4 и 5
Как говорилось ранее, в захоронениях алтайских вождей обнаружены изображения монголоидных лиц с бородами, которые производят впечатление накладных.
Находка накладной бороды из человеческих волос во Втором Пазырыкском кургане подтверждает существование подобного обычая у гуннов. В силу своей монголоидности они не имели возможности отпускать естественные бороды. Безбородость гуннов (уже достигших к тому времени Европы) отмечена в IV в. н.э. Аммианом Марцеллином, который, однако, неправильно истолковывает ее происхождение: «Так как при самом рождении на свет младенца ему глубоко изрезывают щеки острым оружием, чтобы тем задержать своевременное появление волос на зарубцевавшихся нарезах, то они доживают свой век до старости без бороды, безобразные, похожие на скопцов». В отличие от них, пышная растительность на лицах представителей скифо-сарматских племен, в число которых входили и оставившие алтайские курганы юэчжи, засвидетельствована их многочисленными изображениями.
Из этого можно заключить, что в эпоху господства юэчжей над гуннами последние носили накладные бороды в подражание своим повелителям.
http://aquilaaquilonis.livejournal.com/60396.html
В отличие от него, женщина, мумия которой была найдена в том же захоронении, относилась к европеоидной расе:
«Женщина из кургана второго – зрелого возраста, старше 40 лет. Тип ее значительно отличается от типа мужчины из того же кургана. Головной ее указатель значительно ниже, около 80. Лицо узкое и длинное (скуловой диаметр 134 мм при общей высоте лица 141 мм и анатомической его высоте 99 мм), хорошо профилированное. Скуловые кости выступают незначительно при сравнительно небольшом скуловом диаметре. Спинка носа выступает довольно резко. Эпикантус не различим. Если в типе этой женщины и можно усматривать некоторые монголоидные признаки (относительно большая высота лица, узкий нос), то весьма смягченные» (там же. С. 65-66).
Судя по богатству захоронения, мужчина из Второго Пазырыкского кургана принадлежал к знати. При этом он своей резко выраженной монголоидностью отличался от большинства лиц, захороненных в алтайских курганах. Можно предположить, что он был сыном гуннского шаньюя, жившим в качестве заложника при дворе правителя юэчжей. Там он получил в жены местную женщину, с которой и был в конечном счете похоронен. Обращает на себя внимание одна примечательная подробность его погребения: «В кургане втором под головой мужчины найдена подвесная борода из человеческих волос, в виде бахромы, нашитой на ременную полоску, с ремешками для подвязывания» (там же. С. 131).
Накладная борода - № 4 и 5
Как говорилось ранее, в захоронениях алтайских вождей обнаружены изображения монголоидных лиц с бородами, которые производят впечатление накладных.
Находка накладной бороды из человеческих волос во Втором Пазырыкском кургане подтверждает существование подобного обычая у гуннов. В силу своей монголоидности они не имели возможности отпускать естественные бороды. Безбородость гуннов (уже достигших к тому времени Европы) отмечена в IV в. н.э. Аммианом Марцеллином, который, однако, неправильно истолковывает ее происхождение: «Так как при самом рождении на свет младенца ему глубоко изрезывают щеки острым оружием, чтобы тем задержать своевременное появление волос на зарубцевавшихся нарезах, то они доживают свой век до старости без бороды, безобразные, похожие на скопцов». В отличие от них, пышная растительность на лицах представителей скифо-сарматских племен, в число которых входили и оставившие алтайские курганы юэчжи, засвидетельствована их многочисленными изображениями.
Из этого можно заключить, что в эпоху господства юэчжей над гуннами последние носили накладные бороды в подражание своим повелителям.
http://aquilaaquilonis.livejournal.com/60396.html