Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

понедельник, 23 августа 2010 г.

Некоторые новые и важные детали в теме символического описания донского герба.


Некоторые новые и важные детали в теме символического описания донского герба.1ч
http://www.fstanitsa.ru/print/publicity/nekotorye-novye-i-vazhnye-detali-v-teme-simvolicheskogo-opisaniya-donskogo-gerba

 [1]
символика донского герба
В качестве продолжения к материалу «О войсковом флаге и гербе». [2]

1. Степные охотники.
Как вы уже поняли, данный материал целиком и полностью сконцентрирован на символике донского герба – Олень (Елень) пронзенный стрелой. Ну как многие знают, говоря словами Губарева: «Идея герба связана с преданиями глубокой старины. Легенда о таинственном олене, уходящем от охотников, была известна в Подонье (Танаиде) уже в первые века нашей эры и относилась историками к Киммерийцам, Гуннам и Готам.
Она записана Прокопием из Кесарии (Война с Готами), Иорданом (Гетика), Созомоном (История Церкви) и некоторыми другими древними авторами. Может быть, не случайно иранское понятие «сака» – «олень» вошло в состав нашего первоначального имени Кос-сака. Кос-сака на скифском языке значило «белый олень». (Г.В.Губарев – Казачий словарь-справочник. Кливленд, США, 1966г.).
 [3]
старинная и поздняя версии донского герба-печати
Эта разница в изображении донского Еленя на страрой и новой версии герба, а именно присутсвие и отсутствие дерева (Древа Жизни, Мирового Дерева) является очень важной. Фактически роковой. И, чуть позже, будет понятно почему. Безусловно, в степной «тэнгрийской», как и вообще в дохристианской традиции, Елень присутствует в полном объеме и его как правило изображали в связи с охотой.
 [4]
сцены охоты
«Охотники из этого племени (гуннов), выискивая однажды, как обычно, дичь на берегу внутренней Мэотиды, заметили, что вдруг перед ними появился олень, вошел в озеро и, то ступая вперед, то приостанавливаясь, представлялся указующим путь. Последовав за ним, охотники пешим ходом перешли Мэотийское озеро, которое (до тех пор) считали непереходимым, как море. Лишь только перед ними, ничего не ведающими, показалась скифская земля, олень исчез. Я полагаю, что сделали это, из-за ненависти к скифам, те самые духи, от которых гунны ведут свое происхождение» (Иордан. Гетика.).

 [5]
скифский олень
Так гунны завоевывают Скифию. Примерно о том же самом повествует целый ряд авторов того периода, – Прокопий, Евнапий, Агафий и другие. Хотя эти повествования больше ничего существенного так и не раскрывают.
2. Начало постоения символической мозаики Еленя.
Как ни странно, образцы наиболее полного толкования символики оленя (т.е. включая все остальные атрибуты герба – стрела и древо), приходятся на раннехристианский период. И мы попробуем проследить весь генезис этой грандиозной зооморфной драмы, начиная с описания и символического толкования оленя в таком источнике как «Александрийский Физиолог» (популярное анонимное произведение II-IV в.н.э.). «Физиолог» повествует о разных животных в форме неких мифологем. Он как бы загадывает загадки и приводит нравоучительные толкования в христианском духе. Несмотря на апокрифичность книги, к ней обращаются многие выдающиеся и легендарные Отцы церкви, включая Василия Великого (Кесарийского)Оригена и апа Поймена (коптская церковь).
 [6]
сцена с оленем и змеей из Физиолога


3. Страшивъ елень, губитель гадомъ («От Шестоденьца избрано о животех» 108).
История про оленя такова. Согласно «Физиологу», олень живет пятьдесят лет. А затем уходит в долины и горные леса, и учует запах змеи, и где найдет ее, трижды сменившую кожу, обнюхивает и губит ее. И после этого идет и пьет воду. Если же не пьет, то умирает. Если же выпьет, то живет другие пятьдесят лет. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Псал. 41:2).
Толкование:
«Так и Господь наш сокрушил змея, дьявола, небесными водами, которые он имел в божественном слове добродетельной премудрости. И как змей не может переносить воды, так дьявол – небесного слова. И если ты имеешь разум в сердце своем, призови благовестия, и скажут они тебе: «Не прелюбодействуй, не блуди, не кради». И, вкусив священных вод, извергнешь всякое зло. Господь, придя, прогнал мысленного змея небесными водами. Но дьявол скрыл его в преисподней части земли. И Господь, источив из ребра своего кровь и воду, уничтожил скрытую в нас дьявольскую силу через купель воскресения…. И ты, человек, заключаешь в себе три обновления: крещение, покаяние и нетление. А когда согрешишь, то устремись к церкви, и к живому книжному источнику, и к пророческому сказанию, и испей живой воды, то есть святого причастия» («Физиолог», с. 143).
Мы находим в этой символической истории не только образ противоборства и победы оленя над змеем, но и мотив вечного возрождения. Здесь олень – орудие победы над дьяволом.
Примечание: В «Физиологе» (по сербской рукописи XVI в.), олень пожирает змея: «ухаеть змi а ськрьвена. поуханiю познаваеть ю и абiе прогласить три гласи великы. и прилагаеть нос свои кь вратомь дуплине и сводить дыханiе своё вьнутрь и где любо да лежить змiи вьсходить кь грьтану елена и погльщаеть его и погльтивь змiа, течеть кь источникомь водныимь».
4. Дальнейшие толкования.
Интересны дальнейшие толкования такого «поведения» оленя, описанного в «Физиологе». В поучении коптского апы Поймена говорится об оленях, поедающих змей. Змеиный яд жжет сердца оленей, и спасение они находят лишь напившись воды. «Написано: «Как олень пребывает у источников водных, таким же образом и моя душа прибегает к Тебе, Боже» (Псал. 41:2). Поскольку олени, пребывающие в пустыне, поедают змей и, когда яд жжет их сердце, поднимаются к водам, и, напившись, прохлаждаются от змеиного яда. Таким же образом монахи, пребывающие в пустыне, палимы ядом демонов лукавых, но, любя субботу и воскресенье, стремятся взойти к источнику водному, который есть плоть и кровь Господа, чтобы очиститься от всякой горечи лукавого» (апа Поймен 125).
 [7]
Василий Великий
Но с еще большим удовольствием об олене и змее рассуждает Василий Великий в своих комментариях на 28-й Псалом: «Олень имеет такое устройство, что ему не могут вредить пресмыкающиеся; но, как говорят естествонаблюдатели, съеденная им ехидна служит для него очищением. А все ядовитые животные берутся в изображении злых и противных сил, как говорит Господь: даю вам власть наступать на змей и скорпионов, и на всю силу вражию и ничто не повредит вам (Лука. 10:19), и как ещё псалом обещает Пророку: на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона (Псал. 90:13). Посему, когда слышишь в Писании имя оленя, необходимо искать в слове изображения чего-то лучшего. Ибо высокие горы убежище сернам (Псал. 103:18), и: как лань желает к потокам воды…. (Псал. 41:2). Но и всякий праведник имеет пребывание в вышних, к намеренному стремясь, к почести вышнего звания Божия во Иисусе Христе (Посл. к Филип. 3:14), и прибегает к удобопиемым источникам, ища первых начал богословия. Олень же дыханием своим извлекает ядовитых гадов, кроющихся в гнездах, и силою сего дыхания заставляет выходить из их убежищ. Посему святой, как именуется орлом за свою превыспренность и большею частью отделенность от земли, так и оленем – за противодействие злу».
Загадка с оленем и змеей носит характер мнимого парадокса. И через толкование, посвящаемый открывает для себя тайну священной истории.
Так олень обозначал одновременно и Иисуса Христа, попирающего дьявола, и
обновленного причастием Св.Тайн человека. А исцеляющий от яда источник со временем закономерно превратился в Древо Жизни. Ибо побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия (Откр. 2:7).
 [8]
Древо Жизни - праведники с Христом
А олень именно и есть победитель. Вообще, олень присутствует на многих иконографических изображениях райского Древа Жизни. Символическое значение оленя связано с символикой Древа Жизни в том числе и благодаря сходству оленьих рогов с ветвями (вспомните скифских оленей с древовидными вьющимися рогами). В этом смысле, полезно будет так же вспомнить казачью легенду о Древе Жизни ст. Раздорской и казачью песню «Там стояло в поле древо» (песня казаков станицы Березовская). «Там стояло в поле древо, Там стояло в поле древо, Тонко, высокое, тонко, высокое. Тонко, тонко, высокое, Тонко, тонко, высокое, Листом широкое, листом широкое. Листом, листом широкое, Листом, листом широкое, Корнем глубокое, корнем глубокое.»
 [9]
Олени и Древо Жизни - фреска, Рим
 [10]
олени у Древа Жизни - армянская керамика

5. Олень и раннехристианские святые. Вхождение оленя в рыцарскую парадигму.
Святой Евстафий Плакида.
 [11]
Евстихий Плакида на православной иконе
Знатный и добродетельный стратилат (воевода, полководец) Плакида жил во время правления имп. Траяна в Риме. Он и его жена Татиана (в лат. текстах иногда ошибочно Траяна (Trajana – PG. 105. Col. 373-374)), еще будучи язычниками, были добродетельны и в благочестии воспитали двух сыновей, чьи языческие имена неизвестны. Однажды Плакида отправился на охоту, где по Божественному Промыслу перед ним предстал необыкновенный олень, между рогами которого блистал крест с изображением Распятия (описание оленя неск. отличается в разных редакциях и переводах Жития).
 [12]
Евстафий (Евстихий) Плакида - католическая икона XII в.
Заговорив человеческим голосом, олень открыл Плакиде, что в образе животного тому явился Иисус Христос (олень, как известно, животное чистое), Которого Плакида, делая добрые дела, почитал, сам того не ведая. Форма вопроса оленя к Плакиде – «Что Меня гонишь?» – и весь строй диалога восходят к описанию в Деяниях св. апостолов явления Христа ап. Павлу на пути в Дамаск (Деян 9. 3-7).
 [13]
Св. Евстафий, Нижняя Сванетия XIIв.
Таким способом Господь решил обратить стратилата в истинную веру, и Плакида тайно крестился вместе со всей семьей у иерея Иоанна (имя и роль иерея уподобляют его св. Иоанну Крестителю). При крещении Плакида получил имя Евстафий (твердостоящий), его жена была наречена Феопистией (Богу верная), старшего сына назвали Агапием (от агапе – любовь), а младшего – Феопистом. Позже вся семья приняла мученическую смерть.
 [14]
ранний греческий вариант
Примечание: Св. Евстафий считался небесным покровителем пластунов. «Пластуны имеют свои тайные правила, свои переводы, свое поверье и так называемые характерства: заказывание от пули, от об-пой горячего коня, от укуса змеи; наго-вори на ружье и ловушку; «замовляння крови», какая течет из раны и другие; но их суеверия не во вред вере, и не мешают им ставить свечу святому Евстафию, который в земной своей жизни, был искусным воином и стрелком и удостоился видеть на рогах гонимого им пустыней оленя, крест, с розпъятим на нем Господом» (Иван Попко 1, с.252).
Святой Эгидий (Жиль).
Праведный Эгидий вел жизнь отшельника в лесу. Его единственным другом был олень. Как то раз в этом же лесу охотился король готов. Он увидел этого оленя и выстрелил из лука. Эгидий закрыл рукой своего друга, и стрела воткнулась в оленя сквозь его руку, тем самым не причинив оленю особого вреда. Король был настолько тронут жертвенным милосердием Эгидия, что пал перед ним ниц и воздал всякие почести (по одной из версий принял христианство и стал духовным чадом Эгидия).
Anchor


 [15]
Св. Эгидий, олень и король готов
Юлиан Госпиталит.
Здесь весь драматизм истории связан с табу на охоту и убийство оленя. История там примерно следующая. Юлиан (жил в девятом веке.) уже был христианином и легендарным рыцарем, но страстно любил охоту. Однажды он неистово гнался за оленем. Изнемогающий олень вдруг остановился и человеческим голосом пригрозил Юлиану, что если он попробует хоть раз напасть на оленя, то в наказание будет принужден убить собственных родителей. Юлиан испугался и поскакал домой, где наспех собрал вещи и покинул отчий дом, чтобы не никогда не совершить такое ужасное злодеяние. Он поселился в дальних краях и нашел себе молодую жену. Погрузившись в спокойный и размеренный быт, он забыл о предупреждении оленя. Страсть к охоте снова взыграла в его сердце. Он отправился в лес и напал на оленя (по другим источникам – убил его). Возвращаясь домой, он встретил дьявола в облике соседа, который заявил Юлиану о том, что его жена изменяет ему в его отсутствие. Разгневанный Юлиан примчался домой и увидел на постели под одеялом обнявшуюся пару. Он изрубил их мечом. Но выйдя из дома, он увидел свою жену, которая сообщила ему как она думала радостную весть о том, что пока он был на охоте, приехали его родители и она, видя их усталость, уложила их на постель и укрыла одеялом. Юлиана охватил ужас. Прогремели громы и молнии. Он всю оставшуюся жизнь замаливал свой грех тем, что построил приют для больных и странников. Он отдавал все силы на молитву и заботу о своих подопечных. Однажды в сильную бурю он через бушующую реку нес на спине прокаженного. После чего ему явился ангел и возвестил прощение.


Anchor
Примечание: Изначально орден госпитальеров, который и замысливался как орден-государство назывался – Суверенный Военный орден Св. Иоанна Предтечи.
Табу на охоту и убийство оленя есть в истории, которую приводит выдающийся классик казачьего зарубежья П.С.Поляков в романе «Смерть Тихого Дона»: «Когда сотворил Бог небо и землю, и всё, что на ней произрастало, и отделил воду от суши и указал рекам путь ихний, вот и потек тогда Дон наш батюшка от Иван-озера к морю Азовскому. И расселились тогда же казаки по Полю Дикому, по степи казачьей, по Дону по реке. И послал тогда Бог Оленя, зверя доброго, казакам в степи, в знак того, что добро он казакам хочет и что быть тому Оленю у казаков зна¬ком Божьяго к ним благоволения. И не свелел Бог казакам на Оленя охотиться, а Оленю у казаков пшеницу топтать».
История длинная, но полностью прочесть ее можно здесь. [16]
В конечном итоге, казаки, вследствие нужды нарушают Божий запрет и убивают оленя:
«Полохнула молонья в небе безоблачном и раздался над Степью голос Самого Господа и Бога нашего:
- Мир сей сотворивши, отвел Я детям моим, казакам донским, Дон-реку и Степи для жизни вольной. И послал Я к вам, казакам Донским, Оленя, зверя доброго, залогом любви моей и вашего в степи благоденствия. Вы же, славою земною прельстившись, пошли на брань за дело вам чужое и ненужное и тем преступили мои законы. Рабскому царству покорили вы полсвета, славу себе суетную стяжали, словом же Божьим пренебрегли. И запустел Дон казачьими головами, заросли сорняками пашни ваши, и пошел гулять по степи вашей черный голод. И, его убоясь, перебили вы Оленей моих, Мною вам посланных. Теперь же знайте – упокою всех в боях павших, но нет живущим моего прощения» (П.С.Поляков – Смерть Тихого Дона).

6. Symbola et Emblemata.
 [17]
обложка Symbola et Emblemata
В 1705 г. в качестве одного из руководств для живописи и поэзии, по заказу Петра I, была издана в Голландии специальное издание известной книги под названием «Symbola et emblemata», содержавшая 840 аллегорических картин — «символов» и кратких трактовок — «эмблем». Впервые, наряду с немецким, латинским и голландским переводом, был дан перевод на кириллице.
Среди этих картин есть конечно и елень, пронзенный стрелой, вкушающий от древа.
 [18]
олень, пронзенный стрелой и вкушающий от древа
Толкование гласит: «Природа превосходи хитрость». Как это понимать? Именно так, что эта трактовка опять отсылает нас к раннехристианским рассуждениям времен
«Физиолога».

 [19]
фреска с изображением Оригена, он так же считается изобретателем слова БОГОЧЕЛОВЕК
Ориген, в полемике с эпикурейцем Цельсом, который утверждал наличие разума у животных, отдавал предпочтение мыслям о природном инстинкте самосохранения у них. Они как раз и спорили про способность у животных исцеляться посредством целебных трав и растений. «От взора Цельса совершенно ускользнуло то различие, какое существует между явлениями, зависящими в своем происхождении от разумной силы и мыслительных способностей, и явлениями, которые от разума нисколько не зависят и определяются исключительно потребностями одного только внешнего инстинкта. В основе этих последних явлений, во всяком случае, не лежит разум, которым управлялись бы действия (неразумных животных), такового разума они не имеют» (Ориген. Против Цельса. IV. LXXXI). Если следовать логике Оригена, олень в поисках спасения, движим не разумом, а природной необходимостью, то есть инстинктом.
Действительно, хитрость злого охотника-дьявола, который поражает оленя смертельной стрелой зла, не имеет силы перед его инстинктивным природным способом борьбы со смертью. А именно вкушение от целительного Древа Жизни. И это состояние бессмертия, вечного возрождения и преображения есть как бы естественное природное состояние людей. И находясь только в таком состоянии елень, как прообраз и тотем казачьего народа, будет всегда попирать аспида и змея, не получая от них значительного ущерба, так как побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия (Откр. 2:7).
Кстати, та трактовка, которую мы знаем по отношению к новому варианту донского герба:«Стрелой пронзен но не покорен», в трактате «Symbola et emblemata» относится к совершенно другому символу и другому животному.
 [20]
лев пронзенный стрелой в Symbola et emblemata
Лев, раненный стрелой и преследуемый гончей собакой трактуется как: «Хотя ране, не подамся». Смысл тот же, как видите. Зачем этот смысл был применен к позднему казачьему еленю? Здесь явная ущербность идеологических и политических трактовок по отношению к сакральному символу. Ведь если мыслить в этой плоскости, то получается, что олень, пронзенный стрелой, но лишенный Древа Жизни, есть символ Вечной Смерти, Неизбежности Угасания и Вечного Поражения.
О.Гапонов http://www.fstanitsa.ru/publicity/nekotorye-novye-i-vazhnye-detali-v-teme-simvolicheskogo-opisaniya-donskogo-gerba