Некоторые новые и важные детали в теме символического описания донского герба.1ч
http://www.fstanitsa.ru/print/publicity/n
В качестве продолжения к материалу «О войсковом флаге и гербе». [2]
1. Степные охотники.
Как вы уже поняли, данный материал целиком и полностью сконцентрирован на символике донского герба – Олень (Елень) пронзенный стрелой. Ну как многие знают, говоря словами Губарева: «Идея герба связана с преданиями глубокой старины. Легенда о таинственном олене, уходящем от охотников, была известна в Подонье (Танаиде) уже в первые века нашей эры и относилась историками к Киммерийцам, Гуннам и Готам.
Она записана Прокопием из Кесарии (Война с Готами), Иорданом (Гетика), Созомоном (История Церкви) и некоторыми другими древними авторами. Может быть, не случайно иранское понятие «сака» – «олень» вошло в состав нашего первоначального имени Кос-сака. Кос-сака на скифском языке значило «белый олень». (Г.В.Губарев – Казачий словарь-справочник. Кливленд, США, 1966г.).
Она записана Прокопием из Кесарии (Война с Готами), Иорданом (Гетика), Созомоном (История Церкви) и некоторыми другими древними авторами. Может быть, не случайно иранское понятие «сака» – «олень» вошло в состав нашего первоначального имени Кос-сака. Кос-сака на скифском языке значило «белый олень». (Г.В.Губарев – Казачий словарь-справочник. Кливленд, США, 1966г.).
Эта разница в изображении донского Еленя на страрой и новой версии герба, а именно присутсвие и отсутствие дерева (Древа Жизни, Мирового Дерева) является очень важной. Фактически роковой. И, чуть позже, будет понятно почему. Безусловно, в степной «тэнгрийской», как и вообще в дохристианской традиции, Елень присутствует в полном объеме и его как правило изображали в связи с охотой.
«Охотники из этого племени (гуннов), выискивая однажды, как обычно, дичь на берегу внутренней Мэотиды, заметили, что вдруг перед ними появился олень, вошел в озеро и, то ступая вперед, то приостанавливаясь, представлялся указующим путь. Последовав за ним, охотники пешим ходом перешли Мэотийское озеро, которое (до тех пор) считали непереходимым, как море. Лишь только перед ними, ничего не ведающими, показалась скифская земля, олень исчез. Я полагаю, что сделали это, из-за ненависти к скифам, те самые духи, от которых гунны ведут свое происхождение» (Иордан. Гетика.).
Так гунны завоевывают Скифию. Примерно о том же самом повествует целый ряд авторов того периода, – Прокопий, Евнапий, Агафий и другие. Хотя эти повествования больше ничего существенного так и не раскрывают.
2. Начало постоения символической мозаики Еленя.
Как ни странно, образцы наиболее полного толкования символики оленя (т.е. включая все остальные атрибуты герба – стрела и древо), приходятся на раннехристианский период. И мы попробуем проследить весь генезис этой грандиозной зооморфной драмы, начиная с описания и символического толкования оленя в таком источнике как «Александрийский Физиолог» (популярное анонимное произведение II-IV в.н.э.). «Физиолог» повествует о разных животных в форме неких мифологем. Он как бы загадывает загадки и приводит нравоучительные толкования в христианском духе. Несмотря на апокрифичность книги, к ней обращаются многие выдающиеся и легендарные Отцы церкви, включая Василия Великого (Кесарийского), Оригена и апа Поймена (коптская церковь).
3. Страшивъ елень, губитель гадомъ («От Шестоденьца избрано о животех» 108).
История про оленя такова. Согласно «Физиологу», олень живет пятьдесят лет. А затем уходит в долины и горные леса, и учует запах змеи, и где найдет ее, трижды сменившую кожу, обнюхивает и губит ее. И после этого идет и пьет воду. Если же не пьет, то умирает. Если же выпьет, то живет другие пятьдесят лет. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Псал. 41:2).
Толкование:
«Так и Господь наш сокрушил змея, дьявола, небесными водами, которые он имел в божественном слове добродетельной премудрости. И как змей не может переносить воды, так дьявол – небесного слова. И если ты имеешь разум в сердце своем, призови благовестия, и скажут они тебе: «Не прелюбодействуй, не блуди, не кради». И, вкусив священных вод, извергнешь всякое зло. Господь, придя, прогнал мысленного змея небесными водами. Но дьявол скрыл его в преисподней части земли. И Господь, источив из ребра своего кровь и воду, уничтожил скрытую в нас дьявольскую силу через купель воскресения…. И ты, человек, заключаешь в себе три обновления: крещение, покаяние и нетление. А когда согрешишь, то устремись к церкви, и к живому книжному источнику, и к пророческому сказанию, и испей живой воды, то есть святого причастия» («Физиолог», с. 143).
Толкование:
«Так и Господь наш сокрушил змея, дьявола, небесными водами, которые он имел в божественном слове добродетельной премудрости. И как змей не может переносить воды, так дьявол – небесного слова. И если ты имеешь разум в сердце своем, призови благовестия, и скажут они тебе: «Не прелюбодействуй, не блуди, не кради». И, вкусив священных вод, извергнешь всякое зло. Господь, придя, прогнал мысленного змея небесными водами. Но дьявол скрыл его в преисподней части земли. И Господь, источив из ребра своего кровь и воду, уничтожил скрытую в нас дьявольскую силу через купель воскресения…. И ты, человек, заключаешь в себе три обновления: крещение, покаяние и нетление. А когда согрешишь, то устремись к церкви, и к живому книжному источнику, и к пророческому сказанию, и испей живой воды, то есть святого причастия» («Физиолог», с. 143).
Мы находим в этой символической истории не только образ противоборства и победы оленя над змеем, но и мотив вечного возрождения. Здесь олень – орудие победы над дьяволом.
Примечание: В «Физиологе» (по сербской рукописи XVI в.), олень пожирает змея: «ухаеть змi а ськрьвена. поуханiю познаваеть ю и абiе прогласить три гласи великы. и прилагаеть нос свои кь вратомь дуплине и сводить дыханiе своё вьнутрь и где любо да лежить змiи вьсходить кь грьтану елена и погльщаеть его и погльтивь змiа, течеть кь источникомь водныимь».
4. Дальнейшие толкования.
Интересны дальнейшие толкования такого «поведения» оленя, описанного в «Физиологе». В поучении коптского апы Поймена говорится об оленях, поедающих змей. Змеиный яд жжет сердца оленей, и спасение они находят лишь напившись воды. «Написано: «Как олень пребывает у источников водных, таким же образом и моя душа прибегает к Тебе, Боже» (Псал. 41:2). Поскольку олени, пребывающие в пустыне, поедают змей и, когда яд жжет их сердце, поднимаются к водам, и, напившись, прохлаждаются от змеиного яда. Таким же образом монахи, пребывающие в пустыне, палимы ядом демонов лукавых, но, любя субботу и воскресенье, стремятся взойти к источнику водному, который есть плоть и кровь Господа, чтобы очиститься от всякой горечи лукавого» (апа Поймен 125).
Но с еще большим удовольствием об олене и змее рассуждает Василий Великий в своих комментариях на 28-й Псалом: «Олень имеет такое устройство, что ему не могут вредить пресмыкающиеся; но, как говорят естествонаблюдатели, съеденная им ехидна служит для него очищением. А все ядовитые животные берутся в изображении злых и противных сил, как говорит Господь: даю вам власть наступать на змей и скорпионов, и на всю силу вражию и ничто не повредит вам (Лука. 10:19), и как ещё псалом обещает Пророку: на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона (Псал. 90:13). Посему, когда слышишь в Писании имя оленя, необходимо искать в слове изображения чего-то лучшего. Ибо высокие горы убежище сернам (Псал. 103:18), и: как лань желает к потокам воды…. (Псал. 41:2). Но и всякий праведник имеет пребывание в вышних, к намеренному стремясь, к почести вышнего звания Божия во Иисусе Христе (Посл. к Филип. 3:14), и прибегает к удобопиемым источникам, ища первых начал богословия. Олень же дыханием своим извлекает ядовитых гадов, кроющихся в гнездах, и силою сего дыхания заставляет выходить из их убежищ. Посему святой, как именуется орлом за свою превыспренность и большею частью отделенность от земли, так и оленем – за противодействие злу».
Загадка с оленем и змеей носит характер мнимого парадокса. И через толкование, посвящаемый открывает для себя тайну священной истории.
Так олень обозначал одновременно и Иисуса Христа, попирающего дьявола, и
обновленного причастием Св.Тайн человека. А исцеляющий от яда источник со временем закономерно превратился в Древо Жизни. Ибо побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия (Откр. 2:7).
обновленного причастием Св.Тайн человека. А исцеляющий от яда источник со временем закономерно превратился в Древо Жизни. Ибо побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия (Откр. 2:7).
А олень именно и есть победитель. Вообще, олень присутствует на многих иконографических изображениях райского Древа Жизни. Символическое значение оленя связано с символикой Древа Жизни в том числе и благодаря сходству оленьих рогов с ветвями (вспомните скифских оленей с древовидными вьющимися рогами). В этом смысле, полезно будет так же вспомнить казачью легенду о Древе Жизни ст. Раздорской и казачью песню «Там стояло в поле древо» (песня казаков станицы Березовская). «Там стояло в поле древо, Там стояло в поле древо, Тонко, высокое, тонко, высокое. Тонко, тонко, высокое, Тонко, тонко, высокое, Листом широкое, листом широкое. Листом, листом широкое, Листом, листом широкое, Корнем глубокое, корнем глубокое.»