Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

вторник, 21 декабря 2010 г.

Антропология Булгара и Золотой Орды

М.М. Герасимова, Н.М. Рудь, Л.Т. Яблонский. Антропология античного и средневекового населения Восточной Европы. М., 1987

Глава 2. Антропологические данные к вопросу об этнических взаимоотношениях на Средней Волге к X-XIV вв.


За последние годы появился ряд антропологических работ, освещающих вопрос об антропологическом составе раннеболгарских племен, пришедших из Подонья и Приазовья на Волгу и Балканский полуостров. На всех болгарских сериях с территории СССР прослеживается общий для них так называемый зливкинский тип – европеоидный с ослабленными монголоидными чертами, который, по-видимому, был основным у болгар, двинувшихся из Приазовских степей к Среднему Поволжью и Дунаю. (С. 85)


Несомненно, что население, оставившее средневековый могильник Четырехугольник, относится к зливкинскому варианту болгарских серий (по всей вероятности, на сарматской основе). <…> Население из средневекового могильника Четырехугольник было довольно гомогенным и относилось к европеоидной брахикранной расе сарматского облика с незначительной, но все-таки уловимой монголоидной примесью, говорящей о давней метисации. (С. 90-91)


Население, оставившее средневековый могильник Малый Минарет, было смешанным в антропологическом отношении. Наряду с представителями брахикранного европеоидного типа встречаются и представители монголоидной расы. Женская серия существенно не отличается от мужской, хотя, на наш взгляд, она более европеоидна, чем мужская. По-видимому, носителями монголоидных элементов была мужская часть популяции, которая приходила на эту территорию в качестве завоевателей. (С. 93)


Могильник Ханская усыпальница. Уже при визуальном исследовании серии можно было выявить наличие нескольких явных монголоидных индивидов среди основной европеоидной массы погребенных. (С. 106) Население, представленное в могильнике у Ханской усыпальницы, являло собой пример образования антропологической общности, когда еще ясно можно было проследить слагающие ее компоненты: один из них характеризуется преобладающим комплексом признаков брахикранного европеоидного типа, другой (небольшая часть) – монголоидным комплексом. (С. 114) Усиление восточных черт отмечалось у черепов из могильника Ханская усыпальница, что, по всей вероятности, отражает приток монголоидных антропологических элементов в XIV-XV вв. (С. 105)


Нами рассматривался хронологический период, начиная с X по XV вв., т.е. время существования Волжской Болгарии и начала консолидации отдельных племен, населяющих этот регион. По данным краниологии на нашем материале можно выделить два основных антропологических типа, иногда переходящих один в другой: брахикранный зливкинский тип с небольшой монголоидной примесью, имеющий свои локальные особенности в строении носовой области и ширине лица, и брахикранный, или мезобрахикранный, европеоидный тип со средними размерами лицевой и мозговой части черепа, присущий основной массе населения. (С. 138)


Формирование физического облика волжских болгар происходило под влиянием неоднократных и мощных тюркских внедрений в финно-угорскую среду. Палеоантропологический материал, ретроспективно выявляя смешанность антропологического типа населения Волжской Болгарии, позволяет считать ее не результатом постепенного просачивания южных и восточных племен, а прихода на Среднюю Волгу значительных групп населения. Одна из наиболее мощных волн, вызвавших усиление монголоидного компонента, связана с монгольским нашествием. Материалы золотоордынского времени показывают некоторое усиление монголоидной примеси, однако в сложении физических особенностей народов Среднего Поволжья и Волго-Камья этот компонент не сыграл значительной роли. Более существенна доля монголоидного компонента в формировании физического типа средневекового населения Нижнего Поволжья. Именно в Нижнем Поволжье, административном и политическом центре Золотой Орды, наблюдается сдвиг в сторону большей монголоидности по сравнению с Волжской Болгарией или хорезмийскими городами. Физический тип городского мусульманского населения Нижнего Поволжья оформился в результате смешения монголоидного и европеоидного вариантов позднесарматского зливкинского типа. (С. 240-241)




Глава 3. Социально-этническая структура золотоордынского города по данным археологии и антропологии (монголы в средневековых городах Поволжья)


Бельджамен (Водянское городище в Волгоградской области, на правом берегу Волги, севернее райцентра Дубовка)


С помощью статистических методов было установлено, что погребения в могилах с подбоями на некрополе Бельджамена связаны преимущественно с монголоидным обликом погребенного. Преимущественной связью с монголоидным комплексом краниологических признаков погребенных характеризуются также захоронения, совершенные на территории мавзолеев и мечети – наиболее почитаемых участках некрополя. Захороненные на рядовом кладбище характеризуются в целом европеоидностью. (С. 180-181)


Население Водянского городища по физическому облику в целом почти не отличается от присущего современным узбекам. (С. 231)






Сарай-Бату (Старый Сарай, Сарай-ал-Махруса) (Селитренное городище на берегу р. Ахтубы, в 140 км выше Астрахани)


Все приведенные схемы отражают действительное взаимоотношение социального и этнического факторов в структуре населения Сарая-ал-Махруса. Наблюдается вполне определенная тенденция к погребению в богатых захоронениях людей монголоидного облика. (С. 211)


Логично, на наш взгляд, предположить, что основу городской прослойки, оставившей погребальный обряд типа II – подбои, должны были составлять люди, попавшие в Сарай-ал-Махруса из среднеазиатских областей. Рассматриваемый обряд является образцовым мусульманским, а ведь именно в Средней Азии мусульманство распространилось и окрепло задолго до прихода туда монгольских завоевателей. В процессе исламизации золотоордынского населения, судя по историческим сведениям, самую активную роль сыграли хорезмийские имамы. Они стали проводниками ислама, идеологической опорой внутренней и внешней политики золотоордынских ханов в XIV-XV вв. Хорезмийцы должны были составлять значительную часть городского ремесленного населения. Прежде всего с их влиянием следует, видимо, связывать хорошо сложившийся мусульманский погребальный обряд с подбоями в некрополе Сарая-ал-Махруса. (С. 212)








Городское население Золотой Орды в целом


Население средневекового Хорезма и брахикранный европеоидный компонент нижневолжских городов по комплексу признаков можно, видимо, отнести к единому расовому типу, а именно – к расе среднеазиатского междуречья. Кроме того, следует здесь иметь в виду реальную возможность присутствия в составе населения городов средневекового Поволжья значительного числа переселенцев из областей Средней Азии. То же относится и к болгарам, принявшим активное участие в жизни городских нижневолжских центров.

Кочевническая серия дает сдвиг в сторону монголоидности, и именно этот сдвиг и обеспечил отдаленность ее от суммарной серии нижневолжских городов. Значительную часть кочевников Нижнего Поволжья должны были составлять монголы или переселившиеся на Волгу в эпоху монгольского завоевания кочевники Сибири. И если население золотоордынских городов пополнялось в основном за счет свезенных из стран с развитыми традициями оседлости ремесленников, то для пришлых племен именно степной образ жизни был привычнее, целиком соответствуя их хозяйственному укладу. Именно этим обстоятельством объясняется, по-видимому, явление, отмеченное ранее Г.Ф. Дебецем – если в золотоордынских городах численно преобладают европеоиды, то у населения степи, напротив, фиксируется повышенная доля монголоидного компонента. О том, что население золотоордынских степей по форме черепной коробки и по размерам лицевого скелета сближается с монголоидами Сибири, писал В.П. Алексеев. <…> Подсчеты суммарных расстояний по комплексу краниологических признаков показали, что по антропологическому облику население нижневолжских городов в целом сходно с представителями памиро-ферганской расы. Подтверждается вывод Г.Ф. Дебеца о преобладании европеоидного компонента у населения городов Золотой Орды, а монголоидного – у жителей средневековой степи. (С. 224-227)

Как археологические, так и палеоантропологические материалы свидетельствуют о том, что нашествие восточных племен в наибольшей степени отразилось на формировании антропологического облика населения Нижнего Поволжья, области, которая являлась административным и политическим центром Золотой Орды. Суммарная краниологическая серия из некрополей нижневолжских городов отличается от хорезмийских, кавказских и болгарских прежде всего сдвигом в сторону монголоидности. <…> В самих нижневолжских городах не был равнозначным удельный вес завоевателей. Об этом говорят результаты сопоставления данных, полученных при исследовании материалов некрополей Водянского и Селитренного городищ. Если в столице до конца XIV в. группа завоевателей сохраняет в определенной степени свою социальную и этническую замкнутость, то для Водянского городища мы располагаем лишь косвенными данными об изначальной традиции хоронить в богатых склепах и на «святых» участках кладбища людей монголоидного облика. Здесь к концу XIV в. эти традиции исчезают. В золотоордынском городском обществе социальный и этнический моменты были взаимосвязаны необычайно тесно. Как известно, на первых порах образования Золотой Орды в верхних социальных слоях государства оказались почти сплошь представители монголов. Местная кочевая аристократия отходит в это время на второй план. <…> Понятно, что с начала имелась определенная зависимость между социальным положением человека и его антропологическим обликом. Именно аристократические районы некрополя Водянского городища обнаруживают связь с монголоидностью погребенных там людей. (С. 234-235)

http://aquilaaquilonis.livejournal.com/86049.html