Ирина КУЛАГИНА
Исследования ученых Института археологии и этнографии СО РАН, проводимые в Денисовой пещере Алтайского края, перевернули представление об эволюционном развитии человека. Находка новосибирских археологов позволяет утверждать: помимо неандертальцев и древних homo sapienсе был и третий вид «homo», который не являлся предковой формой для двух других.
Останки человека, жившего в Сибири почти 40 тысяч лет назад, стали необычайной удачей для исследователей. «И неандерталец, и homo sapienсе — костного материала этих видов во всём мире очень мало. Поэтому каждая такая находка — очень ценна», — подчеркнул замдиректора Института археологии и этнографии академик Вячеслав Молодин. Артефактом Денисовой пещеры стал фрагмент фаланги пальца женской особи возраста 5—8 лет. Генетики из немецкого Института Макса Планка, в сотрудничестве с которыми новосибирские учёные работают с 1999 года, смогли извлечь из останков митохондриальную ДНК и сравнить её нуклеотидные пары с предшественниками современных людей и неандертальцами.
Тут стоит оговориться, что до недавнего времени изучение ДНК вымерших видов можно было считать фантастикой. Институт Макса Планка в Лейпциге стал пионером в этой области. В 1984 году профессор этого института Свен Паабо впервые в мире выделил ДНК из египетской мумии. «Благодаря новым приборам, новым программным средствам и методикам интерпретации результатов стало возможным читать короткие отрезки ДНК, к тому же «много и сразу». Это похоже на восстановление текста порванной записки по клочкам с буквами. К тому же появилась возможность читать повреждённые ДНК: их сохранность зависит от условий пребывания. В холодной и сухой среде, защищённой от бактерий, ДНК на самом деле может сохраняться очень долго: даже не десятки тысяч лет, как ДНК алтайской находки, а до сотен тысяч, иногда — до порядка миллиона лет», — комментирует директор Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН академик Валентин Власов. Исследования эти крайне дорогие и очень сложные, их под силу выполнить всего нескольким научным цент рам в мире.
Завтра появятся новые люди
Теперь к сути открытия. «Я человек молодой, из школьного курса биологии и универовского “естествознания”» помню, что человек произошел от обезьяны» — так гласит эволюционная теория Чарльза Дарвина. Самым «похожим» на обезьяну считается неандерталец: узкий лоб, выпирающие вперёд надбровные дуги, длинные передние конечности. Как известно, труд сделал из обезьяны человека, неандерталец стал прямоходячим, а затем «преобразился» до человека современного физического облика — homo sapienсе. Около 10 лет назад благодаря изучению древней ископаемой ДНК стало понятно, что неандерталец и homo sapienсе — два разных вида, и неандерталец является не предком человека современного физического облика, а тупиковой ветвью развития, они длительное время существовали параллельно. А люди, жившие на Алтае 40 тысяч лет назад, были третьей ветвью «homo», в своём развитии не пересекавшейся с двумя другими. Причём ветвью очень даже творческой. Одновременно с косточкой нового человека были найдены украшения, вырезанные из камня. По мнению археологов, они были изготовлены при помощи технологических приёмов (расточка камня, станковое сверление, шлифование), которые традиционно считались характерными для более позднего времени, и нигде в мире не известно использование их на столь ранних этапах палеолита. Жаль, что развитие homo altaikus, как и у неандертальца, зашло в тупик.
Огласку открытие получило после публикации в самом уважаемом в мире науки журнале — Nature. И вот уже почти месяц сибирские археологи почивают на лаврах. «Генетические данные показывают, что кость может принадлежать ранее непризнанной, угасшей человеческой разновидности, которая мигрировала из Африки задолго до наших известных родственников», — говорится в статье. Но эксперты, подобранные Nature для оценки открытия, сходятся во мнении, что заявления такого уровня нельзя строить лишь на исследовании митохондриальной ДНК. «Совокупность всех генов организма, его полный хромосомный набор находится в ядре клетки, а не в митохондрии, автономной внутриклеточной органелле. Считается, что митохондрии эволюционно произошли от бактерий, которые внедрились в качестве сожителя в будущую клетку. Митохондриальный геном кодирует ограниченный набор белков, РНК и генов. Что же касается внешности, особенностей организма, полного анамнеза и многого другого, интересующего исследователей, то для их понимания все-таки требуется не митохондриальная, а ядерная ДНК», — поясняет Валентин Власов. Группа российско-немецких учёных обещает секвенировать ядерную ДНК, но о конкретных результатах говорить пока рано.
По мнению академика Молодина, даже исследования митохондриальной ДНК позволяют судить о многом. «Недавно я побывал на конгрессе по палеогенетике в Германии. Там представил доклад «Изучение генотипа населения эпохи бронзы, проживавших на территории Сибири с 4 века до н.э. по 1 век до н.э. Доклад имел большой резонанс. Удалось расшифровать митохондриальную ДНК на более чем 100 особях разного периода бронзы узкой территории — Барабинской лесостепи. Установление генофонда популяции позволяет нам судить о миграционных волнах. В ближайшем будущем результаты этого исследования будут опубликованы в научных журналах», — рассказал Вячеслав Иванович.
Древние города по соседству
Академику Молодину стоит отдать должное за внимание, оказанное Новосибирской области. Существует устойчивое мнение, что ничего примечательного в историческом плане у нас в регионе нет и туристам даже и показать тут нечего. Исследования, проводимые при участии именитого археолога, говорят об обратном. Во-первых, стоит отметить поселение у озера Большая Чича в Здвинском районе, город-крепость VIII—VII вв. до н. э., открытая летом 1999 г. «Здесь можно сделать реконструкцию жилищ, оборонительных сооружений, поставить маленький павильон с экспонатами раскопок. Чичабург — огромный памятник, мы раскопали только часть, его можно исследовать десятилетиями. Но без участия государства или частных инвесторов это сделать невозможно», — отмечает Молодин.
В Венгеровском районе в окрестностях посёлка Тартас обнаружен огромный некрополь. Он содержит по меньшей мере 1000 захоронений эпохи бронзы, это 3—2 тысячелетие до н. э. Археологи ведут здесь раскопки уже 6 лет. Обнаружены уникальные артефакты андроновской культуры. Памятник находится в полуразрушенном состоянии, поскольку его верхняя часть уничтожена многолетней вспашкой. В Чановском районе работы ведутся близь посёлка Вознесенка. «Обнаруженные здесь элементы мелкой глиняной пластики свидетельствуют о том, что семантически комплексы в центре Западной Сибири, Восточной Европе и Японии могут быть очень близки», — рассказывает Вячеслав Молодин.
В Каргатском районе обнаружена стоянка древних людей эпохи палеолита, живших здесь около 14,5 тысячи лет тому назад. Характер находок дал название близлежащему селу — Мамонтову. Здесь было найдено более 1500 скелетов вымерших животных. Дело в том, что в Барабинской степи дефицит камня, поэтому все орудия труда и даже жилища люди каменного века делали не из камня, а из костей мамонта, что само по себе уникально.
Чёрный след в археологии
С одной стороны, наличие уникальных археологических памятников — благо для Новосибирской области. С другой стороны — их сохранность в большинстве случаев держится только на бдительности местных жителей, а значит, по следам археологов могут пойти «чёрные копатели». Пару месяцев назад их след был обнаружен в соседней с нами Омской области. Неожиданно в частных руках оказалась коллекция украшений тысячелетней давности, в которой три вещи не имеют аналогов в мировой культуре. «Один из моих учеников работает в Тобольске, он знаком с этим коллекционером, — свидетельствует академик Молодин. — У чёрных археологов этот состоятельный человек выкупил около десятка предметов. Нам повезло, что владелец разрешил сфотографировать коллекцию, описать предметы. Их введение в научный оборот — это новое в понимании культуры, миграционных процессов, новое в понимании геологии. Наверняка эти вещи происходят из одного могильника. Но после «чёрных археологов» памятник фактически угроблен, потерян для науки. Мы не знаем его точного местонахождения, где-то в окрестностях Омска».
Чёрный рынок археологических древностей — для России явление новое, но очень опасное. Зловредное веяние зародилось с середины 90-х. Чёрные копатели начали свою работу с православных кладбищ в окрестностях Золотого кольца, искали нательные кресты. Это был ходовой товар на Измайловском рынке. Потом перешли к поиску оружия времён Второй мировой войны и археологическим памятникам. Даже если чёрные копатели будут пойманы на месте преступления, как это случилось, например, на территории Умревинского острога в Мошковском районе, доказать их вину очень сложно. «По поводу случая в Умревинском остроге, когда охраняющие территорию казаки застали врасплох копателей, мы три раза обращались в районную прокуратуру с просьбой о возбуждении уголовного дела и три раза нам отказывали за неимением состава преступления», — отвечает начальника управления по государственной охране объектов культурного наследия НСО Александр Кошелев.
Попробуй докажи, чего этот гражданин в земле роется: может, коренья собирает, может, на бурундуков охотится. И даже если чёрного археолога «застукают» с металлоискателем в руке — ему ничего не будет. В нашем законодательстве есть пункт, разрешающий кладоискательство. «Необходима работа по совершенствованию законодательства, иначе мы не остановим поток артефактов, поступающий на чёрный рынок. Поправки в соответствующий закон поступили ещё 13 лет назад, но интересы археологов в Думе никто не лоббирует, — сетует Вячеслав Молодин. — Ещё Петр I издал указ: если кто будет пойман за поиском древностей, золотых и серебряных чаш, посуд и стремян, то бить его смертным боем». Но, похоже, новая Россия не принимает в расчёт уроки прошлого. Свобода действий вступила в конфликт с исторической справедливостью, и пока не ясно, кто победит.