Первые индоевропейцы появились в Европе около 4500 г. до н.э., когда одна из ветвей ностратических народов заняла пустующие земли между Уралом и Карпатами в Северном Причерноморье. Южная граница расселения доходила до Кубани и Терека, северная – ограничивалась верхним течением реки Дон. Дивергенция протоиндоевропейской общности (Ямная культура) началась в конце V тыс. до н.э., когда откололась небольшая группа, положившая начало культуре Чернавода (в Добрудже), а затем – анатолийской группе индоевропейских языков.
По последним данным археологии, с 4800 по 4600 гг. до н.э. в Центральной Европе (в наст. время – пограничные районы ФРГ, Чехии, Словакии и Австрии) существовала неизвестная доселе цивилизация, оставившая после себя 50 каменных строений, превосходящих по размаху знаменитый Стоунхендж в Англии. Расцвет этой цивилизации был прерван вторжением индоевропейских племен. Для сравнения, Междуречье начало своё развитие около 3000 года до н.э. Египет, Индия и Китай - позже, а расцвет Рима, Греции, Инков и Майя приходится уже на I тыс. до н.э. О расовом облике и языке строителей Центрально-европейской цивилизации определенных версий нет, но из наиболее вероятных кандидатов есть только палеолитические обитатели запада Балканского полуострова и Среднедунайской низменности (народы альпийской расы и расы борреби), вытесненные индоевропейцами и, что менее вероятно, потомки сино-кавказских переселенцев из Передней Азии.
Массовое освоение индоевропейцами Европы началось после 2500 года, когда четко оформились основные ветви.
Западная ветвь (дунайцы-скотоводы) – двинулась вверх по Дунаю, от них произошли кельты, италийцы, либурны, венеты, иллирийцы, тохары (Абашевская <Фатьяновская> культура), мигрировавшие сначала на Верхнюю Волгу, а потом – в Центральную Азию. Возможно докельтское население запада Пиренейского полуострова – лузитане – говорили на языке, западноиндоевропейской ветви. Антропологически эти народы представляли т.н. дунайский тип средиземноморской ветви. Они характеризовались низким ростом – до 160 см рост, широким нос, долихокефалией (73), коротким лицо, длинными худыми руками, темными волосами и глазами. Тохары отличались мезокефалией. Наиболее близки им по черепам жители Пиренейского полуострова (древние лигуры и современные баски – генетические родственники дунайцев, говорившие и говорящие на языках другой макросемьи), из древних – население Дельты Нила до н.э. (один из вариантов семито-аравийского типа), а т.ж. представители культуры Анау в степях Средней Азии (ностратические предки уральских народов) и арийцы.
Северная ветвь (Шнуровая культура) – направилась к Балтийскому морю и Атлантике, из неё выросли славяно-балтийская («восточные шнуровики») и германская («западные шнуровики») группы. Антропологически они относились к т.н. шнуровому типу средиземноморской ветви. Они характеризовались высоким ростом 171-172 см, экстрадолихокефалией (черепной указатель – 71), узким носом, высоким лицом, заостренным подбородком, темной пигментацией волос и глаз. Черепа шнуровиков близки черепам жителей древнего поселения Эль-Убаид в Шумере (эль-убаидцы не были шумерами, а были ностратами, т.к. шумеры принадлежали к другому расовому типу, отличаясь от прочих жителей Ближнего Востока). Светлый компонент был заимствован у местного палеолитического населения – у т.н. «борреби-подобных». Собственно, «борреби» принято называть расовый тип населения северной Германии, а все остальные схожие типы, которые участвовали в формировании югославских и карпатских народов – «борреби-подобными»: карпатскими и балканскими борреби. Значительный борреби-компонет сейчас присутствует у народов побережья Балтийского моря, особенно у поморских этногрупп поляков и литовцев, у черногорцев и карпаторосов.
Арийская ветвь (Полтавка, между Волгой и Уралом) – частью двинулась двинулась на восток, в Южную Сибирь («иранская подветвь», Андроновская культура), а частью вытеснили Балканскую ветвь на запад («индоарийская подветвь», Срубная культура, Timbre Grave ). По внешности они были близки дунайцам, отличаясь более узким лицом и высоким ростом, а т.ж. мезокефалией. Следует заметить, что фашистский «арийский идеал» отличался от реального положения вещей – арийцы не имели прямого отношения к германцам ни в языковом, ни в расовом отношении. Они даже не были никогда светлыми (из современных народов близки древним арийцам, в основном, жители Северной Индии и цыгане). К тому же этноним "арья" переводится как "пахарь" (ср.: "орать", др.-рус. – "пахать"). Светлая составляющая народов Европы имеет палеолитическое происхождение и заимствована у борреби и брунноидов – потомков кроманьонцев (жителей Европы с 40 по 10 тыс. до н.э.).
Балканская ветвь (Катакомбная культура) дольше других оставалась на Дону и Причерноморье, пока не была вытеснена индоарийцами. Антропологически они были близки дунайцам, но имели, вероятно, понтийскую примесь, воспринятую от ашуйских народов, живших на востоке Балкан до н.э.
К I тыс. до н.э. относится разделение славяно-балтийской общностей и последующее автономное развитие образовавшихся групп. Интересен следующий момент. После раскола славян и балтийцев их дислокация отличалась от нынешней: славяне жили в верховьях Днепра и Дона (Днепро-Донецкая культура), в районе реки Неман находилась зона их контактов с италийцами и иллирийцами. Предки прибалтов (Юхновская культура), наоборот, долго контактировали с фракийцами и арийцами, следовательно, обитали где-то в районе Восточных Карпат и в низовьях Днепра и Днестра. Потом в середине I тыс. до н.э. они под давлением скифов («иранцев», возвратившихся на «родину») были вынуждены мигрировать на север, заняв территории на Верхней Волге и Днепре, вскоре выйдя к побережью Балтийского моря, где жили немногочисленные борреби-подобные представители палеолитического балтийского типа.
В это же время началось контактное смешение восточных шнуровиков с другими народами в районе Восточно-Европейской равнины, Прибалтики и Верхней Волги. В результате микса трех составляющих (шнуровиков средиземноморской ветви, финно-угров уральской и субуральской ветви, борреби-подобных из Прибалтики светлого европейского типа) началось формирование различных типов т.н. восточно-европейской расы (её ещё называют «нео-дунайской», указывая на то, что она возникла в результате смешения дунайцев <шнуровиков> с другими расовыми типами, хотя правильнее в таком случае называть её «нео-шнуровой»).
Западные шнуровики, будучи депигментированными в силу климатических условий и смешения с палеолитическими расами борреби и брунноидами, легли в основу атланто-балтийской ветви европеоидной расы, грубо говоря «нордической» (термин «нордическая» был предложен русским ученым Деникером, а затем подхвачен немецкими нацистами).
Нерешенной на данный момент является проблема языков, на которых говорили палеолитические обитатели Европы (альпийцы, брунноиды, борреби). Однозначно, они говорили не на ностратических и не на сино-кавказских языках, которые пришли в Европу довольно поздно. Некоторые ученые в начале 20 века предполагали, что фонетические особенности палеолитических языков хорошо сохранились в германских (народы германской группы более других европейских народов впитали в себя палеолитические элементы), но впоследствии эта теория не развивалась.
Alexice Schneider/Алексис Шнайдер
(c) 2003-2007
www.randevu-zip.narod.ru/europe/east/ancien.htm