Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

понедельник, 20 декабря 2010 г.

Самарская культура

Самарская культура
     Эпоху энеолита на территории лесостепного Поволжья и Приуралья открывает самарская культура, выделенная после раскопок могильника у с. Съезжее в Богатовском районе Самарской области (Васильев И.Б., Матвеева Г.И., 1979). Это был первый памятник энеолитического времени, по материалам которого можно было судить о погребальном обряде, керамике и инвентаре древнего населения лесостепного Поволжья. Антропологический материал дал представление о внешнем облике человека эпохи энеолита. Могильник был обнаружен Г.Г. Пениным во время осмотра траншеи в 1973 году. Часть могильника оказалась разрушенной. Сохранилось девять погребений взрослых и детей. Они располагались на небольшом естественном возвышении на левом берегу реки Самары. Очертания могильных ям не прослеживались. Скорее всего, ямы были неглубокие. Некоторые захоронения в древности, вероятно, находились под земляными холмиками или каменными закладками. Благодаря этому сохранились непотревоженными остатки жертвоприношений: черепа и кости животных, развалы сосудов, вещи (рис.2).
Часть погребенных была окрашена охрой. Больше всего охры было в погребениях детей. Захоронения двух детей были наиболее богатыми. Погребенные сопровождались инвентарем: орудиями труда, украшениями, фигурками животных (рис.3).
Орудия труда представлены вкладышевыми ножами-кинжалами (рис.4), проколками, ножами, каменными теслами, долотами, костяными гарпунами, (рис.5). Часть орудий найдена в обломках или с затупленными рабочими краями. Так выражен обряд "порчи вещей" перед совершением захоронения: вещь должна "умереть" вместе с человеком. Украшениями служили бусы и подвески, изготовленные из речных (Unio) и морских (Dentalium, Pectunculus) раковин, из зубов и костей животных, фигурки лошадей, быков, уток и рыб, вырезанные из костей и клыков кабана, а также прямоугольные нашивки с поперечными нарезками так называемого "мариупольского" типа из клыка кабана (рис.6). Керамики в погребениях нет, она найдена на жертвенных площадках вблизи захоронений.
     Керамика Съезженского могильника изготовлена из глины с примесью толченой раковины, иногда шамота, и представлена тремя формами: яйцевидными сосудами с небольшими вогнутыми днищами, колоколовидными плоскодонными и прямостенными, близкими баночным, сосудами. Часть сосудов имела воротнички на венчиках и ряды глубоких ямок под ними. На большинстве посуды вся поверхность орнаментирована горизонтальным зигзагом или "шагающей гребенкой", образующей меандры, овалы, волны и т.д. (рис.7).
     
По ряду черт в погребальном обряде и инвентаре большое сходство со Съезженским могильником имеет грунтовой могильник Липовый Овраг, исследованный на севере Саратовской области в 1974 году (Васильев И.Б., 1985). Могильник располагался на правой стороне Липового оврага на невысокой террасе правого берега реки Волги, ныне Саратовского водохранилища. На небольшом естественном всхолмлении были найдены пять человеческих захоронений, четыре их которых находились под каменными закладками. Очертания могильных ям не фиксировались. Закладки располагались на одном уровне, рядами по линии север-юг. Погребенные лежали на спине в вытянутом положении, головой на север. Кости скелетов интенсивно окрашены охрой. Среди камней и вокруг погребенных найдены крупные шлифованные тесла из кремня, наконечники стрел, скребки, кварцитовые пластины-вкладыши с ретушью, бусины из раковины, "утюжок" из талька. Среди инвентаря выделяются два костяных вкладышевых кинжала больших размеров - длиной 48 и 56 см, которые могли быть использованы в качестве мечей. Вдоль обоих лезвий кинжалов имеются пазы для вкладышей. На лобных костях черепа одного из погребенных лежала костяная фигурка лошади. Многие предметы, найденные в могильнике, сломаны, что является отражением обряда "порчи вещей". Керамика в захоронениях отсутствует.
     В 1984 году на правом берегу р. Сок в Сергиевском районе Самарской области была открыта и исследована Чесноковская стоянка, на территории которой найдены два погребения (№1, №3) относящиеся к самарской культуре (Бахарев С.С., Овчинникова Н.В., 1990. С. 74-75). Погребение №1 находилось в неглубокой могильной яме неправильной формы. Костяк лежал вытянуто на спине, головой на запад, левая рука согнута в локте, правая вытянута вдоль туловища. Кости скелета слегка окрашены охрой. У ног обнаружено несколько кремневых изделий - пластина и два скребковидных орудия, а также костяных - острие и лощило. Очертания могильной ямы погребения № 3 отсутствовали, а кости скелета имели плохую сохранность. Судя по фрагментам черепа, костей ног и частично рук, положение погребенного было на спине с вытянутыми вдоль туловища руками, головой на северо-северо-восток. Зафиксирована слабая окраска охрой. В ногах погребенного найдены фрагменты костей животных со следами обработки и костяной гарпун (рис.12, 3), аналогичный гарпунам Съезженского могильника.
     В 1997 году было исследовано поселение Лебяжинка V, расположенное на окраине хутора Лебяжинка в Красноярском районе Самарской области на первой надпойменной террасе левого берега р.Сок. В результате раскопок поселения, содержащего материалы от неолита до позднего средневековья, были обнаружены погребения мариупольского типа - №9 и №12 (Турецкий М.А., 2000).
     Погребение №9. Костяк лежал скорченно на спине, завалившись на правый бок, головой на северо-восток. Правая рука вытянута вдоль туловища, левая согнута и ее кисть лежит на животе. У берцовых костей левой ноги обнаружен позвонок рыбы, а у ступни - кремневый отщеп. Под локтем левой руки и у правого плеча найдены мелкие невыразительные фрагменты керамики. Вокруг погребенного зафиксированы небольшие пятна охры. Под костяком расчищен органический тлен коричневого цвета, видимо, от подстилки(рис.8, 1).
     Погребение №12 содержало остатки пяти костяков. Очертания могильной ямы не прослеживались. При мерные границы погребения установлены по расположению скелетов погребенных. Первоначально расчищенные костяки произвели впечатление беспорядочного скопления костей, сохранность которых была очень плохой. При индивидуальном рассмотрении и описании каждого костяка выяснилось, что в расположении погребенных и обряде, по которому осуществлено их захоронение, имеются особенности, которые обращают на себя внимание. В качестве погребального инвентаря зафиксированы резцы сурка, глоточные зубы рыб, одна трубчатая пронизка из кости или раковины, две кремневые пластинки. В обряде использовалась охра. Обряд захоронения погребенных различен. Костяк I сложен в виде "пакета", то есть на небольшой площади находилось скопление костей скелета без инвентаря, что, возможно, связано с необычным способом его захоронения, костяк 2 - скорченно на спине, костяк 3 - вытянуто на спине, костяк 4 - вытянуто на животе, костяк 5 вытянуто на спине или скорченно на спине, но с альтернативной ориентировкой. Костяки 4 и 5 захоронены по сходному обряду - верхняя часть скелета без головы. Альтернативные ориентировки погребенных в этом случае не противоречат единству обряда, поскольку для многих погребений, образующих пару, в могильниках мариупольской общности зафиксирована именно такая альтернативная ориентировка. Наибольшее количество инвентаря находилось в погребениях 4 и 5, причем, резцов сурка больше у костяка 4, а зубов рыб у костяка 5. В расположении инвентаря имеется закономерность: резцы расположены спереди в районе таза или на поясе, а зубы рыб - преимущественно сзади, выше пояса и в области позвоночника (рис.8, 2).
Скорее всего, эти предметы были нашиты на одежду.
     Судя по погребальному обряду и инвентарю, погребения, найденные на поселении Лебяжинка V, могут быть интерпретированы как погребения мариупольского типа (Телегин Д.Я., 1991). Для погребений получены даты: погребение 9 - 6280±90 от наших дней (Ki-7657), погребение 12 - 651 О±80 от наших дней (Ki-7661 ).
     Погребальный обряд
     В целом, для самарской культуры характерен бескурганный обряд погребения с вытянутыми на спине одиночными или грунтовыми захоронениями, окраской охрой, северной или северо-восточной ориентировкой. Четкой системы в расположении погребений на территории могильников проследить не удалось, однако имеются некоторые свидетельства расположения погребенных, ориентированных по линии север-юг, рядами (могильник Липовый Овраг). Не исключено, что здесь встречены остатки траншеи, вытянутой по линии восток-запад, которая заполнялась, погребенными поперек нее, подобно групповой могильной траншее Мариупольского могильника (Макаренко М.О., 1933). Некоторые погребения перекрыты каменными закладками. Большинство захоронений содержит инвентарь. В основном это орудия труда: каменные тесла, долота, ножи, украшения. Из костяных изделий следует отметить вкладышевые ножи-кинжалы, гарпуны, проколки. Встречены изображения лошадей, быков, уток, рыб в виде фигурок, изготовленных из кости и клыка кабана. Керамика находилась на жертвенных площадках рядом с погребенными. Видимо, традиция ставить посуду в могильную яму еще не оформилась.
     Поселения
     Поселения самарской культуры известны на территории Поволжья и Приуралья. Памятники делятся на две группы. К первой относятся сезонные кратковременные стоянки: Виловатовская (Васильев И.Б., Выборнов А.А., Габяшев Р.С., Моргунова Н.Л., Пенин Г.Г., 1980), Большераковская II (Барынкин П.Л., Козин Е.В., 1991), Кузьминковская (Моргунова Н.Л., 1986) и др. Вторая группа - это стационарные поселения: Гундоровское (жилище 5), Лебяжинка III, Озинки II. На них найдены остатки жилых сооружений (Овчинникова Н.В., 1999).
     Жилища самарской культуры располагались на достаточно высоких старичных террасах. Котлованы жилищ имели длинную вытянутую форму и большую площадь (рис.9, 1,2). В такой постройке мог жить коллектив родственников, который делился на семьи. Жилища представляли собой полуземлянки, в их основе углубленный в землю котлован с опорно-столбовой конструкцией. При сооружении жилищ применялись рубящие орудия: топоры, долота, тесла (рис.9, 3-5). Большое количество находок возле очагов и в заполнении жилищ и их небольшая концентрация за пределами котлованов предполагает функционирование данных построек в холодное время года. Жилые сооружения подобного типа характерны для лесных и лесостепных культур Поволжья и известны еще с мезолитического времени. Данный факт может свидетельствовать в пользу доминанты местной лесостепной основы в процессе сложения самарской культуры.
     Хозяйство
     Племена самарской культуры занимались скотоводством, а также охотой и рыбной ловлей, которые в этот период еще имели существенное значение в жизни людей. На ряде поселенческих памятников, например, на стоянках Виловатовская, Лебяжинка III (Очинникова Н.В., 1995) фаунистические остатки охотопромысловых особей преобладают над домашними. О значительной роли охоты свидетельствуют находки большого количества костей диких животных: зайца, лося, бобра, медведя, лисицы, барсука, выдры, косули, крупного быка, кабана, а также птиц, рыб и черепахи. на Виловатовской стоянке ведущее место в охотничьем промысле занимала охота на лосей и бобров - 80% от всех особей диких животных, что свидетельствует о добыче не только мяса, но и шкур.
     Кроме остеологического материала на памятниках самарской культуры найдены орудия охоты: каменные и костяные наконечники стрел, дротиков и копий, выпрямители древков стрел, ножи для разделывания туш животных, скребки для обработки шкур, сверла, скобели, острия. Имеются и орудия рыболовства: костяные гарпуны и крючки, кочедыки для плетения сетей, каменные грузила (рис.12, 1-7).
     Анализируя видовой состав костных остатков из слоев поселений и жертвенников могильников самарской культуры Волго-Уральского региона, археозоологи констатируют следующее. На территории распространения самарской культуры по типу хозяйства выделяются два ареала: присваивающе-производящий на юге лесостепной и в степной зонах и присваивающий - на севере лесостепной зоны (Косинцев П.А., Варов А.И., 1996. С. 29-31).
     Основу скотоводческого хозяйства самарских племен составляли лошадь и крупный рогатый скот. Степные и лесостепные районы Евразии рассматриваются специалистами как исконная область обитания дикой лошади. Именно здесь с принятием идеи скотоводства от южных племен на смену охоте на этих животных должно было придти коневодство как особая форма хозяйства. В культурных слоях самарских поселений обнаружены кости туров, диких быков и даже верблюдов (Овчинникова Н.В., 1995. C. 188). Однако немногочисленные находки костей этих видов животных не позволяют уверенно предполагать их местное одомашнивание (Петренко А.Г., 1994). С началом коневодства стал утверждаться культ коня, что отразилось в устройстве жертвенников с черепами и другими костями лошадей вблизи погребенных, в распространении изображений лошади. Костяные фигурки лошади найдены в могильниках Съезженском, Липовый Овраг, на стоянках Виловатовской, Варфоломеевской (Юдин А.И., 1998. С. 98) (рис.7) (рис.9)(рис.10) (рис.11).
     Среди предметов, найденных на поселениях самарской культуры, имеются украшения: бусы, изготовленные из речных раковин (рис.12, 4), подвески, вырезанные из костей животных (рис.12, 8,9).
     С поселений самарской культуры получены представительные коллекции керамики. На Виловатовской стоянке найдены фрагменты сосудов, которые по фактуре, примесям, композициям и элементам орнамента аналогичны керамике Съезженского могильника. Особенно характерны прочерченные контуры, заполненные тесно поставленными отпечатками "шагающей" гребенки (рис.13, 1,2). Посуда, несколько отличающаяся от погребальной, представлена на поселениях Лебяжинка III, Гундоровское на территории Самарской области, а также памятниках Поволжья и Приуралья. Это сосуды подцилиндрической и S-видной форм С округло-уплощенными днищами. Венчики имеют воротнички или утолщения. В глиняном тесте, из которого изготовлены сосуды, присутствует примесь птичьего пуха с пометом, растительной органики или раковины. Орнаментальные композиции выполненные преимущественно зубчатым штампом, иногда "веревочкой" или аммонитом, имеют вертикальное построение и образуют зигзаги, полосы "шагающей" гребенки (рис.13, 3-7) (рис.14).
     Одно из 3новшеств энеолитической эпохи - знакомство медью. Однако следует отметить, что первые металлические изделия не сразу становились атрибутом погребального инвентаря. Пока медных изделий, относящихся к самарской культуре, на территории Самарской области не найдено. Следует отметить находку одной медной бляшки, сделанную А.И. Юдиным в верхнем слое Варфоломеевской стоянки, исследованной на территории Саратовской области. Проведенный Г.Ф. Коробковой трасологический анализ ряда костяных изделий, найденных на поселениях самарской культуры Волго-Уралья, показал, 'по эти изделия обработаны медными орудиями. В материалах ранних этапов других культур мариупольского круга металлические предметы единичны.
     Происхождение и периодизация
     Вопрос о происхождении самарской культуры впервые был поставлен И.Б. Васильевым, который предполагал формирование энеолитических культур на базе местного неолита. В керамике самарской культуры хорошо прослеживаются как северные черты, характерные для лесостепного и лесного неолита (яйцевидная форма сосудов, ямочно-жемчужные пояски на шейках, гребенчатый штамп, орнаментальные композиции с разделителями), так и южные, характерные для неолита степной зоны Поволжья (плоские днища, ракушечная примесь, меандровые композиции). Синкретический облик самарской культуры объясняется формированием ее в пограничье двух огромных неолитических областей - северной с гребенчатой керамикой и южной – с накольчатой. Однако самарская культура выглядит достаточно монолитным образованием, что свидетельствует о длительном процессе взаимодействия здесь разнокультурных групп населения в эпоху неолита.
     Для первого этапа самарской культуры характерны "ямочно-жемчужные" пояски на шейках сосудов, широкое распространение орнамента в виде "шагающей" гребенки, сложные орнаментальные мотивы в виде овальных и прямоугольных прочерченных контуров меандров и лент, заполненных "шагающей" гребенкой, наличие крупных и небольших тесел и топоров, крупных ножевидных пластин, подвесок и нашивок с поперечными нарезками так называемого "мариупольского" типа из клыка кабана и раковины, костяная скульптура, крупные вкладышевые ножи-кинжалы с костяной основой, гарпуны и др.
     Для второго этапа культуры характерны более приземистые формы сосудов, различные формы "воротничков", в том числе валиковидные, уменьшение орнаментации "шагающей" гребенкой и увеличение орнаментации насечками, короткими штампами, почти полное отсутствие сложных мотивов в виде меандров, лент, прочерченных контуров, а также "ямочно-жемчужных" поясков на шейках сосудов. Следует отметить появление крупных бусин из раковины, каменных браслетов и булав, замену крупных пластин из клыка кабана с поперечными нарезками так называемого "мариупольского" типа небольшими прямоугольными пластинами без орнамента, отсутствие костяной скульптуры.
     На втором этапе своего развития самарская культура сосуществует с населением хвалынской культуры развитого энеолита. На ряде стоянок лесостепного Поволжья и Приуралья: Чесноковской (Бахарев С.С., Овчинникова Н.В., 1991), Лебяжинке I (Барынкин П.Л., Козин Е.В., 1995), Лебяжинке IV (Овчинникова Н.В., 1991) на р. Сок, Турганикской (Моргунова Н.Л., 1984) и Ивановской (Моргунова Н.Л., 1989) на р. Ток в одном слое встречена поздняя самарская и хвалынская керамика, а также выявлены комплексы гибридной посуды, которая свидетельствует о взаимодействии двух культур.
     Самарская раннеэнеолитическая культура оказала существенное влияние на развитие племен камской культуры, находящихся еще на неолитической стадии развития. На территории Волго-Уралья, как и в других регионах Евразии, прослеживается неравномерность уровня развития населения севера и юга. Лесостепные культуры всегда опережали в развитии более северные. Отражением этого процесса является формирование в северных районах лесостепного и южных районах лесного Поволжья и Прикамья памятников типа Русский Азибей (Габяшев Р.С., 1978) с профилированной керамикой, часто имеющей "ямочно-жемчужные" пояски под срезом венчика. Самарские и русско-азибейские памятники сближает наличие большого процента сосудов, орнаментированных "шагающей" гребенкой, увеличение количества крупных ножевидных пластин, основные типы тесел и долот. Наиболее ярким проявлением самарской культуры является специфическое оформление венчиков сосудов в виде "воротничков", что характерно для большинства памятников раннего энеолита лесостепи и степи Восточной Европы (мариупольской культурно-исторической области). Керамика русско-азибейского типа имеет воротничковое оформление венчиков. В этом ее сходство с керамикой самарской культуры, остальные ее черты - форма сосудов, орнаментальные композиции, способы их нанесения, продолжают традиции камской неолитической культуры.
     Характерно, что памятники русско-азибейского типа расположены преимущественно по левобережью нижнего течения р. Камы и ее левым притокам (всего известно около 30 памятников), то есть в северных районах лесостепи. Памятникам русско-азибейского типа близки материалы со стоянок Муллино и Давлеканово в Башкирии (Матюшин Г.Н., 1982), Ивановской стоянки в Оренбургской области (Моргунова Н.Л., 1980). Опираясь на вышеуказанные материалы, можно констатировать взаимодействие самарской культуры с неолитическими культурами Приуралья. Однако на данном этапе серьезных перемен в хозяйстве неолитических племен не зафиксировано, перехода к производящему хозяйству не произошло.
     В эпоху энеолита значительно усиливаются передвижения и контакты населения, в результате чего в степных и лесостепных районах Восточной Европы складывается область родственных культур, названная мариупольской по первому детально исследованному могильнику (Макаренко М.О., 1933), в которую входила самарская культура. Наблюдается определенное единство признаков в погребальном обряде, инвентаре и керамике раннеэнеолитических культур Волго-Уралья, Подонья и Поднепровья. Это грунтовые коллективные могильники с обрядом вытянутых погребений, жертвенные площадки с керамикой и жертвенники с костями лошадей, крупные и мелкие каменные тесла и долота, ножевидные пластины, специфический комплекс украшений, включающий пластины из клыка кабана "мариупольского" типа и подвески с выступом в виде "летящей бабочки", бусы и пронизи из раковин, подвески из зубов оленя, изображения животных, изготовленные из костяных пластин, воротничковые сосуды с преобладанием плоскодонных форм, знакомство с металлом. Украшения из меди и золота найдены в двух могильниках мариупольской общности - Мариупольском и Никольском. Медные изделия Никольского могильника сделаны из чистой меди, характеризуемой признакам и Балкано-Карпатской металлургической провинции. Присутствие металлических изделий в погребальном инвентаре свидетельствует о достаточно прочном знакомстве населения с металлом. Распространение медных предметов осуществлялось не только посредством обмена с другими металлоносными культурами, например, трипольской, но и иными путями.
     Дальнейшая судьба раннеэнеолитических племен самарской культуры связана с формированием культуры развитого энеолита - хвалынской, а также с собственной лесостепной линией развития. Традиции погребального обряда самарских племен продолжаются и в более позднее время. На Гундоровском поселении найдены захоронения людей, которые датируются рубежом IV и III тыс. до н.э. И находят некоторые параллели в погребальном обряде самарской культуры. Очертания могильных ям отсутствуют, все погребенные находятся в пепельно-серой супеси - слое, содержащем находки эпохи неолита-энеолита. Видимо, умерших положили непосредственно на древнюю поверхность и засыпали землей. Ориентировка погребенных различна. Интерес представляет захоронение человека, рядом с которым располагалась жертвенная площадка с пробитым черепом быка. В определенной степени это погребение может являться культурно-хронологическим репером и иллюстрировать продолжение традиций самарских племен (Овчинникова Н.В., Хохлов А.А., 1999).
http://www.povolzie.archeologia.ru/16.htm