Источник: Психология Русской нации. СПб., 1914г.
// Психология русской нации
Нация – большая группа людей, объединенных между собою единством происхождения, – единством исторических судеб и борьбы за существование, – единством физических и душевных качеств, – единством культуры, – единством веры, – единством языка и территории.
Единство происхождения показывает, что все лица данной нации происходят от одного корня, от одного рода, быть может от одной семьи. Всякая нация состоит из нескольких народностей, проявляющих единые существенные свойства и отличающихся незначительными оттенками – языка, выговора, фигуры, нравов, обычаев и проч. Так, напр., между Русскими по говору можно легко отличить петроградца, москвича, ярославца, уфимца и т.д. Еще большая разница между великороссами, малороссами и белоруссами. Тем не менее, это одна нация, один народ, происходящий от одного славянского корня, имеющий в основе своего рода одних предков – скифов и сарматов.
Вся эта великая Русская нация состоит из множества отдельных единокровных племен.
Если рассмотреть отдельно эти племена, эти народности, то окажется, что и в этих племенах проявится некоторая разность. Отдельные роды, живущие на дальних расстояниях друг от друга, выработали в течение сотен лет и тысячелетий свои особенности, нисколько, однако, не изменяя своих коренных национальных духовных и физических свойств. Так, напр., в Малороссии мы можем находить различные отличительные оттенки в языке, нравах, обычаях полтавцев, черниговцев, киевлян, екатеринославцев-запорожцев и пр. Тем не менее все эти мелкие поселения явно показывают, что все они малороссы, все они Русские, все они славяне.
Идя дальше, мы останавливаемся перед единицей нации – семьей.
Муж и жена дали детей. Эти дети получили от своих родителей наследственно свойства физические и качества душевные и неизбежно, в силу мирового закона, явились во всем им подобными.
Из этого следует, что основные национальные свойства данного народа сохраняются наследственно и являются органическими. Поэтому и представляются столь стойкими и незыблемыми.
Наследственность в данном случае является консервативным началом национальных свойств, проводя их из семьи в род, из племени в народность и нацию. Она является деятелем, объединяющим отдельных лиц нации и создающим основной признак нации – единство происхождения членов ее.
Каждый, родившийся на свет, уже в своем рождении несет на себе физические и душевные свойства своих предков, ибо он их получил по наследству. Он несет в себе все исторические судьбы их прошлого, ибо они выработали и физические, и душевные свойства его предков и его самого. Он становится с первых дней своей жизни рабом преданий, сказаний, поверий и велений своего племени и своей нации, ибо он в них растет и воспитывается. Он становится рабом языка своей нации, ибо первые звуки его речи будут речью его нации. Поэтому, естественно, он будет их защитником, их пособником, их охранителем. Каждый такой отдельный человек органически связан и с территорией своей нации, ибо она во многом влияла в выработке тех особенностей, которые характеризуют нацию. Эти все органические принадлежности лица являются и основой его прав на все эти лежащие в нем качества и привилегии.
Если велико влияние в создании нации природы, климата, почвы, – то еще больше это влияние в воздействии окружающих людей, питания, воспитания, образования и международных отношений. Разумеется, для воздействия на отдельного человека требуются десятки лет, для воспитания же семьи и рода – сотни лет, – а для воздействия на племя, народности, нации – тысячелетия.
Поэтому и замечено, что единство исторических судеб и единство борьбы за существование составляет один из важных деятелей в образовании особенностей нации. Это воздействие не может уничтожить наследственность, но может значительно ее видоизменить. Зато совокупность единств наследственности и исторических судеб и борьбы за существование создает великую крепость нации.
Совместное воздействие наследственности и окружающей природы, в широком смысле слова, создают в массе людей одинаковую физическую внешность и одинаковые духовные качества. Это то, что составляет национальный характер. Естественно, этот национальный характер или эти национальные особенности могут видоизменяться во времени и пространстве ...но несомненно и то, что основные особенности нации остаются неизменными. Лучшим тому доказательством служат второстепенные отличия великороссов, малороссов и белоруссов.
Поэтому весьма естественно, что нация, имеющая свою историческую судьбу и борьбу за существование – свой физический и духовный облик – будет иметь и свою собственную культуру. Так оно и на деле.
Язык вырабатывается не только в доисторический период бытия нации, но еще в период формирования ее. Поэтому он является весьма ранним проявлением данной нации и несомненно охватывает всех членов ее. Вот почему язык является важным проявлением нации и служит серьезным отличительным признаком ее.
Несмотря на такую важность и серьезное значение языка для нации, есть, однако, нации, которые потеряли свой язык и живут языками тех народов, среди которых они селятся. Таковы евреи. Древнееврейский язык непонятен современным евреям, и они пользуются особенным жаргоном или языками тех народов, среди которых живут.
Говоря о нациях, не имеющих своей территории, мы должны оговориться, что хотя они и нации, но тем не менее они являются неполноправными нациями. Живя в чужом государстве и на чужой территории, эти нации являются в этом государстве на положении иностранцев и в случае противонационального поведения по отношению к державной нации, они могут и должны быть выселены из данного государства. Их присутствие в государстве терпимо. Но если они вздумают производить недопустимые поступки, то державная нация без церемонии может попросить их оставить территорию. В этом отношении особенно важно иметь в виду такое положение евреев, которые не имеют права даже частного личного обладания землею и подлежат ограниченной черте оседлости.
Между тем эта именно неполноправная нация позволяет себе выходки, опасные для ее положения.
Недавно в еврейском «Рассвете» было напечатано:
«Дети в еврейской школе должны изучать и Русский язык. Но дети в еврейской школе отнюдь не должны изучать арифметику, географию и пр. на Русском языке. Языком образования, языком культуры должен стать еврейский. Русский язык должен изучаться постольку, поскольку он практически нужен в житейском обиходе.
При перемене системы остается тот выигрыш, что хоть этот «прикладной» язык дети будут знать как следует. Они не сумеют декламировать: «Птичка Божия не знает». Но они сумеют написать: «Г.Иванову. Милостивый государь! Причитается с вас за пару брюк 8 рублей, каковые доверяю получить подателю. С почтением портной такой-то». Скромно полагаю, что это важнее».
Не подлежит никакому сомнению, что эта выходка евреев – дерзость. Если бы эта дерзость была проявлена поляком, финляндцем и проч., то это была бы дерзость нации, об отношении к которой нужно было подумать, ибо сдвинуть нацию с ее территории не так легко. Но в данном случае была дерзкая выходка со стороны неполноправной нации, живущей в стране на положении иностранца, а потому в будущем ей нужно подумать, что подобные дерзости не всегда могут быть безнаказанными. Если до поры до времени к подобным неприличным выходкам державная нация относится с спокойным презрением, то в будущем она может попросить этих иностранцев оставить страну, на пребывание в которой они не имеют права.
НАЦИОНАЛИЗМ – это проявление уважения, любви и преданности до самопожертвования в настоящем, – почтения и преклонения перед прошлым и желание благоденствия, славы, величия, мощи и успеха в будущем – той нации, тому народу, к которому данный человек принадлежит.
Национализм складывается из двух проявлений – национального чувства и национального самосознания.
НАЦИОНАЛЬНОЕ ЧУВСТВО есть прирожденная принадлежность физической и душевной организации. Оно инстинктивно. Оно обязательно. Национальное чувство прирождено нам так же, как и все другие чувствования: любви к родителям, любви к детям, голода, жажды и т.д.
В основе национального чувства лежит проявление высшего мирового закона – закона тяготения или закона притяжения. Самым простейшим проявлением его служит притяжение и отталкивание частичек мирового эфира. Таким образом, оно современно мирозданию. Проявлением этого чувства является соотношение небесных тел друг к другу, стремление животных к подобным себе и т.д.
В человеческом обществе прообразом его является любовь к родителям, семье, деревне, округу и, наконец, ко всему своему народу. Любовь к родине имеет свое проявление в душевных заболеваниях, в форме болезненной тоски по родине (ностальгия).
Таким образом, национальное чувство – явление животное, стадное, органическое и прирожденное.
Но кроме унаследованности в образовании этого чувства играет немалую роль и окружающая среда, воспитание.
Каждый новорожденный воспринимает впечатления от близких окружающих предметов. Так создаются его первые познания.
Ребенок знакомится с матерью, отцом, домашними, домом и всем окружающим. Но этого мало. Предметы его чувствований, предметы его восприятия становятся ему близкими, дорогими, его любимыми... Эта любовь к отцу, матери, семье, дому есть первое проявление национализма. Национализм маленького ребенка ограничивается домом и домашней обстановкой.
С течением времени ребенок растет, знакомится с деревней, городами, людьми, природою и проч., – и все это ему становится милым, дорогим, родным. Еще проходит время, юноша и девушка изучают историю страны. Они переживают все ее несчастья, страдания и потери и соболезнуют всему тяжелому; зато успех, величие, слава и победы несказанно радуют их. Герои нации его родные. Все прошлое нации ему настолько дорого и мило, что дороже настоящего, ибо оно создало настоящее и служит основою для будущего. Юноша гордится своей страной и готов отдать ей свою жизнь, как его предки отдали ее за будущее.
Так создается национализм путем воспитания.
Но такое созидание совершается не у одного человека, а у многих лиц данной нации, почему все эти лица дороги друг другу, являются близкими и родными. Они все сродни – национально сродни. Они все объединены одною любовию ко всему своему, ко всему родному как прошлому, так и будущему и настоящему.
Таким образом, воспитательный национализм не есть явление личное, индивидуальное, – а общее, коллективное. Это делает национализм сильнее и могущественнее.
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ есть акт мышления, в силу которого данная личность признает себя частью целого, идет под его защиту и несет себя само на защиту своего родного целого, своей нации.
Национализм, в большей или меньшей степени, присущ каждому человеку, и чем больше он развит у человека, тем большая цена этому человеку. «Без национальности человечество было бы мировым логическим абстрактом, словом без содержания, звуком без значения» (В. Белинский. Собр. сочинений, т. II, стр.122).
У нас после 17 октября 1905 г. произошла резкая вспышка национализма.
Кроме того, в последнее время и у нас в России выдвигается новое вредное начало – капитал. Капитал состоит в руках евреев, банков и кулаков. Для банковых деятелей, спекулянтов, кулаков, составителей синдикатов нет ни нации, ни родины, ни государства. Для них – только капитал. Для капитала нет ни чести, ни гордости, ни блага нации. Капитал интернационален и космополитичен. В настоящее время пролетарий разумный стал строго национален, напр. в Германии. Русский пролетарий – раб евреев и других проходимцев, а потому и космополитичен, – потому он и космополитичен, что является рабом евреев и других космополитов-капиталистов. Известна одна нефтяная фирма, которая очень щедро субсидирует пролетарское движение Русских рабочих.
Прежние помещики, имея рабов, своею кровью защищали отечество. Нынешние капиталисты не желают жертвовать своею кровью. Они не прочь на боевом поле видеть дворян и крестьян, но не для защиты нации, а для защиты своих капиталов. Не в интересах евреев и капиталистов поддерживать национализм. Напротив, они всеми способами стараются затушить, ослабить и унизить его. Господами являются капиталисты, – а вся остальная масса превращается в рабов.
Каждое государство, пока его народы находятся на низкой ступени культуры, ведется главою государства и его правительством. В этом случае правительство является проводником, вершителем и исполнителем сознательного национализма. Оно является опекуном несовершеннолетних, головою взрослых граждан, и на нем лежит долг вести дела государства в интересах той нации, коя создала государство и держит его, – нации державной.
Но даже в царствование Великого Царя-националиста, Александра III, было много чиновников, футлярный национализм которых жил на их пользу, а не на пользу государства.
Очень немногие государства составлены из одной нации. В огромном же большинстве государство составляется из нескольких наций, причем одна из этих наций является господствующею, а другие ей соподчиненными, подъяремными. Господствующею, державною нацией является та, которая основала, создала и держит государство. Она осталась победительницей – она и господствует. Ее победили бы и она подчинилась бы. В России ДЕРЖАВНОЮ ГОСПОДСТВУЮЩЕЮ НАЦИЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ РУССКАЯ НАЦИЯ.
Все остальные нации, составляющие российское государство, являются ей соподчиненными. Такую державность русской нации дают: права крови, пролитой ее сынами, – права исторических судеб, – права имущественные, права самосохранения, права культурного превосходства и, наконец, права победителя. Все это ставит Русских в России в такие условия, что они в ней хозяева и господа, а все остальные нации, сохраняя неприкосновенными все свои основные национальные особенности, должны, однако, согласовать свою жизнь так, чтобы не нарушать интересов, а также способствовать национальным интересам державной нации. Всякие нарушения, противодействия и вред по отношению к державной нации нетерпимы и недопустимы, ибо такое противодействие идет во вред самому государству.
Всякий инородец, сохраняющий свою веру, свой родной язык (в доме), свои традиции, но всю свою душу отдающий на пользу державной нации, ведущей государство, является истинным сыном России и пользуется всеми правами Русского гражданина. Он является равным любому члену державной нации и приемлется ею, как таковой. Разве Цицианов, Чавчавадзе, Мадатов и многие другие были чем-нибудь обижены, сравнительно с другими детьми России? Нет, они были, есть и будут любимы и почитаемы наравне с нашими кровными, как: Скобелев, Макаров, Кондратенко и др.
В России соподчиненных наций более 150. Одни из них стоят высоко в культурном отношении, другие на самой низкой, почти первобытной ступени бытия.
Всякий инородец, сохраняющий свою веру, свой родной язык (в доме), свои традиции, но всю свою душу отдающий на пользу державной нации, ведущей государство, является истинным сыном России и пользуется всеми правами Русского гражданина. Он является равным любому члену державной нации и приемлется ею, как таковой. Разве Цицианов, Чавчавадзе, Мадатов и многие другие были чем-нибудь обижены, сравнительно с другими детьми России? Нет, они были, есть и будут любимы и почитаемы наравне с нашими кровными, как: Скобелев, Макаров, Кондратенко и др.
В России соподчиненных наций более 150. Одни из них стоят высоко в культурном отношении, другие на самой низкой, почти первобытной ступени бытия.