Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

четверг, 23 декабря 2010 г.

Параллели между западом и востоком Европы

drfaust_spb пишет

Параллели между западом и востоком Европы
Когда разговор заходит об испанцах и португальцах, иногда говорят, что их менталитет во многом схож с восточными славянами. Ниже я обращу внимание на ряд совпадений между древними и современными народами на территории Европы, которые дают основание считать такие бытовые наблюдения не просто домыслами.

Запись посвящена параллелям между современными европейскими народами и историей Европы. Здесь нет альтернативных взглядов или околонаучных рассуждений, указаны исключительно подверждённые факты.


В начале следует предостеречь от поспешных экстраполяций и держать в голове, что в общем случае ареалы культурных, лингвистических, антропологических и генетических общностей не совпадают. Во многих случаях имеет место тождество между отдельными видами общностей, а существование такого тождества на определённом этапе истории подтверждается научно, но априорно подразумевать его не следует во избежание погонь за ветряными мельницами и дурацких обобщений. Теперь к делу.


1. Популяционная генетика

Существует наука — популяционная генетика, которая изучает структуру и состав генофондов различных регионов. В рамках методологии в ней выделяется несколько направлений анализа по видам генетических маркёров:
— классические, выявляются без использования молекулярного анализа,
Y-хромосомы, передающиеся от отца к сыну;
митохондриальной ДНК, передающиеся от матери к дочери;
аутосомные, наследуемые от обоих родителей.


В каждом из методов молекулярного анализа выделяется один или несколько признаков — аллелей, которые принимают ряд значений; сходные значения объединяются в группы, называемые гаплогруппами. Гаплогруппы образуются в результате небольших мутаций, происходящих при делении клеток, которые впоследствии «разносятся» потомками человека. Судебная медицина использует однородительские маркёры для установления родства двух людей с вероятностью до нескольких девяток после запятой.

На самом деле, гаплогрупп — бесконечное множество (например, R1a1c2b1a), но для удобства их принято объединять в более общие группы по нескольким первым наиболее древним мутациям.

По ареалу распространения той или иной гаплогруппы в популяции можно в первом приближении выделить людей, с большой вероятностью являющихся потомками некогда близкородственной группы. Что интересно, однородительские маркёры обладают особенностью выделять очень древние миграции, а распределение отцовских гаплогруппы хорошо очерчивает исходный ареал этих миграций.

На территории Европы наиболее распространёнными являются следующие гаплогруппы отцовской Y-хромосомы: R1a, R1b, I1a, I1b, I1c, N2, N3, J2, E3b. Их распространение обозначено на рисунках 1 и 2.


Наиболее распространённые в Европе галопгруппы Y-хромосомы

Рисунок 1 - Наиболее распространённые в Европе галопгруппы Y-хромосомы. Иллюстрация по [O.Balanovsky et al., 2008].


Гаплогруппы N, J, E оставим за скобками и обратим внимание на две других: R1 и I1, представленных в Европе, соответственно, двумя (R1a, R1b) и тремя (I1a, I1b, I1c) дочерними гаплогруппами.


Суммарное распределение гаплогруппы I в Европе и гаплогруппа I1c

Рис. 2 — Суммарное распределение гаплогруппы I в Европе и гаплогруппа I1c. Иллюстрация по [S.Rootsi et al., 2004].


Следует упомянуть об одном генетическом исследовании, посвященном сравнительному анализу европейских популяций. Исходные данные были представлены 12700 образцами Y-ДНК из 91 точки на территории Европы. Результаты исследования быстромутирующих участков ДНК представлены на двух иллюстрациях ниже (рис. 3).

Кластеризация отдельных популяций по степени сходствакарты различий от «средней» популяции

Рис. 3 — Межпопуляционное разнообразие населения Европы: кластеризация отдельных популяций по степени сходства и карты различий от «средней» популяции на разных уровнях абстракции: от самого подробного (а) до наиболее общего (с); красный и зелёный — крайние полюса, синяя область — условная средина. Иллюстрации по [Lutz Roewer et al., 2005].


Из карты 3а видно, что в недавнем прошлом (единицы тысяч лет) взаимодействие народов на территории Европы шло преимущественно по осям «север—юг», в то время как направление «запад—восток» выявляет намного более значительное различие между популяциями и меньшую интенсивность недавних миграций.
В то же время карта 3b в более общем масштабе указывает на близкие популяции на западе и востоке Европы и другие две — в Скандинавии и на Балканах. Можно легко обнаружить сходство с указанными выше картами распространения гаплогрупп R1 для западной и восточной, I1 — для северной и южной; в частности, очертание средней области почти в точности повторяет суммарное распределение гаплогруппы I1.

Первый вывод — о преимущественных миграциях по оси «север—юг» — подтверждается подавляющим большинством современных генетических исследований. По-видимому, такой характер связан, с одной стороны, с климатическими процессами — постепенным заселением освобождённых от ледника земель и, с другой, с ориентацией водных путей.


2. Параллели в археологии

Некоторое время назад моё внимание привлекло совпадение между древними археологическими культурами и современными генофондами — ареалу рапространения гаплогрупп R1 и I1 в европейских популяциях соответствует та или иная культура каменного века. Более того, каждой из локальных (или временных) разновидностей той или иной археологической культуры соответствует ясный ареал дочерней гаплогруппы.
Ниже на картах (рис. 4) обозначены четыре ключевых археологических культуры позднего каменного и железного веков. Каждая была неоднородна внутри себя, их ареал можно определить лишь приблизительно, да и на периферийные области, по-видимому, просто распространялось культурное влияние. Тем не менее, эти культуры обладают рядом признаков, дающих право говорить именно о единых культурных общностях.


Ключевые древние археологические культуры

Рис. 4 — Слева направо: культура мегалитов, культура колоколовидных кубков, средняя фаза культуры линейно-ленточной керамики, культура шнуровой керамики и боевых топоров. Иллюстрация по [Kinder, Hilgemann, 2006].


Культура мегалитов появилась в Западной Европе около 4800 г. до н.э. Существует предположение, что она распространялась по морю из Восточного Средиземноморья через южное побережье Европы и Северную Африку. Наиболее разнообразный характер мегатилические сооружения носят на Британских островах, северо-западном побережье Франции и западе Пиренейского полуострова. В большинстве областей распространения мегалитической культуры отмечается один и тот же антропологический тип: длинноголовый и узколицый, поныне характерный для части населения Франции, Испании и Британских островов.


Распространение мегалитической культуры в Европе

Рис. 5 — Распространение мегалитической культуры в Европе.
Иллюстрация по [G.Barraclough, 1979].


Начало распространения культуры колоколовидных кубков датируется 2800 г. до н.э. и большинство учёных сходятся во мнении, что её отправной точкой был Пиренейский полуостров. На протяжении 3-го тыс. до н.э. культура колоколовидных кубков достигает Дании, Северной Италии и доходит Рейна. Не смотря на широкие вариации антропологии в ареале этой культуры, на основании общего комплекса признаков её принято считать разновидностью мегалитической культуры.
На пространстве от Северного Причерноморья до Прибалтики начиная примерно с 3200 г. до н.э. распространяется культура шнуровой керамики и боевых топоров. Истоком этой культуры считается лесо-степная зона к северо-востоку от среднего Днепра — самые ранние находки посуды со шнуровым орнаментом и боевых топоров из рогов оленей найдены на территории Южной Белоруссии и датируются примерно 3800 г до н.э. Оформление и широкое распространение на запад культуры шнуровой керамики приходится на 3000—2000 гг. до н.э. На территории распространения культуры отмечается средне- и длинноголовый антропологический тип с довольно широким лицом.

Что интересно, ученые констатируют ясно выраженное сходство антропологических типов представителей культуры шнуровой керамики и культуры мегалитов.

По-видимому, здесь можно осторожно предположить две ветви некогда единой общности: одной, расселившейся в Западной Европе, и второй, пришедшей на Восточно-Европейскую равнину. Обе столкнулись в Центральной Европе, наложившись на существовашие там культуры линейно-ленточной керамики.


Нетрудно заметить сходство между двумя представленными наборами карт: ареалами культур мегалитов и колоколовидных кубков — с гаплогруппой R1b, культуры шнуровой керамики — с гаплогруппой R1a (рис. 1, 4, 5). На это сходство также указывают приведённые результаты сравнительного анализа ДНК (рис. 3a, 3b), которые говорят об условно-близких популяциях на востоке и западе Европы при отсутствии заметных недавних миграций вдоль направления «запад—восток».

Нерассмотренной осталась культура линейно-ленточной керамики. Её появление датируется примерно 5600 г. до н.э. и локализуется на Северных Балканах — в среднем течении Дуная. Культура и её наследники были распространены в Центральной Европе на территории нынешних Германии, Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, расширяется в позднейшей фазе от Франции до Румынии и Молдавии.

Особенностью культур линейно-ленточной керамики является предположение об их матрилокальном характере (после свадьбы муж переходит в семью жены). Вероятность вывода о матрилокальности подтверждается отсутствием или незначительностью военных действий, слабой миграционностью, низкой политической интеграцией, зависимостью основных средств существования от женского труда. На этом основании некоторые учёные даже опрометчиво вычёркивают носителей этих культур из индоевропейцев.
Как бы ни обстояло дело с матрилокальностью, уверенно можно сказать одно — группа культур линейно-ленточной керамики характером своего общественного строя разительно отличалась от строго патриархальных культур мегалитов, шнуровой керамики и их наследников. Антропологически носители культуры линейно-ленточной керамики относились к средиземноморскому типу, отличавшемуся узколицестью и средней шириной головы.
Наследниками исходной культуры считаются: культура воронковидных кубков (Северная Германия, Дания, Южная Скандинавия; не путать с западно-европейской культурой колоколовидных кубков), Рёссен (Австрия и Германия), Лендьел (Восточная Германия и Западная Польша), Кукутень-Триполье (Румыния, Молдавия и юго-западная Украина) и несколько других — все они также причисляются к группе культур линейно-ленточной керамики.

Что интересно, в своём движении с Балкан к Южной Скандинавии культуры-наследницы быстро расширяются и со временем теснят ареалы своих предшествениц, образуя цепочку: КЛЛК ранней фазы — Лендьел — Рёссен — культура воронковидных кубков. Интересно, потому что перечисленные фазы чётко накладываются на ареалы разновидностей гаплогруппы I1 (рис. 1, 2, 3b), отлично иллюстрируя тождество особенностей культуры и генофондов своих носителей:
— ранняя фаза культур на Северных Балканах — гаплогруппа I1b;
— средняя фаза в Центральной Европе — гаплогруппа I1c;
— поздняя фаза в Северной Европе — гаплогруппа I1a.


Областью соприкосновения трёх археологических культур — мегалитов, шнуровой керамики, линейно-ленточной керамики — и соответствующих им генетических групп явилось пространство «Балканы — Центральная Европа — Южная Скандинавия».

3. Заключение

Если на вопрос о появлении и распространении культур линейно-ленточной керамики существует более-менее внятный ответ (со ссылкой на Ближний Восток и Малую Азию), то с культурами мегалитов и колоколовидных кубков всё не так однозначно. И антропологические, и лингвистические, и генетические параллели их носителей с носителями культуры шнуровой керамики недвусмысленно указывают, что они являются близкими наследниками некогда единого народа. Однако, здесь мы сталкиваемся с проблемой значительной удалённости известных нам ареалов этих культур и, по-видимому, объяснение этой удалённости не удастся уложить в традиционное представление о недавнем происхождении всех индоевропейцев из единого ареала.

Выше уже было упомянуто о предположении, что культура мегалитов могла придти в Западное Средиземноморье морским путём. Основания для такого предположения даёт значительное количество артефактов мегалитической культуры на островах и побережье Средиземного и Чёрного морей: от островов Центрального Средиземноморья и Балкан до Испании и Северо-Западного побережья Африки.
Наряду с этим можно предположить ещё один сценарий — о том, что исходный народ был расселён в Европе до последнего оледенения, а с началом похолодания и наступления ледника был вынужден начать миграцию на юг: в сторону Пиренейского и Балканского полуостровов, юга Восточной Европы и Западной Сибири. Длительное время образовавшиеся группы были изолированы друг от друга, а с отступлением ледника начали заново заселять средние и северные широты Европы. При этом значительная роль моря в образе жизни западной части народа остаётся на своём месте.

В пользу такого сценария свидетельствует популяционная генетика. Большое сходство между западной и восточной популяциями на крупномасштабной карте 3b при резком разделении на более детальной 3a, а также принадлежность обоих к гаплогруппе R1 при отсутствии своих маркёров у второй, указывает на то, что обе популяции не просто были длительное время изолированы, — они обе прошли через «бутылочное горлышко» — значительное сокращение численности на некоторый период времени с последующим расселением на большой территории. Этот процесс вполне мог быть связан с климатическими изменениями в рамках описанного выше сценария.

Указанные параллели на первый взгляд могут оказаться незначительными, однако фактически они открывают возможность дать новый вектор обсуждению ряда аспектов истории Европы, прежде считавшихся размытыми, и более полно представить характер культурных и этнических процессов. Один из такого рода вопросов — отсутствие ясности в процессах раннего формирования трех крупнейших этнических групп: славян, кельтов и германцев; другой — неопределённая принадлежность некоторых древних народов Центральной Европы (венетов, иллирийцев, этрусков, пелазгов и прочих) и ряда археологических культур (лужицкой, подклёшевых погребений и т.д.), которые национальными историческими школами разных стран приписываются то кельтам, то германцам, то славянам, то вообще оставляются под вопросом.



Оригинал