Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

вторник, 8 марта 2011 г.

О ЗАБЫТОМ ТИПЕ ХРАМА В РУССКОМ ДЕРЕВЯННОМ ЗОДЧЕСТВЕ[1]

Одним из видов источников по истории русского средневекового зодчества и градостроительства являются рисунки иностранцев, а точнее  - гравюры, сделанные на их основе и опубликованные в соответствующих описаниях путешествий. Для Нижнего Новгорода к таковым источникам относятся гравюры из двух первых изданий книги Адама Олеария «Описание путешествия в Московию», вышедших соответственно в 1647 и 1656 годах. К этим иконографическим материалам неоднократно обращались исследователи нижегородской архитектуры[2].
Нами также были проанализированы изображенные на двух вариантах гравюры культовые постройки, и сделана попытка их интерпретации[3]. При этом было обращено внимание на показанную на переднем плане гравюры из второго издания книги (в правой ее части) деревянную церковь с оригинальным рубленым завершением в виде перевернутой усеченной пирамиды, выше которой находятся шатер и главка. Благодаря ранее вышедшим публикациям А.А. Шенникова и Ю.Г. Малкова[4] установлено, что попала на гравюру эта церковь не с нижегородских зарисовок Адама Олеария 1636 года, а заимствована с рисунка  погоста села Романова в Новгородской земле, сделанного голландцем Антонисом Хутеерисом в 1615 году. Такое заимствование достаточно широко практиковалось при создании гравюр.



Культовое сооружение с подобного же рода оригинальным завершением (церковь около Нарвы) изображено еще на одной иллюстрации из позднейших изданий «Путешествия в Московию», о чем писал еще академик архитектуры Л.В. Даль. «Не встречая ничего подобного... в натуре», он усомнился в достоверности рисунка: «Все изображения церквей, существующие в амстердамском издании... большею частью взяты с планов городов, изображенных с высоты птичьего полета. Намеки на форму нарвской церкви мы встречаем в московских церквах, но при миниатюрности изображений, она очень сомнительна и, может, выдумана гравером, чертившим план Москвы, так как в других городах мы не встречаем этой формы; в позднейших же изданиях эти церкви могли быть приняты за образец, и некоторые... послужить прямо для изображения первой русской церкви, виденной путешественниками. Подобные неверности встречаются очень часто...»[5].
И все-таки исследователь русского средневекового зодчества был не прав. Конструкция в виде расширяющейся вверх рубленой пирамиды с шатром над ней, завершавшая деревянные храмы существовала. И ее изображение - не выдумка гравера или ошибка художника, исказившего в своих зарисовках «повал» или барабан. Например, в альбоме А. Мейерберга, посетившего Россию в 1661 - 1662 годах, мы также видим ее наряду с другими хорошо известными формами завершений храмов[6]. Причем характер изображений показывает, что они не являются заимствованиями и вполне надежны как  источник.
Собственно, реальность  указанного типа деревянных храмов - не наше открытие. На существование подобного рода  сооружений указывали упоминавшиеся выше  А.А. Шенников и Ю.Г. Малков. Впрочем, первый из них посчитал постройку на погосте села Романова колокольней, указав при этом, что «... колоколов, правда, не видно, но они могли находиться на чердаке (? - Авт.), который, возможно, именно поэтому имел сложную крышу с отверстиями со всех сторон...»[7]. Чердаком здесь исследователь назвал пространство под многощипцовой крышей, расположенной ниже интересующей нас конструкции.
Еще одним неожиданным  иконографическим источником, подтверждающим бытование такой конструкции в прошлом, явился рисунок из альбома И.Г. Громанна «Ideenmagazin» (Лейпциг, 1799 г.), воспроизведенный в качестве иллюстрации в книге Д.С. Лихачева «Поэзия садов»[8]. На нем изображена двухэтажная рубленая постройка с многощипцовой крышей, завершенная таким же как в книгах Антониса Хутеериса и Адама Олеария сооружением из венцов в виде многогранной перевернутой пирамиды и покрытого тесом шатра (вид этого покрытия здесь искажен почти до  неузнаваемости). Пояснение  И.Г. Громанна гласит: «Для любителей необычных вещей мы приводим на этом листе садовый домик (Gartenhaus) в московском вкусе (im Moskowitischen Geschmack). Высокая крыша сделанного в форме раструба дымохода - в китайском стиле»[9]. Что послужило прототипом для рисунка остается нам неизвестным, но, опять же, ясно - указанная конструкция заимствована (может быть, опосредованно) с вполне  реального объекта.
 Исследуемая нами форма завершений, на первый взгляд, необычна: действительно, уже в XIX веке Л.В. Даль не встретил ничего подобного. Однако она вполне конструктивно воспроизводима:  подобная рубка («костер») применялась до самого последнего времени в русских ветряных  мельницах, служа основанием для амбара, в котором располагается мельничный механизм[10]. В этих хозяйственных постройках данная конструкция была функционально оправдана, поскольку позволяла иметь ось вращения амбара. Вместе с тем, примененный в культовом зодчестве, такой конструктивный прием позволял создать яркую монументализированную форму (возможно, ассоциировавшуюся с языком пламени), отличавшую храм от мирского строения. В дальнейшем она перестала применяться, скорее всего, из-за сложности исполнения и неудобств в эксплуатации.
Как назывался исследуемый тип храмов и как он описывался в документах писцового делопроизводства или порядных записях не известно. Этот вопрос может быть решен лишь путем сопоставления данных этих источников с соответствующими иконографическими материалами.
В эпоху модерна в России исчезнувшая было конструкция вновь на короткий срок возродилась, прежде всего, в проектах и зарисовках ряда архитекторов, черпавших источник вдохновения в древнем русском зодчестве (В.В. Суслов, В.А. Покровский). Известно также, что такого рода завершение существовало в реальности, примененное в архитектуре входных башен на территорию юбилейной выставки 1913 года в городе Ярославле[11].
К сожалению, в фундаментальных трудах и учебниках по истории архитектуры эта весьма примечательная для деревянных церквей форма их завершения практически даже не упоминается[12]. Хотя очевидно, что это особый тип завершения храмов, вполне заслуживающий включения его в классификационный ряд памятников русского деревянного зодчества.


Рис. 1. Гравюра с видом Нижнего Новгорода из книги Адама Олеария «Описание путешествия в Московию» издания 1656 года. Фрагмент.


Рис. 2. «Садовый домик в московском вкусе». Рис. из «Ideenmagazin» И.Г. Громанна,  издания 1799 года. Воспроизводится по: Лихачев Д.С. Поэзия садов. Л., 1982. С. 224.


Рис. 3. Мельница XIX века. Деревня Малое Токарево Костромской области. Воспроизводится по: Дерево в архитектуре и скульптуре славян. М., 1987. С. 109.


[1] Статья основана на тексте нашего доклада, прочитанного на научной конференции, посвященной тридцатилетию Музею архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья, состоявшейся в июне 2003 года в Нижнем Новгороде. К сожалению, сборник материалов этой конференции до сих пор не издан.
[2] Даль Л.В. Историческое исследование памятников русского зодчества //Зодчий, 1872, №7. С. 104; Агафонов С.Л. Нижегородский кремль. Архитектура, история, реставрация. - Горький, 1976. С. 21 - 22; Агафонов С.Л., Агафонова И.С. Тринадцатая башня Нижегородского кремля // Проблемы изучения древнерусского зодчества. - СПб., 1996. С. 163 - 168; Филатов Н. Ф. Деревянное зодчество Нижегородского Поволжья XVII века // Записки краеведов. - Горький, 1985. С. 211 - 223 и др.
[3]Агафонова И.С., Васильева Е.И., Давыдов А.И. Храмы Нижнего Новгорода на гравюрах из книги Адама Олеария // Нижегородские исследования по краеведению и археологии. - Н.Новгород, 2001. С. 73 - 84; они же. Еще раз о храмах на гравюрах с видом Нижнего Новгорода из книги Адама Олеария // Ученые записки Волго-Вятского отделения Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры. - Н.Новгород, 2001. С. 89 - 92. 
[4] Шенников А.А. Русское деревянное зодчество начала XVII века по книге А. Хутеериса // Современный художественный музей. Проблемы деятельности и перспективы развития. - Л., 1980. С. 130 - 143; Малков Ю.Г. Новгородская земля в риснках Антониса Хутеериса (1615 г.) // Древний Новгород. История, искусство, археология. -  М., 1983. С. 338 - 353.
[5] Даль Л.В. Указ. соч. С. 104.
[6]Альбом Мейерберга. Виды и  бытовые картины XVII века. - СПб., 1903. Рис. 31 и 34. 
[7] Шенников А.А. Указ соч. С. 141.
[8] Лихачев Д.С. Поэзия садов. - Л., 1982. С.224.
[9] Там же.
[10]Дерево в архитектуре и скульптуре славян. - М., 1987. С. 109.
Фото 7. 
[11] Зодчий, 1914. Табл. 53 и 54.
[12] Уже после нашего выступления на конференции на необычность описанного в данной статье завершения деревянных храмов на рисунках из книг А. Мейерберга и А. Олеария обратил внимание в одном из популярных изданий и привел несколько их изображений Ю.Г. Иванов. (См.: Иванов Ю.Г. Русские святыни. Шедевры храмового зодчества России. – Смоленск, 2005. С. 8-9).