Темы

C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови ДНК Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России Наши Города Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология РАСОЛОГИЯ РНК Разное Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь США Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония генетика интеллект научные открытия неандерталeц

Поиск по этому блогу

суббота, 22 октября 2011 г.

О славянах и кельтах

Тропою вольков

Что объединяло жителей крайнего запада и крайнего востока Европы, кельтов и славян?
Среди самых ранних известий Повести временных лет содержатся сведения о том, что из своей прародины, которая находилась на Дунае, славяне были изгнаны волохами - "волхом бо нашедшем на словени на дунайския и седшем в них и насилящем им". О ком здесь идет речь? Казалось бы, все ясно - о предках румын, которых соседи называли валахами или влахами. Далее под 898 годом говорится, что волохов на Дунае подчинили себе угры, "и оттоле прозвася земля Угорьска". Действительно, в те годы пришедшие с востока угры, или венгры, захватили придунайские равнины, включая территорию нынешней Румынии. Однако дальше начинаются неясности. Известно, что славяне лишь в VI веке пришли к Дунаю с севера и расселились по обоим берегам реки. Малочисленные валахи, которых называли "пастухами римлян", подчинились пришельцам почти без сопротивления. Поэтому они вряд ли могли быть грозными летописными волохами, тем более что описанные в летописи события явно происходили задолго до VI века. 

Загадочные волохи

Некоторые ученые - в том числе Д. И. Иловайский и В. О. Ключевский - предположили, что под волохами летопись подразумевала римлян, которые в I в. н. э. захватили Подунавье и вполне могли изгнать оттуда предков славян. К тому же некоторые народы Восточной Европы действительно называли так римлян, а позже итальянцев (и сегодня Италия по-польски это Wlochy).

Вот только в латинском языке ничего похожего не было, и сами римляне никогда себя этим именем не называли. А тут еще новый сюрприз - в начале Повести Волошская земля помещается на самом западе Варяжского моря, напротив "Агнянской", то есть английской. То есть речь, скорее всего, идет о нынешней Франции. Современные исследователи - В. Д. Королюк, В. Я. Петрухин и другие - полагают, что волохами летописец называл франков как преемников Римской империи, а заодно и все романские народы, включая тех же румын. Однако как тогда истолковать известие об изгнании волохами славян с Дуная в тот период, когда никаких франков еще и в помине не было?
Ученые принялись искать народ, который мог в древности проживать одновременно во Франции и на Дунае. И, как ни странно, нашли. Еще в середине прошлого века выдающийся чешский славист Павел Йозеф Шафарик предположил, что речь идет о кельтском племени вольков. Во времена Цезаря оно широко расселилось по территории Южной Франции, и не только. Часть тех же вольков - тектосаги или "любители странствий", - оказались в Малой Азии, где вместе с двумя другими племенами создали королевство Галатию. Случилось это около 280 г. до н. э., в разгар событий, потрясших всю Европу. О них сегодня знают очень мало - ведь для многих древняя история нашего континента по-прежнему ограничивается Грецией и Римом. Но и Греция, и Рим дрогнули, когда из неведомых северных земель на них хлынули орды грозных завоевателей. Они принадлежали к разным племенам, но были схожи языком и обычаями. Поэтому всех их греки называли кельтами, а римляне - галлами или галатами.
Кельты первыми в Западной Европе научились плавить железо, из которого делали не только оружие, но и орудия труда. Железные орудия позволили им достичь высокого уровня в земледелии и различных видах ремесла. А железное оружие - длинные мечи и топоры - давало неоценимые преимущества в битвах с многочисленными врагами. Переход к железному веку начался еще в галльштатский период (VIII-VI вв. до н. э.) и окончательно завершился в период Латена (V-I вв.), когда были созданы наиболее впечатляющие произведения кельтского искусства. К тому времени племена кельтов расселились по всей Европе - от Ирландии до Карпат. Откуда начался их путь и когда они отделились от общего индоевропейского древа - сказать трудно. На ранних этапах кельтов трудно отличить от их родственников и соседей: иллирийцев на востоке и прагерманцев на севере. В конце II тыс. до н. э. все эти народы входили в широкий археологический комплекс полей погребальных урн. После их окончательного обособления предки германцев оказались в зависимости от кельтов, но, переняв у них железную индустрию, в свою очередь, перешли в наступление.
На рубеже V и IV веков началось медленное, но неуклонное продвижение германцев на юг, заставившее кельтов, в свою очередь, сдвинуться с места и обрушиться на южные народы. Около 390 г. до н. э. кельтские племена бойев, лингонов и сенонов заняли Северную Италию, взяли и разграбили Рим. Тогда же окончательно пал "венедский щит" - племена загадочных венедов, в которых многие видят предков славян, расступились под натиском кельтов, открыв им путь на восток. От венедов остались только географические названия вроде Венеции и славянской Винеты, поглощенной водами Балтики. Кельты же к 335 году достигли Дуная, где встретились с Александром Великим. Македонскому царю удалось сдержать натиск пришельцев, но после распада его державы кельты возобновили свои набеги. В 279 году их отряды во главе с Бренном и Ассихорием вторглись в Грецию и сожгли знаменитый храм в Дельфах, однако в Фермопильском проходе были остановлены афинским ополчением. Довольно скоро непримиримая вражда между пришельцами и местным населением сменилась партнерством. Воинственных кельтов эллинистические царьки охотно использовали в качестве наемников. Наемниками были и те вольки-тектосаги, которые поселились в Галатии. Другие племена смешались с иллирийцами и основали на Дунае свои "королевства" с центрами в Сингидуне (нынешний Белград) и Виндобоне (Вена).
Тогда же кельты достигли Карпат - в современной Закарпатской Украине археологами найдено более 40 их поселений. В середине III века они добрались до Польши, где вступили в контакт с носителями пшеворской культуры. В могильниках пшеворцев встречается испорченное (согнутое) оружие, что характерно для кельтских погребений. Поэтому некоторые ученые считают эту культуру кельтской, хотя большинство все же приписывают ее славянам. И уж безусловно славянской является зарубинецкая культура, возникшая в III в. до н. э. в Приднепровье. А ее контакты с кельтами многообразны - от находок латенских предметов в могильниках до появления укрепленных городищ, похожих на кельтские оппидумы. Возможно, в тот период кельтские вожди даже подчинили себе ряд праславянских племен или, во всяком случае, вошли с ними в союз для совместных набегов. Около 270 года декрет Протогена из причерноморской Ольвии говорит об осаде города "галлами", пришедшими с севера.
Кельтское влияние на востоке Европы вряд ли было прочным и долгим - слишком мало кельтских заимствований осталось в славянских языках. Но они все же есть. Так, по мнению О.Н. Трубачева, славянское "конь" происходит от галльского konkos (лошадь), а слово "корова" - от carvos, что на кельтских языках означало "олень" или вообще "рогатое животное". Название польских гор Пенины, возможно, происходит от кельтского penn - "голова" или "вершина". Горы с таким же названием находятся в Англии, да и итальянские Апеннины от того же корня. А вот сближение Галиции с галлами и испанской Галисией - пример ложной этимологии. Конечно, название города Галич может быть связано с кельтами, но ничто не говорит о его столь раннем возникновении. Скорее всего, оно обязано происхождением обычной галке - как, например, Галичья гора под Воронежем.
У границ нынешней Украины появились те же вольки, которые оставили след в Галлии и Малой Азии. Ничего необычного в этом нет - в условиях постоянных скитаний кельтские племена с одинаковыми названиями оказались разбросанными по всей Европе. Так, бойи обитали и в Галлии, и в Северной Италии, и в Чехии (кстати, от них произошло второе название этой страны - "Богемия"). Вольки появились на востоке континента вместе с бойями и долго господствовали здесь, хотя письменных упоминаний об этом сохранилось очень мало. В III-II веках они жили в Среднем Подунавье, отделяя как германцев, так и славян от греко-римского мира. Потому их имя позже оказалось перенесенным на самих римлян, а также на их потомков. По всей видимости, вольки и были волохами из Повести временных лет. Вполне возможно, что именно в III в. до н. э. они изгнали славян с их дунайской прародины и те отправились на север и восток, где создали пшеворскую, зарубинецкую и ряд других культур.
Самоназвание "вольки" не имеет прочной этимологии, и заманчиво связать его со славянским названием волка. Правда, тогда придется предположить, что племя появилось в Галлии и Галатии только после своего пребывания на Дунае. Ничего невозможного в этом нет - вольки вполне могли вернуться в Галлию вместе с бойями, которых около 60 г. до н. э. изгнали из пределов нынешней Чехии германцы. Кстати, именно это переселение привело в конечном счете к походу Цезаря в Галлию, после которого Европа окончательно превратилась из кельтской в римско-германскую.
Связь между волохами-вольками и волками отмечена во многих легендах - вплоть до румынских оборотней-вампиров или героя русских былин Вольги, который имел привычку "рыскать серым волком". Правда, имя последнего, скорее всего, происходит от древнерусского "волхв" - еще одна любопытная параллель, о которой позже. А пока стоит вспомнить о другом племени, которое жило прежде неподалеку от вольков и тоже имело отношение к волкам.

Кто такие невры?

В описании скифских земель, которое содержится в знаменитой "Истории" Геродота Галикарнасского, говорится о народе невров, жившем к северу от "скифов-пахарей", которых часто считают предками славян. Вероятно, невры жили в Верхнем Приднепровье и бассейне Припяти, где в VI в. до н. э. возникла милоградская археологическая культура. Ее носители отступили с севера под натиском венедов и принесли с собой культуру земледелия и обработки железа. Согласно Геродоту, невры выделялись среди других народов тем, что раз в году превращались в волков. Оставляя в стороне это странное свидетельство, ученые сосредоточивали внимание на этнической принадлежности невров. С легкой руки академика Б. А. Рыбакова их, как и все прочие соседние народы, относили к праславянам. Некоторые ученые считали их балтами и даже почему-то выводили их имя от литовского niaurus (унылый). О. Н. Трубачев первым предположил, что невры были как-то связаны с кельтами. Он указал на то, что в Галлии во времена Цезаря обитало кельто-германское племя со схожим названием - нервы или нервии. Так же называли иногда и приднепровских невров. Кстати, их имя надолго пережило своих носителей - в Риме им последовательно называли приходивших с востока скифов, сарматов и даже гуннов.
Милоградская культура, с которой связывают невров, дожила в белорусских болотах до II в. н. э. и была вытеснена черняховской. Довольно скромное археологическое наследство ее носителей не слишком напоминает блестящий инвентарь кельтских погребений. Однако следует учесть, что к неврам или кельтам могла принадлежать только правящая верхушка этой обширной области. К тому же милоградовцы были отрезаны от кельтского центра "венедским щитом" и остались в стороне от культурных достижений латенской эпохи. И все же в латинской элегии Проперция I века упоминается "невр-супостат, в броню одевший коня" (перевод С. Шервинского). Конская броня была незнакома тогдашним народам Восточной Европы, но весьма часто встречалась у кельтов. Вопрос о степени культурного развития невров и об их влиянии на соседей-славян остается открытым. Как и другой вопрос: если невры все же были кельтами, то откуда они взялись в нынешней Белоруссии? Известный чешский археолог Ян Филип считает, что это связано с вторжением в Подунавье кочевников-киммерийцев в VIII в. до н. э. Известно, что древнейшие центры гальштатской металлургии находились именно на Дунае - в Венгрии и Южной Германии. Разрушение их киммерийцами вынудило кельтов отправиться на запад - в Галлию и Британию, и на север - в Чехию и Польшу, где ими была уничтожена иллирийско-венедская лужицкая культура. Возможно, в ходе этих странствий кельты принесли индустрию железного века в Белоруссию и надолго остались там под именем невров, взаимодействуя с местным населением - балтами и предками славян. Возможен и другой вариант - праславяне жили рядом с кельтами еще на Дунае, как их рабы или данники, и вместе с ними покинули родину и расселились на севере и востоке. Пример не редкий, особенно в степной зоне, где вихри всеобщих переселений подхватывали и переносили на громадные расстояния десятки народов и племен. В таком случае невры вполне могли быть связаны и с кельтами, и со славянами, как и археологические культуры Польши - поморская и пшеворская, - возникшие примерно в то же время, на рубеже VI и V веков. В пользу совместного существования кельтов и славян на Дунае говорит ряд дошедших до нас венгерских слов. Например, tot - так венгры называли подчиненные им славянские племена, что очень похоже на ирландское tuath - "народ" или "племя".

Из волхвов в друиды

Возможно, о кельтах напоминает и другое, куда более известное славянское слово - "волхв". Сегодня нам мало известно об этих мудрецах и кудесниках, которые были не только жрецами языческого культа, но и учителями, врачами, хранителями исторической памяти. Ничего похожего не было у других индоевропейских народов - германцев, греков, италиков, - где жрецы занимались исключительно вопросами культа, и к тому же их роль нередко выполняли вожди племен. Сходство с волхвами прослеживается только у кельтских друидов - хорошо организованного жреческого сословия, обладающего системой тайных знаний и дающего советы правителям. Слово "друид" происходит от кельтского drys (дуб) - у кельтов, как и у славян, дуб был одним из главных священных деревьев. А вот происхождение слова "волхв" - как и родственных ему "волшба", "волшебник", - до сих пор неясно. Его пытались связать с глаголом "волочить" или со словом "вольха" (ольха), но это не слишком убеждает. Вероятнее родство со словом "волк" - по преданию, волхвы имели особую связь с этим животным и могли в случае надобности превращаться в него, как былинный Вольга или персонаж реальной истории полоцкий князь Всеслав. Но вообще-то наименование целого жреческого сословия "волками" не слишком правдоподобно. Возможно, ближе к истине предположение о связи слова "волхв" с племенем вольков.
В этой связи могут оказаться неслучайными и сходные черты славянской и кельтской мифологии - например, большая роль трехглавого божества. Славяне называли его Триглавом или Трояном, отсюда и ведущая на юг "тропа Трояня" из "Слова о полку Игореве". Оттуда же упоминание о "веках Трояновых" - быть может, память о совместной с кельтами жизни на Дунае? В сербских преданиях царь Троян рыщет по ночам, обернувшись волком, что опять-таки может указывать на волхвов (или вольков). Есть и другая версия - что эти упоминания о Трояне связаны с памятью о римском императоре Траяне, который в 106 г. н. э. разбил задунайских даков и оставил по себе громкую память во всей Юго-Восточной Европе. По мнению Ф. И. Буслаева и ряда других ученых, Троян "Слова" соединяет в себе римского Траяна и древнее божество, что никак не противоречит связи этого образа с кельтами.
Подведем итоги. По крайней мере дважды - в VIII и III в. до н. э. - древние кельты оказывались по соседству с предками славян или, по крайней мере, на территории, которую позже заселили славяне. Как народ более развитый, они оказывали влияние на своих соседей, передав им искусство обработки железа, навыки скотоводства и ремесла и, возможно, отдельные элементы религии и мифологии. Однако кельтам и славянам предстояло встретиться еще один, третий и последний, раз. И виновником этого оказался тот самый император Траян. Разгромленное им в 106 году царство населял фракийский народ даков, испытавший сильное кельтское влияние еще в III в. до н. э., когда "галлы" вместе с даками (гётами) появлялись под стенами Ольвии. Дакские цари Корилл, Комозик, Децебал носили вполне кельтские имена, и, вероятно, в их владениях жило немало потомков древних вольков. Римское завоевание заставило их бежать на восток, в земли между Дунаем и Днепром. Там и возникла около 150 г. н. э. черняховская культура, носители которой отличались высоким уровнем развития металлургии и других видов ремесла.
Черняховцы были сложной в этническом отношении общностью, включавшей в себя славян, сарматов, германцев и другие племена. Что касается их правящей верхушки, то ее обычно связывают с германским племенем готов, пришедших на берега Черного моря с Балтики. Однако появление готов и вообще германцев в тех краях датируется только второй половиной IV века. До этого гегемонию там осуществляли племена певкинов и бастарнов, которых античные авторы считали германскими. Однако имена правителей и некоторые обычаи позволяют, скорее, отнести их к кельтам. Да и вообще в черняховской культуре немало кельтских черт - обряд трупосожжения, специфическая керамика и прежде всего высокоразвитая железная металлургия. Кстати, о бастарнах ходили такие же слухи, как до этого о неврах и, возможно, о вольках, - об их "побратимстве" с волками и периодическом превращении в этих животных. Трудно сказать, являются ли невры, вольки и бастарны тремя независимыми друг от друга волнами кельтских переселенцев или остатками одной и той же волны, которая уцелела среди многочисленных переселений народов и лишь время от времени подпитывалась новыми вторжениями из кельтского центра. Во всяком случае, не вызывает сомнения, что эти племена сыграли значительную роль в этногенезе славян - роль, которая до сих пор остается непроясненной и почти не замеченной историками.

http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=152&n=11