Сейчас и не вспомню, из-за чего именно кипятилась в известной сказке хозяйка Медной горы, но в нашем случае вся каша заварилась из-за нефритового камня. Причем по сему поводу в довольно серьезное противостояние вошли сразу четыре государственные структуры: с одной стороны баррикады таможенная служба и транспортная прокуратура, с другой — федеральная служба по надзору в сфере природопользования и минпромторг. Суть вопроса: можно ли вывезти в Китай через Хакасскую таможню нефритовый камень весом в 7300 килограммов, добытый на территории Красноярского края?
Кровь камня
Честно признаться, с подобным никогда не сталкивался и в минералах совершенно не разбираюсь. Но коли дело оказалось таким любопытным, пришлось вопрос изучить и понять, что нефрит — это священный камень древнего Китая. Считается, что он обладает не только изумительной окраской, но еще уникальными лечебными и магическим свойствами.
Не существует в природе более вязкого и прочного на разрыв поделочного камня, чем нефрит. Это свойство связано с его волокнистой структурой. Именно эту особенность использовали мастера древности, делая из нефрита украшения, амулеты, статуэтки и даже различные инструменты.
Нефрит называют камнем неба и земли, мудрости и вечности. Великий китайский мыслитель Конфуций отмечал ценность нефрита как символа добродетели. Писатель Хиу-Чин свойства нефрита сопоставлял с душевными качествами человека...
Впрочем, если от возвышенного перейти к утилитарному, то следует сказать, что нефрит в небольших объемах особой ценности не представляет. Обычный поделочный материал. Иное дело — валуны и глыбы этого камня весом до нескольких тонн. Такие природные образования удается добыть весьма и весьма редко, и они очень ценятся на азиатских рынках. Данный момент очень важен для понимания возникшего конфликта.
Сегодня в минералогическом музее Иркутского государственного технического университета хранится “Седло Чингисхана” — нефритовый валун весом около двух тонн, найденный в 1974 году в верховье реки Хохюрты. Он известен не только в России, но и за рубежом и считается бесспорной культурной ценностью.
Музей естественной истории Лондона занес в 1991-м свой экспонат зеленого нефрита — весом в 500 килограммов — в Книгу рекордов Гиннесса. Каково же было изумление англичан, когда они увидели в российском вузовском музее валун гораздо крупнее, к тому же обнаруженный много раньше.
Китай хоть и обладает единственным в мире нефритовым камнем весом в 260 тонн, любую находку весом от четырех тонн считает уникальной и объявляет достоянием государства. Поэтому стоит ли удивляться, что сначала Хакасская таможня, а затем и Западно-Сибирская транспортная прокуратура воспрепятствовали вывозу семитонного валуна с территории России.
Путь камня
О деталях столь неожиданно образовавшегося дела нам рассказал старший помощник Западно-Сибирского транспортного прокурора Андрей Фридман.
История началась еще в 2006 году, когда предприниматель Андрей Денисов добыл нефритовый камень весом в 7300 килограммов. Место добычи — Куртушинский хребет, верховье реки Коярд Ермаковского района Красноярского края.
В мае 2011 года он продал семитонный камень фирме ООО “МанаО”, которая в свою очередь, получив разовую лицензию на экспорт нефрита, вознамерилась вывезти его для реализации в Китайскую народную республику.
— На стадии оформления документов, необходимых для экспорта нефрита, — рассказал далее Андрей Геннадьевич, — у Хакасской таможни возникли сомнения в правомерности вывоза минерала.
В итоге эти сомнения подтвердил эксперт Росохранкультуры, который пришел к выводу, что валун нефрита является уникальным природным образованием, безусловно относится к культурным ценностям, вывоз которых с территории Российской Федерации не допускается.
Поэтому таможня обратилась к Абаканскому транспортному прокурору с просьбой оценить законность решения о выдаче лицензии на вывоз нефрита.
По результатам проверки Западно-Сибирская транспортная прокуратура обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным решения о выдаче фирме “МанаО” лицензии на экспорт нефрита.
— На чем основывалась позиция прокурора?
— В первую очередь, на твердом убеждении, что законы в России должны соблюдать все. Если закон запрещает вывоз культурных ценностей, значит, решение, дающее разрешение на вывоз нефрита, ему противоречит и не подлежит исполнению. Кроме того, прокуратура полагала и полагает, что это решение нарушило право государства самостоятельно распорядиться данной культурной ценностью.
— И как прошел судебный процесс?
— В настоящее время он еще не завершен.
Существует ни на чем не основанное обывательское мнение, что прокуратура давит на суд своим статусом, поэтому выигрывает все свои дела. Это не так. В судебных разбирательствах прокурорам приходится состязаться на равных с иными участниками процесса и далеко не всегда выходить из этих баталий победителями.
На этот раз единым фронтом против заявленных прокурором требований выступили ООО “МанаО” и два государственных органа — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и минпромторг. Хакасская таможня прокуратуру поддержала.
В итоге Арбитражный суд Хакасии решением от 28 декабря 2011 года заявление удовлетворил, придя к выводу, что ООО “МанаО” не смогло подтвердить правомерность добычи злосчастного валуна.
Но далее эта фирма, а также два упомянутых государственных органа дружно подали жалобы в третий арбитражный апелляционный суд в городе Красноярске. И апелляционная инстанция 5 апреля 2012 года решение хакасского суда отменила, посчитав, что лицензию на вывоз нефрита выдали законно.
— Выходит, все-таки поражение?
— Скорее, рабочий момент. Беда в другом.
Так и остался открытым вопрос, является ли этот валун нефрита культурной ценностью? А это означает, что открытым остается и путь для вывоза редкого камня в Китай. Поэтому и только поэтому прокурор не намерен отступать.
На постановление суда апелляционной инстанции без промедления была подана кассационная жалоба, которая еще не рассмотрена.
Одновременно абаканский транспортный прокурор обратился в городской суд с иском о запрете ООО “МанаО” осуществлять деятельность по вывозу за рубеж валуна нефрита.
Одновременно было заявлено два ходатайства: о назначении экспертизы для определения ценности камня и о применении обеспечительных мер в виде запрета на его вывоз.
Так что, как говорил один известный поэт, “чаша не допита, значит, борьба продолжается”...
Судьба камня
Из все того же любопытства я решил понять, на каких аргументах строится сегодняшняя борьба за нефритовый камень сибирского происхождения. Все оказалось довольно очевидно.
Андрей Денисов поднял семитонный камень нефрита в 2006 году, имея на руках лицензию, разрешающую добычу лишь пяти тонн. То есть налицо явное нарушение допустимого объема.
Чтобы исправить ситуацию, предприниматель дождался следующего года и получил еще одну лицензию на пять тонн нефрита. Впоследствии эти две лицензии на право добычи в сумме 10 тонн и сам камень были представлены комиссии, дающей в Красноярском крае право осуществлять экспорт, в том числе и минерального сырья.
Последняя факт превышения допустимого объема сбора нефрита признала, однако большинством голосов (сложив две лицензии) разрешила вывоз камня из России в Китай. Собственно, это действие прокуратура и оспаривает в суде.
Другой сомнительный момент заключается в том, что таможенная стоимость, заявленная ООО “МанаО” на экспорт нефрита, составила 1 миллион 326 тысяч рублей. Согласно же заключению таможенного эксперта, свободная (рыночная) стоимость глыбы необработанного нефрита на территории РФ по состоянию на 20 мая 2011 года составляла 14 миллионов 287 тысяч рублей.
И еще! По мнению эксперта Росохранкультуры Александра Смирнова, который и признал найденный камень культурной ценностью:
— Подобные валуны нефрита достаточно редко встречаются в природе и особенно в тех местах, где они реально могут быть извлечены с применением современной техники. В случаях невозможности добычи подобных уникальных природных образований места их нахождения считаются памятниками природы и охраняются законом...
Близкое местонахождение данного валуна к природному парку “Ергаки” может говорить о его сакральной природе, существенном значении в предыстории (антропологии). Материалы международной конвенции международного института по унификации частного права (УНИДРУА) позволяют вносить подобные природные объекты в систему охраняемых культурных ценностей.
Мне неизвестно наличие подобных по своей величине валунов нефрита в музеях России. Поэтому музеи Красноярского края могут приобрести при передаче им этого уникального образца нефрита не только бесценное сокровище, но и мировую известность...
В общем, та еще история, выход из которой пока не очевиден. Возможно, дабы прекратить споры и пресечь уход ценности за границу, есть смысл государству выкупить уникальный нефритовый валун. А возможно, это лишь рассуждения дилетанта...
Хотя чисто по человечески интересно — вывезут в конце концов камень с территории России или нет?
источник