Недавно обнародованное исследование генетики древних обитателей Таримского бассейна (в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе современного Китая) принесло примечательные, хотя и вполне ожидаемые результаты. Все семь мужчин из самого древнего слоя кладбища (ок. 2000 г. до н.э.), из чьих останков удалось извлечь пригодный для анализа материал, оказались принадлежащими к мужской гаплогруппе R1a1a (Evidence that a West-East admixed population lived in the Tarim Basin as early as the early Bronze Age: http://www.biomedcentral.com/content/pd f/1741-7007-8-15.pdf).
«Мумии» II-I тысячелетий до н.э. из таримских захоронений (их мумификация явилась следствием воздействия природных условий, а не намеренных действий при погребении) привлекли к себе внимание научного мира еще в начале XX в. своим европейским внешним видом, резко отличающим их от современных обитателей этих мест. Новый всплеск интереса к ним произошел в последние два десятилетия, и к настоящему моменту известно уже несколько десятков «мумий», свидетельствующих, что древние обитатели Тарима имели европейские черты лица, светлые (русые, рыжие или белокурые) волосы и большой рост (до 2 м).
От них не осталось никаких письменных памятников, по котором можно было бы составить представление об их языке, однако есть основания предполагать, что они были предками живших позднее в тех же местах тохаров, индоевропейский язык которых известен по памятникам VI-VIII в. н.э. Тохарами их называли западные соседи, сами же себя они называли, по-видимому, арси (слово, родственное индо-иранскому арий). Вероятно, они входили в объединение племен, которое в китайских источниках второй половины I тыс. до н.э. называлось юэчжами. В середине II в. до н.э. юэчжи были разгромлены гуннами, после чего значительная их часть ушла на запад. Конец же существованию тохаров положили тюрки-уйгуры, завоевавшие Тарим в середине IX в. н.э.
Исходным местом миграции предков тохаров в Таримский бассейн около 2000 г. до н.э. была область афанасьевской и андроновской культур в Южной Сибири. Именно оттуда они принесли с собой боевые колесницы, высокоразвитую бронзовую металлургию и прочие передовые элементы цивилизации, ранее не известные на землях современного Китая. Местным монголоидным аборигенам светловолосые великаны, скачущие на невиданных колесницах, должны были казаться настоящими богами. Следы оказанного ими глубокого культурного влияния по сей день заметны в китайском языке, в котором, в числе многих других, слова, обозначающие коня, корову, колесо и повозку, имеют индоевропейское происхождение. В последнее время становится все более ясно, что и сама китайская государственность возникла в результате завоевания древнекитайских племен в середине II тыс. до н.э. ариями, пришедшими с северо-запада. Есть основания предполагать, что их влияние не ограничивалось Китаем, но распространялось и дальше на восток – в Корею и Японию, воинские касты которых создавались по образцу древнеарийский кшатриев.
Итак, еще раз подтверждена связь гаплогруппы R1a1a с ранними индоевропейцами и северноевропейским расовым типом, ранее уже засвидетельствованная генетиками (First successful assay of Y-SNP typing by SNaPshot minisequencing on ancient DNA:
http://www.springerlink.com/content/b37 3712um3513606/; Pigment phenotype and biogeographical ancestry from ancient skeletal remains: inferences from multiplexed autosomal SNP analysis: http://www.savefile.com/files/2101063) .
«Мумии» II-I тысячелетий до н.э. из таримских захоронений (их мумификация явилась следствием воздействия природных условий, а не намеренных действий при погребении) привлекли к себе внимание научного мира еще в начале XX в. своим европейским внешним видом, резко отличающим их от современных обитателей этих мест. Новый всплеск интереса к ним произошел в последние два десятилетия, и к настоящему моменту известно уже несколько десятков «мумий», свидетельствующих, что древние обитатели Тарима имели европейские черты лица, светлые (русые, рыжие или белокурые) волосы и большой рост (до 2 м).
От них не осталось никаких письменных памятников, по котором можно было бы составить представление об их языке, однако есть основания предполагать, что они были предками живших позднее в тех же местах тохаров, индоевропейский язык которых известен по памятникам VI-VIII в. н.э. Тохарами их называли западные соседи, сами же себя они называли, по-видимому, арси (слово, родственное индо-иранскому арий). Вероятно, они входили в объединение племен, которое в китайских источниках второй половины I тыс. до н.э. называлось юэчжами. В середине II в. до н.э. юэчжи были разгромлены гуннами, после чего значительная их часть ушла на запад. Конец же существованию тохаров положили тюрки-уйгуры, завоевавшие Тарим в середине IX в. н.э.
Исходным местом миграции предков тохаров в Таримский бассейн около 2000 г. до н.э. была область афанасьевской и андроновской культур в Южной Сибири. Именно оттуда они принесли с собой боевые колесницы, высокоразвитую бронзовую металлургию и прочие передовые элементы цивилизации, ранее не известные на землях современного Китая. Местным монголоидным аборигенам светловолосые великаны, скачущие на невиданных колесницах, должны были казаться настоящими богами. Следы оказанного ими глубокого культурного влияния по сей день заметны в китайском языке, в котором, в числе многих других, слова, обозначающие коня, корову, колесо и повозку, имеют индоевропейское происхождение. В последнее время становится все более ясно, что и сама китайская государственность возникла в результате завоевания древнекитайских племен в середине II тыс. до н.э. ариями, пришедшими с северо-запада. Есть основания предполагать, что их влияние не ограничивалось Китаем, но распространялось и дальше на восток – в Корею и Японию, воинские касты которых создавались по образцу древнеарийский кшатриев.
Итак, еще раз подтверждена связь гаплогруппы R1a1a с ранними индоевропейцами и северноевропейским расовым типом, ранее уже засвидетельствованная генетиками (First successful assay of Y-SNP typing by SNaPshot minisequencing on ancient DNA:
http://www.springerlink.com/content/b37
Рапространение восточной ветви индоевропейцев ок. 2000 г. до н.э. Синим отмечены места находок таримских мумий.
«Луланская красавица». Ок. 2000 г. до н.э.
Возможная реконструкция
Русоволосый мужчина из Черчена ростом 183 см. Ок. 1000 г. до н.э.
На виске имеется изображение солнечного знака
О солнечном культе у таримских племен свидетельствует распространенное у них изображение свастики
Вместе с Черченским человеком был похоронен рыжеволосый ребенок, на глаза которого были положены голубые камни, видимо, символизирующие цвет его глаз при жизни
Женщина со светлыми волосами, заплетенными в косы
Женщина из Урумчи. Ок. 1200 г. до н.э.
Еще одна светловолосая женщина
Фотография одной из таримских мумий, сделанная в начале ХХ в.
Мумия женщины с некрополя, материалы которого были исследованы генетиками
Мумия женщины двухметрового роста. Ок. 1000 г. до н.э.
Еще несколько светловолосых таримских мумий
Изображения тохаров на буддийских фресках
Тохарские жертвователи. Кызыл (Таримский бассейн). VI в. н.э.
Тохарские жертвователи. Фреска из буддийского монастыря в Безеклике (Таримский бассейн). Ок. 900 г. н.э.
Тохар. Фреска из буддийского монастыря в Безеклике (Таримский бассейн). IX-X вв. н.э.
Голова раскрашенной статуи юэчжа. Халчаян (Узбекистан, древняя Бактрия). I в. до н.э.
После поражения от гуннов во II в. до н.э. юэчжи переселились в Бактрию, где основали Кушанское царство