Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

вторник, 31 июля 2012 г.

Татарские помещики в русских землях в XVII веке

Originally posted by aquilaaquilonis at Татарские помещики в русских землях в XVII веке
Но главное затруднение для правительства здесь заключалось в определении отношений вотчинников и помещиков к тяглым людям, сидевшим на землях, которые отдавались в поместья и вотчины, и особенно, разумеется, в том случае, когда первые были не христианского исповедания, а вторые исповедовали православную веру; тут мирские расчеты власти приходили в столкновение с православным чувством, которое не допускало, чтобы христианин служил поганому. Понятно, что это чувство должно было сильно заговорить тогда, когда стало совершаться прикрепление крестьян к земле и когда прикрепленные стали мало по малу сливаться с холопами. По крайней мере до XVII столетия законодательство не отделяет помещиков и вотчинников из инородцев не христиан от помещиков и вотчинников православной веры; права тех и других были одинаковы. Но в эпоху Уложения государственная власть увидела необходимость точнее и подробнее определить вотчинные и поместные права служилых людей из инородцев, чтобы устранить отмеченные затруднения в деле кормления поместьями и вотчинами.
41. А которые земли изстари бывали русских людей поместные земли, и много лет лежали в пусте, и в прошлых годех на тех порозжих землях поселилися татаровя и мордва по дачам по государевым грамотам, а иные по боярским грамотам, которые грамоты даваны в безъгосударное время, как стояли бояре под Москвою, а иные без дачь и живут на тех землях многия годы, и с тех земель государеву службу служат, и у них тех земель не отнимать. А впередь русских людей поместных земель татаром, а татарских земель русским людем в поместье не давати.
42. А у которых татар и у мордвы русских же людей поместныя земли, а платят они с них оброк, а впередь о тех землях будут челобитчики русския люди, и те земли у татар и у мордвы взяти, и отдать в поместье русским людям.
Соборное уложение 1649 года
(Российское законодательство Х-ХХ веков. Том 3. М., 1985. С. 171)
Государственная власть с своей точки зрения на поземельное богатство была права, устанавливая такого рода ограничения для землевладения между инородцами; считая землю своею собственностью и в том случае, когда она отдавала ее в поместье или в вотчину, она могла считать в праве назначать какие угодно условия владения ею.

В 1681 году правительство отважилось на решительную меру: отобрать совсем у некрещеных помещиков поместья и вотчины, населенные православными крестьянами «для того, что мурзы и татаровя в поместьях своих и вотчинах крестьянам чинят многие налоги и обиды и принуждают их к своей бусурманской вере и чинят осквернение». Вследствие этого приказано было сказать крестьянам таких поместий и вотчин, чтобы «они мурз и татар ни в чем не слушали и податей не платили; а буде на помещиков и вотчинников всякие угодья делали и подати платили на Великого Государя». Вместо этого, таким образом отнятого корма, некрещеные помещики и вотчинники получили от правительства обещание, что оно «испоместит их, по разсмотренью, иноверцами же, Темниковскою и Кадомскою Мордвою».

Но это распоряжение не устояло: правительство после смерти царя Феодора имело надобность в опоре; служилых инородцев во всяком случае полезно было для Софьи и ее приверженцев привлечь на свою сторону; притом занятое внутреннею борьбою, борьбою на жизнь и смерть, тогдашнее правительство, если бы и не нуждалось в этой помощи, то не имело ни времени ни средств привести закон в действие… Как бы то ни было, только через три дня после своего утверждения в звании правительницы государства, царевна Софья подписала такой указ: «по челобитью мурз и татар поместей их и вотчин быть за ними по половине, а другой половине, быть в отписных на Великих Государей». Это было 29 мая 1682 года, а 13 июля того же года правительница от имени Великих Государей «пожаловала мурз и татар поместьями и вотчинами и другою половиною по прежнему», обязав их при этом только одним условием, именно, «чтобы они мурзы и татары, видя их Великих Государей к себе милость, им Великим Государям служили, а ко крестьянам никаких налогов, а православной христианской вере тесноты не чинили»… В устранение споров и затруднений для правительства постановлено было: «те поместья и вотчины, которые по силе указа царя Феодора отняты были у некрещеных мурз и татар и отданы были русским и новокрещеным, поворачивать нельзя прежним их владельцам, хотя бы они и крестились, а велеть им приискивать из новокрещенских выморочных поместей». За тем в 1686 году было постановлено, что поместья и вотчины некрещеных мурз и татар, по смерти их, переходят к их детям и внукам; а если после них детей и родственников не останется, то справлять поместья за крещеными родственниками. В таком неопределенном положении оставался вопрос о поместьях и вотчинных правах инородцев, доколе Петр Великий не порешил его в смысле указа царя Феодора Алексеевича.

Н. Фирсов. Положение инородцев Северо-восточной России в Московском государстве. Казань, 1866. С. 108-116



Как видно, до середины XVII века нахождение татарских помещиков в русских землях терпелось, поскольку их права ограничивались получением доходов с поместий на несение военной службы и не распространялись на личности крестьян. С началом же закрепощения крестьян в середине века русское правительство принимает меры, постепенно сводящие татарское помещичье землевладение в русских землях на нет. При царе Алексее у татар изымаются оброчные земли и запрещается впредь жаловать их русскими поместьями. Царь Федор приказывает изъять у татарских служилых людей все земли, населённые православными крестьянами. После краткого отступления от этой политики при царевне Софье она окончательно претворяется в жизнь царём Петром.