Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

пятница, 31 августа 2012 г.

Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь. История монастыря.

Серпуховский Высоцкий мужской монастырь.


Серпуховский Высоцкий монастырь. Серпухов

Серпуховский Высоцкий монастырь был основан в 1374 году устроением серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, двоюродного брата и сподвижника великого князя Дмитрия Донского. Князь Владимир избрал для обители возвышенность к югу от Серпухова на левом берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, и обратился за благословением к самому преподобномуСергию Радонежскому, духовный авторитет которого в то время уже был чрезвычайно велик. Преподобный лично прибыл в Серпухов.

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Покровском храме Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Написана иконописцем А.Соколовым с благословения архимандрита Иосифа в 1993 году.

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Покровском храме Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Написана иконописцем А.Соколовым с благословения архимандрита Иосифа в 1993 году.
Место, избранное под новую обитель, называлось Высоким, поэтому и сам монастырь получил название Высоцкого. Руководство обителью Радонежский чудотворец поручил одному из своих любимых учеников - Афанасию Старшему.
Князь Владимир Храбрый не жалел средств для благоукрашения обители. Сразу после основания в монастыре выстроили первый храм, посвященный Зачатию Пресвятой Богородицы.

Пресвятая Богородица. Икона Высоцкого чина

Пресвятая Богородица. Икона Высоцкого чина. Конец XIV века.

Не покладая рук трудился настоятель Афанасий. Его достойная примера деятельность привлекала к себе все больше внимания, и число насельников обители постепенно росло. Среди них особенно выделялись ближайшие ученики, просиявшие впоследствии святостью своей жизни преподобные:Никон Радонежский, будущий преемник Сергия Радонежского, второй игумен Троицкого монастыря, а также Афанасий Младший.

Преподобный Афанасий младший

Преподобный Афанасий младший. Икона из Высоцкого монастыря.

В день празднования Рождества Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября 1380 года объединенное русское войско под командованием Дмитрия Донского одержало великую победу над Золотой Ордой в битве на Куликовом поле. Громадная заслуга в этой исторической победе принадлежала князю Владимиру Храброму, который возглавлял засадный полк и в решающий момент сражения ударил по врагу, обратив его в бегство. В память о победе и в благодарность Небесной Владычице по возвращении домой князь Владимир воздвиг в Высоцком монастыре обширный каменный Зачатьевский собор, заменивший прежний деревянный, и трапезную палату с церковью во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Новый храм был поставлен над братской могилой воинов-серпуховичей, сложивших головы в кровавой сече.
По преданию, в 1381 году обитель на Высоком в сопровождении преподобного Сергия Радонежского посетил митрополит Киевский и всея Руси Киприан - писатель, редактор, переводчик и книгописец, один из виднейших представителей славянской книжности эпохи Средневековья.

Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси

Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси.

Киприан прибыл для того чтобы освятить новые храмы. Согласно некоторым сведениям, встреча игумена Афанасия и митрополита Киприана связала их глубокими узами духовной дружбы и единомыслия. Когда осенью следующего года Дмитрий Донской изгнал Киприана из Москвы, с ним вместе удалился сначала в Киев, затем в Константинополь и Афанасий. Игуменом Высоцкого монастыря стал Афанасий Младший, а после его кончины в 1395 году - преподобный Никита, которого считают духовником Пафнутия Боровского и основателем Богоявленского монастыря вКостроме.

Икона преподобного Афанасия Высоцкого младшего.

При этих преемниках Афанасия Старшего обитель продолжала процветать, сохраняя прежние традиции и уклад жизни. По-прежнему велось и каменное строительство. К 1396 году относится сооружение каменной сени на четырех столбах над местом погребения Афанасия Младшего. Время управления монастырем первыми тремя святыми настоятелями оценивается как самая драгоценная страница его истории.

Преподобные Никон Радонежский, Сергий Радонежский, Афанасий Высоцкий и князь Владимир Андреевич Храбрый

Преподобные Никон РадонежскийСергий Радонежский, Афанасий Высоцкий и князь Владимир Андреевич Храбрый. Миниатюра вкладной книги Высоцкого монастыря.

Важной особенностью жизни Высоцкого монастыря было его пограничное положение на южных рубежах великого княжества Московского. Вплоть до XVII века река Ока являлась границей, разделявшей русские земли и Степь. Вдоль нее строились оборонительные линии, защищавшие государство от разорительных набегов неспокойных южных соседей. Высоцкий монастырь зачастую использовался как крепость и всегда находился под угрозой разорения. В 1382 году золотоордынский хан Тохтамыш напал на Русь, чтобы заставить ее снова платить дань Орде. В ходе его нашествия были разрушены Серпухов, ДмитровРостовПереяславль, Нижний Новгород и другие города. Москванаходилась в осаде. Расположенный рядом с Серпуховом Высоцкий монастырь также был опустошен.
Полувоенное положение обители сказывалось и на ее жизни. После яркой эпохи трех первых настоятелей в монастыре на долгое время затихает глубокая внутренняя жизнь. Да и с точки зрения внешнего благолепия, XV-первая треть XVI века не были временем монастырского процветания: могучая ктиторская поддержка обители прекратилась со смертью Андрея Храброго.
Начиная с эпохи Ивана Грозного хозяйственная жизнь монастыря снова налаживается. Первый царь всея Руси трижды - в 1556, 1570 и 1574 годах - посещал обитель на Высоком. Богомолья государя сопровождались богатыми вкладами и предоставлением различных льгот. К середине XVI века Высоцкий монастырь обладал четырьмя погостами, 89 деревнями, бором. Борис Годунов также жаловал обитель. Но царские милости временами меркли перед грозой неумолимых нашествий иноземцев. Особенно трудным для Высоцкого монастыря стал конец XVI-начало XVII веков.
На рубеже 1560-70-х годов страну косила эпидемия чумы, свирепствовал голод. В 1571 году обитель на Высоком, как и вся серпуховская округа была разорена и сожжена войсками татарского хана Девлет-Гирея, который дошел до самой Москвы, устроив там небывалое опустошение.
В Высоцком монастыре в тот год тоже бушевал страшный пожар.
Невзгоды XVI века привели к обветшанию древнего Зачатьевского собора, выстроенного в 1381 году. Вместо него возвели новый храм, который сохранился до наших дней.
На смену грозным временам Ивана Грозного пришла не меняя напряженная эпоха Смуты. В 1609 году в монастыре хозяйничали интервенты-поляки, а спустя девять лет - лихие запорожские казаки под предводительством гетмана Петра Сагайдачного. Скорее всего, обители досталось и во время нападения на Серпухов ногайских татар в 1614 году.
Возрождение монастыря началось при первых государях из династии Романовых при их непосредственном участии. Царские грамоты 1614 и 1621 годов подтвердили прежние льготы. В 1627 и 1628 годах Патриарх Филарет, отец царя Михаила, пожертвовал в монастырь книги, деревянный крест и деньги. В середине XVII столетия по распоряжению государя Алексея Михайловича и на пожалованные им средства приступили к возведению монументальных крепостных стен с башнями. А на рубеже XVII-XVIII веков в монастыре, получавшем тогда щедрые вклады от бояр Нарышкиных, к которым принадлежала вторая жена Алексея Михайловича Наталья, мать Петра I, широко развернулось новое церковное строительство. Тогда частично перестроили Зачатьевский собор, возвели ныне существующий четверик Покровской церкви.
В середине XVIII столетия монастырь был крупным вотчинником. Он владел 3000 душами крестьян, селами, деревнями, мельницей на реке Наре, двумя часовнями, деревянным подворьем в Москве. В конце XVII - начале XVIII веков к Высоцкой обители был приписан женский Серпуховский Владычный монастырь.
Все это грандиозное хозяйство рухнуло в одночасье, когда императрица Екатерина II провела свою знаменитую секуляризацию. В 1764 году обитель на Высоком лишилась вотчин, была отнесена к 3-му монастырскому классу (ниже по своему статусу были только так называемые заштатные монастыри), и с тех пор существовала на довольно скудное казенное содержание и пожертвования. Правда к середине XIX столетия ее положение заметно улучшилось. Братия не бедствовала, возводились новые постройки. В 1823-1826 годах в монастыре подвизался знаменитый Авель Прорицатель именно здесь предрекший скорую кончину императора Александра I, восстание декабристов на Сенатской площади в декабре 1825 год, восшествие на престол Николая I.
Продолжались масштабные строительные работы, осуществлялись росписи храмов Однако количество монашествующих, положенное по штату, было невелико. К началу XX века в обители проживали архимандрит-настоятель, 6 иеромонахов, 4 иеродьякона, 3 монаха и 12 послушников.
Грянула революция. В течение года (с ноября 1918 года но конец 1919 года) в стенах монастыря размещались латышские стрелки. После их ухода часть монастырской территории была передана концлагерю. Когда в 1920-х годах во Владычном монастыре разместилось военное училище, около 100 монахинь поселились в настоятельском корпусе и подсобных помещениях. В 1928 году горькая участь закрытия постигла и Высоцкий монастырь. Какое-то время в его стенах теплилась монашеская жизнь, а Покровский храм действовал как приходской, но и эти последние островки христианского благочестия вскоре были поглощены безбожной пучиной. С 1930-х годов в помещениях обители располагались казармы, склады, гаражи, коммунальные квартиры. Часть построек была утрачена.
Возрождение монастыря началось в 1991 году, когда Священный Синод принял решение о восстановлении монашеской жизни на Высоком. 10 апреля 1991 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий постриг трех первых насельников. Настоятелем монастыря стал архимандрит Иосиф (Балабанов). 24 сентября 1994 года состоялось обретение мощей преподобного Афанасия Младшего, которые были помещены в раку, установленную в Покровском храме Упорными трудами братии под руководством архимандрита Иосифа, а с февраля 1999 года игумена Кирилла (Костикова) монастырь вновь засиял путеводной звездой для всех ищущих Христа.
Главной постройкой монастыря является летний соборный храм во имя Зачатия Пресвятой Богородицы. Существующий ныне собор относится к середине - второй половине XVI столетии.
Собор имеет вид правильного квадрата. Двухсветный четверик пятиглавого крестово-купольного четырехстолпного храма поставлен на высокий подклет, в кладку которого вошло основание храма-предшественника. К восточной стороне примыкает трехчастный алтарный выступ - апсида, имеющая уникальный граненый облик с узкими щелевидными окнами. С южной, западной и северной сторон вокруг собора идет крытая двухъярусная каменная паперть в виде обходной галереи. Разновеликие галерейные арки опираются на массивные квадратные столбы. Первоначально для входа на галерею были устроены с трех сторон каменные лестницы, но уже к началу XX века сохранялась лишь одна из них (с двойным сходом) - на юго-западной стороне собора. Нижняя часть собора когда-то служила усыпальницей. Фасады четверика расчленены лопатками на три прясла и завершены рядом закомар, отрезанных карнизом от поля стены. В конце XVII - начале XVIII веков на средства Нарышкиных была перестроена верхняя часть собора: при этом изменили своды и наладили четырехскатную кровлю. До революции храм неоднократно расписывался.
После вызванного закрытием монастыря запустения, царившего большую часть XX века, с 1995 года в Зачатьевском соборе начались полноценные восстановительные работы. 25 сентября 2001 года, в день памяти преподобного Афанасия Высоцкого Младшего, состоялось великое освящение собора. Чин совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении нескольких архиереев.
Покровская церковь - второй по времени основания храм Высоцкого монастыря. Древнейшая Покровская церковь с трапезной была построена в 1381 году, когда серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый, вернувшийся после Куликовской битвы, щедро одарил монастырь и пожаловал средства на возведение его первых каменных построек. Однако внешний вид этого храма неизвестен. Как и Зачатьевский собор, он был разобран в XVI веке Новое здание Покровской церкви появилось после нападения крымского хана Мухаммед-Гирея 1571 года. Храм выстроен из кирпича на высоком подклете в котором размещались теплый погреб кузница хлебная угольная Здание представляло собой большую одностолпную палату соединенную галереей с Зачатьевским собором. В 1697 году на средства Нарышкиных, в то время сильно благоволивших монастырю, Покровская церковь была перестроена в популярной тогда стилистике московского барокко. Высокий четверик увенчали декоративные кокошники и глава на граненом барабане Окна были обрамлены наличниками с килевидными завершениями, что также представляет собой характерную черту русского каменного зодчества XVII столетия. Барабан главы и фасады церкви украшали изразцы, на некоторых из них находились изображения двуглавого орла. Одновременно с перестройкой 1697 года стараниями царского спальника князя О. В. Засекина устраивается иконостас. В начале XIX века храм был снова перестроен, уже в стиле классицизма. Четверик увенчали треугольные фронтоны и купол с главкой на барабане. В 1872 году Покровскую церковь расширили за счет пристройки с северо-восточной стороны придела во имя Похвалы Пресвятой Богородицы.
К моменту передачи Высоцкого монастыря Русской Православной Церкви храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы находился в плачевном состоянии. Купола не существовало, стены пересекали многочисленные трещины, местами зияли огромные пробоины, крыша едва прикрывалась прогнившим железом. С 1992 года началась упорная работа по восстановлению храма Уже 9 июля 1993 года было совершено освящение придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы а 8 сентября 1994 года - престола в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Доподлинно неизвестно, существовала ли в Высоцком монастыре надвратная церковь в первые десятилетия его истории. Первые сведения о ней относятся к 1624 году, когда в обители отстраиваются каменные ворота, а над ними храм в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Церковь была увенчана тремя шатрами, которые отделялись от нижних ярусов двумя рядами кокошников. К 1727 году она обветшала, и на ее месте выстроили новую одноименную. Однако эта постройка тоже оказалась недолговечной, просуществовав немногим более ста лет В 1840 году на том же месте была построена сохраняющаяся доныне надвратная церковь-колокольня во имя Трех Святителей. Проект нового сооружения разработал в 1831 году архитектор Е.Г.Малютин.
Этот храм, созданный в стиле ампир, является доминантой всего монастырского архитектурного ансамбля, объединяя его в единое целое. Квадратный в плане первый ярус имеет три арочных проезда, центральный из которых - Святые ворота. Второй ярус - крестообразная в плане Трехсвятительская церковь. Ее выступающие объемы оформлены пилястровыми портиками с аттиками и фронтонами На третьем ярусе находится восьмигранная башня колокольни с арочными проемами звонов и декоративными глухими нишами. Свод третьего яруса украшают башенные часы, выходящие на четыре стороны. Надвратная церковь во имя Трех Святителей была освящена в 1843 году выдающимся деятелем Русской Православной Церкви митрополитом Филаретом (Дроздовым).Сохранились сведения, что до закрытия монастыря на колокольне находилось 14 колоколов, самый большой из которых весил 721 пуд.
Именно в Трехсвятительском храме начались первые ежедневные богослужения после возрождения обители в 1991 году. В 2004 году была проведена внешняя реставрация церкви-колокольни.
Церковь Всех Святых весьма примечательна как своим внешним видом, так и расположением. А еще и ролью в истории обители - Всехсвятская церковь была построена в 1896 году, став последней храмовой постройкой Высоцкого монастыря. С тех пор и до настоящего времени новые храмы в обители не возводились, производилась только реставрация уже существующих.
Церковь Всех Святых была отстроена на средства потомственного серпуховского предпринимателя Николая Коншина, знаменитый род которого уходил своими корнями в далекий XVI век. Храм задумывался в качестве усыпальницы Коншиных. Автором проекта выступил не менее знаменитый представитель русского зодчества конца XIX - начала XX веков, архитектор Роман Иванович Клейн, создатель здания Музея изобразительных искусств им А С. Пушкина, Бородинского моста в Москве и других известных сооружений. Всехсвятская церковь возведена за пределами монастырских стен, по улице Калужской, на месте монастырского кладбища.
Она представляет собой пример стилизации с применением элементов византийской и романской архитектуры (Эклектичность преимущественно в стиле модернизированной классики была фирменным почерком архитектора Клейна.). Квадратный в плане кирпичный храм на высоком подклете был увенчан декоративным шатром и с трех сторон окружен открытой галереей на которую вели две лестницы. На вершине шатра первоначально возвышался массивный каменный крест. Собственно, нижний ее этаж предназначался для семейной усыпальницы храмоздател, а на втором находилось пространство храма. Внутри церкви был возведен низкий белый мраморный иконостас в византийском стиле. Иконы для него писал живописец Диктоев. Стены церкви были расписаны иконописцем Копьевым.
Решение о строительстве каменных стен вокруг Высоцкого монастыря было принято в окружении царя Алексея Михайловича, второго государя из династии Романовых. Помимо общегосударственных стратегических целей, за этим решением стояла практическая необходимость. Несмотря на продвижение России на юг, центральные уезды страны все еще не были в безопасности - крымские татары продолжали опустошительные набеги.
Стены Высоцкого монастыря представляли в плане неправильный четырехугольник, сжатый с юго-востока и северо-запада. По углам располагались четыре башни. Существовала и пятая - полубашня, находившаяся в середине северного прясла стены. Общая протяженность стен составляла 510 метров Нижние их части сложены в комбинированной технике с преобладанием в кладке белого камня, остальные - целиком из красного кирпича. Стены были достаточно мощным оборонительным сооружением, выстроенным с расчетом на использование крепостной артиллерии и способным выдерживать серьезную осаду. Они имели три яруса боя: подошвенный, средний и верхний. Угловые многогранные башни, как и стены, сложены из белого камня с кирпичными вкраплениями в нижней части, а в верхней - из большемерного кирпича. Поскольку башни являются важнейшими составляющими в деле обороны, им уделялось особое внимание. Они построены значительно выступающими за плоскость стен, что позволяло вести фланговую стрельбу и затрудняло приближение противника на близкое расстояние. Башни были узловыми элементами всей укрепленной системы, соединявшими стены в единое целое.
Многие монастыри в определенные периоды истории становились местами ссылки неугодных или даже больше того - настоящими тюрьмами. Тем больше шансов было у той или иной обители превратиться в тюрьму, чем серьезнее она была укреплена. Не избежал подобной участи и Высоцкий монастырь. В XVII-XVIII веках в монастырских башнях томились государственные преступники; некоторые из них содержались «в железах», т. е. в оковах. В советский период большая часть монастырских стен была разрушена. Последовательные работы по их восстановлению начались в 2004 году. В 2005 году были заново выстроены две башни и северо-западная часть стены.
Жилые здания расположены параллельно южной и восточной монастырским стенам. Наибольший интерес представляет Настоятельский корпус, возведенный в начале XVIII века к юго-востоку от Зачатьевского собора. Здание корпуса кирпичное, выстроено на белокаменных фундаментах и цоколе с двумя погребами. Монументальное арочное двухэтажное каменное крыльцо со светелкой на втором этаже гармонично разделяет постройку на две симметричные части. За триста лет своего существования здание неоднократно перестраивалось. Настоятельский корпус в его нынешнем виде в основном сложился во время капитального ремонта 1835 года и несет в себе характерные черты эпохи ампира. Растесанные окна обрамлены тягами с замками и архивольтами. Над светелкой возвышается треугольный фронтон. Вдоль всего корпуса тянется гладкий фриз с профилированным карнизом.
Вдоль южной стены вплотную друг к другу стоят двухэтажный желтый корпус келий и одноэтажные белые жилые палаты. Корпус келий построен в 1834 году. Здание лишено архитектурных излишеств, объем корпуса классически строг. Наличники на окнах придают корпусу особую нарядность. Жилые палаты возведены в середине XVIII столетия. Впоследствии перестраивались.
Один из самых известных в нашем Отечестве образов Пресвятой Богородицы, прославленный исцелениями от страстей пьянства, наркомании, курения и других недугов души и тела, — образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Многочисленны и удивительны чудеса, засвидетельствованные от этой иконы и ее списков. Чудесно и само явление образа в бренный мир. Вот что говорит об этом седое предание.
Во второй половине XIX века в Ефремовым уезде Тульской губернии жил крестьянин - отставной солдат. Он был страшным пьяницей, пропивал все, что попадало ему в руки. Грозившее крестьянину полное обнищание его не останавливало. В какой-то момент у него отнялись ноги, но он все равно продолжал пить. И вот однажды несчастный увидел необыкновенный сон. Явившийся в этом сне величественный старец-схимник приказал одержимому страстью пьянства человеку отправиться в город Серпухов: «Ступай в женский монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом». Трепет охватил проснувшегося крестьянина. Но дорога была дальняя, и он, не владевший ногами, не рискнул пуститься в путь. Святой старец явился снова ,однако несчастный все еще не решался исполнить услышанное. Когда же в тонком сне старец пришел к нему в третий раз и уже грозно повторил свои слова, отставной солдат повиновался.
Мучительной была дорога крестьянина к храму. То на четвереньках, то ползком, медленно продвигался он к заветной цели. В одном селении страждущий путник остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги перед сном и уложила спать на печь. Уже ночью путник почувствовал, как ногам возвращается чувствительность. Затем он и вовсе смог подняться и сделать первые, еще неуверенные шаги. С каждым днем ему становилось все лучше и лучше. Так, опираясь сначала на две, а потом на одну палку, горький пьяница добрался до Серпухова.

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Придя в женский Введенский Владычный монастырь, он поведал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен, как того требовал старец-схимник. Но в монастыре никогда не слышали об иконе Богородицы «Неупиваемая Чаша». И вдруг кому-то пришла мысль: не та ли это икона что висит в проходе из соборного храма в ризницу? Действительно в служебном помещении монастыря находилась потемневшая икона с изображением Чаши, которая прежде не привлекала к себе внимания насельниц. Как она оказалась здесь, никто не знал, Каково же было удивление всех когда на обратной стороне иконы увидели надпись: «Неупиваемая Чаша».

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Новообретенный образ был перенесен в храм, и перед ним совершили молебен. Не пришлось долго гадать о том, кто же был тем величественным старцем-схимником, что являлся во сне отставному солдату. Сам страждущий крестьянин, увидев иконописное изображение ученика святителя Алексия, строителя Владычного монастыря старца Варлаама, узнал в нем таинственного посетителя. Из Серпухова бывший пьяница возвращался здоровым. Он получил не только окончательное исцеление ног, но и перестал испытывать тягу к винопитию. Было это в 1878 году.

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Весть о чудном обретении образа Пресвятой Богородицы быстро распространилась за пределы обители. К нему стало стекаться множество богомольцев, одержимых страстью пьянства, а также их многострадальных родственников. Иные спешили уже для того, чтобы вознести благодарственные молитвы Богоматери за оказанную милость исцеления. Между тем, сохранившиеся сведения позволяют говорить о том, что почитание святой иконы длительное время носило не всероссийский, но местный характер. Особо икона почиталась непосредственно в Серпухове, где при храме в честь благоверного князя Александра Невского было создано братство трезвости.

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

После революции 1917 года монастыри и храмы в России начали повсеместно закрываться. Не стал исключением и Серпухов. Когда был закрыт Владычный монастырь, чудотворную икону перенесли в кафедральный Никольский собор Серпухова. Но и в эти непростые времена подвижники веры продолжали свое жертвенное служение, способствуя по мере сил утверждению православных святынь.

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Покровский храм Высоцкого монастыря.

Так, знаменитый церковный историк митрополит Мануил (Лемешевский), возглавлявший в течение двух лет Серпуховскую кафедру (май 1928 - май 1930 гг.) по просьбе верующих благословил создание нескольких списков с чудотворной иконы. В Никольском соборе ежемесячно совершались молебны пред чудотворной образом Божией Матери. В 1929 году кафедральный храм Серпухова закрыли. Хранившиеся в нем святыни были частично сожжены, а частично расхищены. Первообраз иконы Пресвятой Богородицы «Неупивашая Чаша» бесследно исчез. Канули в лету и списки образа. Почитание иконы стало угасать.
К 1980-м годам в Серпухове и всей серпуховской округе оставался действующим лишь один храм - во имя пророка Илии. Его настоятель, иеромонах (затем - архимандрит, ныне - епископ Биробиджанский и Кульдурский) Иосиф (Балабанов) однажды, листая дореволюционные книги наткнулся на заметку о чудотворном образе. Он загорелся идеей восстановления его почитания. После этого при Ильинском храме была возобновлена традиция Серпуховского Александро-Невского братства трезвости. По воскресным дням стали совершаться молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста Божией Матери «Heупиваемая Чаша». Был воссоздан и сам образ. Его фотографии распространялись по всей России, население которой, одержимое известными страстями, нуждалось в заступничестве Пресвятой Богородицы. После долгого перерыва в Серпухов потянулись богомольцы.
Когда в 1991 году был вновь открыт Высоцкий монастырь, архимандрит Иосиф перенес туда служение «Неупиваемой Чаше». По его благословению в 1992 году икону «Неупиваемая Чаша» заново написал известный современный иконописец Александр Соколов. Она заняла место в Покровском храме Высоцкого монастыря. Икону украсили серебряной ризой. Чуть позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы. Царица Небесная щедро наделила Свою икону благодатью, которая обильно подается всем с верою и надеждою приходящим к ней. Множество драгоценных даров, украшающих образ, является свидетельством благодатной помощи, полученной от чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают страждущие на предстательство Богоматери. Знамением восстановления преемственности почитания образа, нарушенной в богоборческие годы, стало обнаружение небольшой аналойной иконы «Неупиваемая Чаша», написание которой относится к рубежу XIX-XX веков. Ныне этот образ также находится в Высоцком монастыре.
В феврале 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил в докладе на Архиерейском соборе Русской Церкви широкое почитание образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В том же году икона была впервые внесена в православный церковный календарь, что явилось официальным признанием ее всероссийского почитания. Празднование образа совершается 5/18 мая.

Икона Георгия Победоносца

Одна из самых древних святынь Высоцкого монастыря - икона Георгия Победоносца. XV век.

Икона Божией Матери Взыскание погибших

Икона была передана Высоцкому монастырю Серпуховским Историко-Художественным музеем 18 мая 1997 года.


Икона Божией Матери Всех скорбящих Радость

В Серпуховском Высоцком монастыре икона "Всех скорбящих Радость" находится в храме Преподобного Сергия.


Икона Божией Матери Скоропослушница


Резной образ святителя Николая Никола Можайский

В Никольском храме Высоцкого монастыря находится резной образ святителя Николая "Никола Можайский" XIV века с живописными клеймами XVII века.
Хронология монастыря.

1374. Основание преподобным Сергием Радонежским Высоцкого монастыря по просьбе серпуховского князя Владимира Андреевича. Возводится первый храм - в честь Зачатия Пресвятой Богородицы.
1380. Куликовская битва.
1381. Строительство каменных Зачатьевского храма и трапезной с церковью в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
1382. Первый настоятель монастыря, игумен Афанасий Старший, навсегда покидает обитель и отправляется в Константинополь. Хан Тохтамыш, устремившийся к Москве, сжигает Серпухов.
1408. Хан Едигей опустошает обитель.
1556. В монастырь впервые приезжает царь Иван Грозный.
1571. Сожжение монастыря войсками крымского хана Дивлет-Гирея.
1609. В обители хозяйничают поляки.
1614. Начало возрождения монастыря после событий Смуты.
1627/28. Патриарх Филарет жертвует в монастырь книги, деревянный крест и деньги.
1764. Обитель лишается всех земельных угодий и переводится в разряд третьеклассных монастырей.
1902. Выходит в свет обширное иллюстрированное описание обители.
1918. Часть монастырских построек передается в распоряжение советского государства.
1928. Упразднение монастыря.
1931. Закрывается последний монастырский храм, с 1928 года действовавший как приходской.
1991. Возрождение монашеской жизни.
1991. Обретение мощей преподобного Афанасия Младшего.