Придонцовская степь. |
Придонцовская степь. |
Свои летние путешествия можно посвятить далеким странам и континентам, а можно взять рюкзак и палатку, и отправиться в поход по Придонцовью. Это Восток Украины. Дикий отдых по-своему хорош. Именно туризм оставляет самые яркие впечатления у тех, кто доверился карте, компасу и нехоженым тропам. Вдвоем, втроем, компанией или в одиночку, не важно, главное то, что в этом путешествии мы полагаемся на свои силы, знания и умения. В таком походе человек узнает истинную цену свободы и ответственности за нее.
Удивителен этот мир!…Бредем по дну океана, а ноги сухие. Лишь белесая пыль на кроссовках. Под ногами валяются куски мела, изредка попадается кремний. Края у него острые, как лезвие, а полупрозрачный срез по цвету напоминает воду Донца на глубине. Словно эта вода отвердела, застыла. Мел мягкий, в руках рассыпается, а ведь когда-то дно устилали твердые раковины моллюсков.
Донецкий кряж. Миллионы лет назад эти места покрывали воды океана Тетис, теплого, мелководного, богатого водорослями, ракообразными и кораллами. Обитали в этих местах морские ежи и губки. Само плато Донецкого кряжа находилось тогда вблизи экватора, как сообщает нам наука, изучающая дрейф материков. Позже морское дно поднялось над поверхностью океана, появилась суша. Климат был жаркий и влажный. И поверхность земли очень скоро покрылась густыми древовидными папоротниками, хвощами. Папоротники в лесах Придонцовья и сейчас иногда встречаются, но они не больше куста садовой розы.
Река Северский Донец – приток Дона. Зарождаясь в Белгородской области России, где-то между селом Сагадачное и Лисички, Донец несет свои воды сквозь Харьковскую, Донецкую, Луганскую области Украины к Дону, возвращаясь в Россию, в Ростовскую область. 89 небольших рек, речек и притоков питают Северский Донец, длина которого более 1000 километров.
Высокие меловые холмы, покрытые травой, полого спускаются к реке. На их вершинах местами обнажаются белесые, не зарастающие пятна земли. Дорожные колеи или тропинки видны издалека. На склонах холмов растут кустарники, и даже деревья, так как за многие тысячелетия здесь накопилось достаточно почвы, чтобы укорениться дереву.
Изгибы холмов, кажется, стекают в прохладную воду Донца, так изящны и тонки их линии. Но высокий берег у реки не везде. Донец течет по степи, и его берега едва ли не вровень с водой. Только в окрестностях Святогорска, да еще здесь, в районе Рай-Александровки, правый берег высокий. Места здесь необычные, заповедные.
Весной над степью стоит горьковатый запах полыни и пряный привкус чабреца. Летом ковыль-трава стелется по ветру, словно в небе перистые облака. Ковыль – шелковистые гибкие колоски с нежной опушкой. Когда ветер пробегает по холмам, ковыльные поляны напоминают пену морских волн. Что-то иллюзорно-загадочное, влекущее к истокам, пробуждается в сознании. Воспоминания о той давней жизни хранятся не в памяти, а в генах. Может, мы и, вправду, были когда-то скифами, как знать…
Места здесь благодатные для поселений. Скифские места. Сочная степь, полноводный Донец. Когда-то жили здесь скифы, и было их, очевидно, немалое число, поскольку много осталось курганов и каменных баб над ними в этих залитых солнечным светом краях. Только исчезли нынче каменные изваяния, и курганы…но не хочется о грустном.
Согласно старинным летописям, в среднем течении Донца основали свои города – Шарукань, Балин и Сугров – половцы. В Святых горах осталось немало половецких захоронений и статуй, которые в народе ошибочно зовутся «скифскими бабами».
А в глухой древности, в период среднего палеолита, здесь нашли приют первобытные люди. В районе села Богородичное Славянского района была стоянка Миньевская, довольно хорошо изученная археологами.
Странствуя по свету, приобщаясь к истории края, страны, континента, мы как бы впитываем в себя по крошечным частицам историю планеты. Мы словно проникаем в ее судьбу, объединяясь с ней в одно целое. Такие путешествия обогащают человека, и только хочется сказать: «В добрый путь!»
источник