Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

среда, 1 августа 2012 г.





Летний дворец, третья четверть XVIII века

Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец —

И слышит Клии страшный глас
За сими страшными стенами,
Калигулы последний час
Он видит живо пред очами,
Он видит — в лентах и звездах,
Вином и злобой упоенны,
Идут убийцы потаенны,
На лицах дерзость, в сердце страх.

Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъемный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наемной...

Александр Пушкин, Ода «Вольность»

В XVIII веке на месте Михайловского замка располагался Летний дворец Елизаветы Петровны, построенный Ф.Б. Растрелли. Здесь родился Павел Петрович, будущий император Павел I.


Вид Михайловского замка в 1800-1801 годах. Гравюра А.И. Даугеля с акварели 1800 года, принадлежащей собранию гравюр, литографий и рисунков Петра Александровича Ефремова
Гравюра - 1883, акварель - 1800-1801

Инженерный (или Михайловский) замок овеян мрачными легендами, и его дух неразрывно связан с личностью венценосного хозяина. Император Павел I заказал эту укрепленную резиденцию вскоре после своего восшествия на престол в 1796 г. Чтобы расчистить место для замка, пришлось сжечь дотла деревянный дворец, построенный Растрелли для императрицы Елизаветы. Решение уничтожить елизаветинский дворец имело для царя тайный символический смысл. Растрелли был незаконнорожденным сыном Елизаветы, а сам Павел всю жизнь страдал от того, что многие считали его самого незаконнорожденным. Но больше всего на свете Павел желал бы стереть память о своей ненавистной матери Екатерине II.


А. Н. Бенуа. "Парад при Павле I". 1907. 

В первый же месяц царствования Павла I 28 ноября 1796 года вышел указ: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». Император опасался новых дворцовых переворотов, потому не желал жить в Зимнем дворце. Он предпочёл жить на том месте, где родился. Для укрепления веры в необходимость данного шага был пущен слух. Будто солдату, стоявшему ночью на часах в Летнем дворце, явился юноша, окружённый сиянием. Юноша сказал часовому: «Иди к императору и передай мою волю — дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила». Солдат, сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом императору. Так якобы и было принято решение о строительстве нового дворца, так было дано ему имя — Михайловский.
Как бы в насмешку над вкусами Екатерины II, которая любила архитектурное единство здания, Павел выбрал для каждого фасада свой стиль. Большую часть материала для постройки, а также практически все предметы внутреннего убранства он взял из дворцов своей матери.
Павел настоял на том, чтобы его монограмма была в замке повсюду. Она повторена здесь более восьми тысяч раз. 


Летний дворец, вид с южной стороны

Наблюдение за строительством Павлом I было поручено Василию Ивановичу Баженову, наставнику императора в архитектуре. План будущего строения нарисовал сам Павел. 4 марта 1797 года объявлено новое решение: «Строение Михайловского нашего дворца поручить беспосредственно нашему архитектору коллежскому советнику Бренне». Винченцо Бренна жил в это время в одном из домов католической церкви Святой Екатерины, здесь и был составлен окончательный проект здания. Кроме проекта дворца, Бренна создал проект обустройства окружающего его пространства: площади перед замком, манежа, конюшен и кордегардий. В помощниках архитектора числились Фёдор Свиньин и Карл Росси. С их помощью были составлены чертежи и переданы императору с обращением: «Ваше Величество. Спроектированные Вашим Императорским Величеством планы и чертежи Михайловского дворца я привёл в порядок согласно основам и правилам искусства…»


Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля

Павел I торопил и ускорял строительство. В этих целях Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. Кроме того, вместе с Бренной работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников. Для ускорения работ сюда были переброшены строительные материалы, предназначенные для других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села и Академии художеств; со стройки Исаакиевского собора — фриз, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца — наборный паркет. На этом фризе расположена надпись: «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ». 


1 февраля 1801 года царская семья переехала в Михайловский замок. 
Павел переехал в замок ещё до того, как высохла краска. Замок был построен под впечатлением от загородного дворца французского принца Конде, который Павел видел во время поездки в Европу. Стены были окрашены в абрикосовый цвет. Говорят, что Павел выбрал этот оттенок потому, что такого цвета были перчатки у его фаворитки.
.Царь постоянно опасался, что его убьют, как его отца Петра III, поэтому он приказал окружить замок рвом с подъемными мостами. Возле мостов были установлены орудия. Рядом с опочивальней находилась потайная дверь, а за ней секретный ход, чтобы бежать в случае опасности. Но, несмотря на все эти предосторожности, всего через 40 дней в ночь с 11 на 12 марта 1801 года) худшие опасения Павла сбылись, и он был задушен в собственной спальне.
Император погиб в 47 лет.
Существует легенда, что смерть Павла I была предсказана, якобы одна гадалка предсказала, что Павел проживет ровно столько лет, сколько букв в надписи на портике южного фасада. Было предсказание или нет — сказать точно невозможно, но факт совпадения налицо. 

 
1801. Патерсен Б. Михайловский замок с набережной Фонтанки. 

Личные покои Павла давно перестроены. На их месте — лабиринт коридоров — служебные помещения музея. Их можно осмотреть только во время специальной экскурсии. Спальня, в которой произошло трагическое событие, превращена в часовню. Однако лестница, по которой поднимались заговорщики, сохранилась до наших дней. Убийцы быстро нашли царя, потому что среди них был офицер, обязанностью которого было докладывать царю важные политические новости в любое время дня и ночи. Судьбу Павла окончательно решила его последняя ошибка — вместо того чтобы бежать через секретный подземный ход, император попытался спрятаться в спальне своей любовницы, и путь к спасению был отрезан


Михайловский замок, начало XIX века

Пространство вокруг дворца было коренным образом преобразовано. Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался только для членов императорской семьи. За воротами находилась широкая прямая аллея. По сторонам аллеи расположились здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Аллея заканчивалась у трёхэтажных павильонов (кордегардий), за которыми начинались предзамковые укрепления. Площадь Коннетабля окружалась широким рвом, через который был переброшен деревянный подъёмный мост. По обеим сторонам моста были размещены пушки. В центре площади — памятник Петру I. За памятником — ров и три моста.





Средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов. Он вёл к главному входу.


Вид на Михайловский замок с Фонтанки, 1800 год

Как место цареубийства замок был неприятен императорской семье, и здание в 1819 году передали Инженерному училищу.Отсюда его второе название. С февраля 1823 года замок официально носит название «Инженерный». В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка, каналы были засыпаны.


Вид Михайловского замка со стороны Летнего сада. Гравюра Патерсона.

В это училище в возрасте 16 лет был записан Ф. М. Достоевский. 
Здесь в 1833–1843 годах учился и до 1841 года жил Ф.М. Достоевский.



После революции в замке помещалась библиотека, институты и архив. Реставрация началась в 1980-е годы. В 1991 году треть помещений замка выкупает Русский музей, в 1995 году музей его выкупает полностью. В настоящее время в залах открыты постоянные экспозиции. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга были реконструированы и открыты Воскресенский канал и Трёхпролётный мост. 


Памятник Павлу I во дворе Михайловского замка.кликабельна

Памятник Павлу I был установлен во внутреннем дворе Инженерного (Михайловского) замка в 2003 году (скульптор Горевой В.Э., архитектор Наливайко В.И.).

В восьмиугольном дворе замка стоит недавно установленный памятник Павлу. Император изображен на троне, в высоких сапогах, со скипетром и державой в руках. Эта величественная поза, которую он так любил, выглядит жалко и показывает тщетность его амбиций. В музее есть модель рвов и подъемных мостов, первоначально окружавших замок. Сейчас рвы вокруг замка частично воссозданы. Большая мраморная лестница ведет в парадные залы. Возле нее висит копия картины «Умирающая Клеопатра» (оригинал хранится в Эрмитаже).


Тронный зал Михайловского замка

Темно-красный тронный зал жены Павла Марии Федоровны украшен позолотой и кариатидами. Не менее пышно отделана и столовая, в которой царь ужинал за два часа до смерти. В его дни в сводчатой Античной галерее были статуи, которые теперь находятся в Эрмитаже, бронзовые двери и четыре гобелена по произведениям Рафаэля (подарок Людовика XVI). 


Сейчас в этой галерее, а также в нескольких залах, принадлежавших Павлу и его сыну Константину, висят портреты XVIII и XIX вв., пейзажи и аллегорические полотна из собрания Русского музея.В симпатичной церкви с мраморными колоннами состоялось венчание композитора М. И. Глинки.




Парадная лестница










Михайловский(Инженерный) замок, Георгиевский зал. 




Сейчас Инженерный замок выглядит вот так:


Михайловский замок и Второй Инженерный мост



Инженерный замок — памятник русской архитектуры. Был построен в 1797—1800 архитектором В. Ф. Бренной по проекту архитектора В. И. Баженова как резиденция императора Павла 1 (где он был убит в 1801 году заговорщиками в парадной спальне). Инженерный замок — здание в стиле Классицизма, квадратное в плане, с внутренним 8-угольным двором и сложными по конфигурации внутренними помещениями (круглые, овальные, многоугольные, прямоугольные с нишами).

В начале аллеи, ведущей к замку, — два трехэтажных павильона-караульни, построенных архитектором В. И. Баженовым, с характерными для его сооружений округлыми в плане помещениями. Главный фасад Инженерного замка оформлен ионическими колоннами и плоскими обелисками и завершен треугольным фронтоном. В 1800 году перед Инженерным замком установлена конная статуя Петра I (бронза, 1743—44, скульптор Б. К. Растрелли). В 1948 от павильонов-караулен (от Инженерной улицы) до Манежной площади проложена Кленовая аллея (архитектор Н. В. Баранов и др.).
Современники Павла I называли интерьеры Инженерного (в то время еще Михайловского) замка “чудом роскоши и вкуса”. В оформлении замка участвовали выдающиеся художники и скульпторы того времени. Михайловский замок являлся одновременно парадной резиденцией императора и музеем античного, европейского и русского искусства.
В 1823 году в Михайловском замке разместилось Николаевское Инженерное училище, давшее замку новое название – Инженерный.


Западный фасад с выступающей апсидой церкви


Северный фасад.Михайловский замок. Вид с Летнего сада.



Смотреть "Панорама Инженерного замка"


Смотреть Инженерный замок изнутри



Подходя к Инженерному замку по набережной Фонтанки, вы можете увидеть людей, которые, перегнувшись через перила, смотрят вниз. Там под набережной находится маленький памятник Чижику-пыжику. Желто-зеленое оперение этой птички по цвету соответствует форме студентов младших курсов царского времени. Кто не знает песенку: «Чижик-пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил». Это был первый памятник, поставленный в перестроечные годы не учреждением, а частным лицом. Статую иногда крадут, но на её место ставят новую. Чижик-пыжик стал своеобразным талисманом города, к его подножию принято бросать монетки, даже когда Чижика нет на месте.

тут,тут