Ха́нты (самоназвание — ханти, хандэ,кантэк; рус. устар. остяки́) — коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири, в основном в ХМАО. Самоназвание ханти означает люди.
Численность и расселение
Выделяются три этнографические группы хантов: северные, южные и восточные, причём южные (прииртышские) ханты смешались с русским и татарским населением.Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, отмечал, что остяки (ханты) —
угро-финское племя, живущее по Оби, Иртышу и их притокам (Конде, Васюгану и др.), в Тобольской губернии и в Нарымском округе Томской губернии. Разделяется на три группы: северных остяков — в Березовском округе, восточных — в Сургутском и в Нарымском (по реке Васюган) и юго-западных или иртышских — в северной части Тобольского округа, по берегам Оби, Иртыша, Конды и т. д.
По переписи населения 2002 года численность хантов в России составляет 28 678 человек, из них 59,7 % проживают в Ханты-Мансийском округе, 30,5 % — в Ямало-Ненецком округе, 3,0 % — в Томской области, 3,0 % — в Тюменской области без ХМАОи ЯНАО, 0,3 % — в республике Коми. По переписи населения 2010 года численность хантов увеличилась до 30 943 человек, из которых 61,6 % проживают в Ханты-Мансийском округе, 30,7 % — в Ямало-Ненецком округе, 2,3 % — в Тюменской областибез ХМАО и ЯНАО, 2,3 % — в Томской области, 1,4 % — в Новосибирской области.
- Динамика численности хантыйского населения по переписям
1926 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989] | 2002 | 2010 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
22,306 | 18,468 | 19,410 | 21,138 | 20,934 | 22,521 | 28,678 | 30,943 |
Численность хантов в населённых пунктах в 2002 году:
- город Ханты-Мансийск — 2076
- село Казым — 716
- деревня Русскинская — 673
- город Сургут — 568
- пгт Берёзово — 533
- город Нижневартовск — 513
- село Кышик — 435
- село Корлики — 396
- село Полноват — 394
- город Белоярский — 362
- село Болчары — 346
- город Лянтор — 339
- село Угут — 338
- село Теги — 324
- село Ванзеват — 323
- деревня Каюкова — 297
- пгт Кондинское — 294
- пгт Октябрьское — 290
- село Варьеган — 283
- посёлок Аган — 241
- село Шеркалы — 240
- село Ларьяк — 208
- город Нефтеюганск — 200
- пгт Игрим — 192
- деревня Юильск — 184
- деревня Кочевая — 181
- село Большой Атлым — 177
- село Сытомино — 170
- посёлок Нижнесортымский — 156
- село Охтеурье — 153
- село Лемпино — 143
- город Нягань — 142
- деревня Таурова — 140
- село Перегрёбное — 136
- пгт Приобье — 124
- деревня Чехломей — 117
- деревня Согом — 117
- пгт Междуреченский — 116
- деревня Тайлакова — 111
- город Когалым — 104
- село Алтай — 101
- город Салехард — 909
- село Мужи — 722
- село Овгорт — 569
- село Шурышкары — 537
- село Катровож — 454
- посёлок Аксарка — 449
- село Лопхари — 369
- посёлок Горки — 367
- село Питляр — 358
- село Харсаим — 258
- село Азовы — 243
- деревня Ямгорт — 216
- деревня Зелёный Яр — 215
- город Лабытнанги — 211
- деревня Пельвож — 174
- посёлок Салеман — 169
- деревня Щучье — 166
- село Восяхово — 163
- посёлок Панаевск — 139
- деревня Тильтим — 117
- деревня Усть-Войкары — 112
- посёлок Белоярск — 109
- деревня Товопогол — 109
- город Тарко-Сале — 103
- село Александровское — 139
- город Тюмень — 324
- город Санкт-Петербург — 103
История
Предки хантов проникли с юга в низовья Оби и заселили территории современного Ханты-Мансийского и южных районов Ямало-Ненецкого автономного округа, а с конца I тысячелетия на основе смешения аборигенов и пришлых угорских племён начался этногенез хантов (усть-полуйская культура).
Ханты называли себя больше по рекам, например Kondikhou ï = «люди Конды», As-jah = «народ Оби» и из последнего, возможно, произошло русское наименование хантов — остяки, хотя по мнению других исследователей русские могли заимствовать слово «остяк» из татарского «уштяк» = варвар. Самоеды (общее название ненцев, энцев, нганасан, селькупов и ныне исчезнувших саянских самодийцев в дореволюционной России) называли хантов яранили ярган (слово, близкое к иртышско-хантскому яра — «чужой»).
Традиционные промыслы — рыболовство, охота и оленеводство. Традиционная религия — шаманизм и православие (с XVI века).
Относятся к уральской расе.
Антропология
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона давал следующее описание хантов:
По своему складу остяки среднего, даже ниже среднего роста (156—160 см), с чёрными или каштановыми (редко белокурыми), обыкновенно прямыми, длинными волосами (которые носятся или распущенными, или заплетёнными), тёмными глазами, жидкой бородкой, смуглым цветом кожи, плосковатым лицом, несколько выдающимися скулами, толстоватыми губами и коротким, вдавленным при корне, широким и вздёрнутым на конце носом. Вообще тип несколько напоминает монгольский, но глаза правильно прорезаны и череп чаще узкий и длинный (долихо- или субдолихоцефальный). Всё это придаёт остякам особый отпечаток, и некоторые склонны видеть в них остатки особой древней расы, населявшей некогда и часть Европы. Женщины небольшого роста и в большей степени монголообразны, чем мужчины.
Ханты (как и манси) характеризуются следующим комплексом признаков:
- низкий рост (менее 160 см в среднем для мужчин),
- общая грацильность (миниатюрность строения),
- неширокая голова, мезо- или долихокефальная по форме и низкая по высоте,
- прямые мягкие чёрные или русые волосы,
- тёмные или смешанные глаза,
- заметно варьирующий по группам процент монгольской складки века, прикрывающей слёзный бугорок (эпикантус),
- различное по форме лицо средней высоты, с заметной уплощённостью и скуластостью,
- нос слабо или средневыступающий, в основном средний по ширине, преимущественно с прямой или вогнутой спинкой носа, с приподнятым кончиком и основанием,
- ослабленный рост бороды,
- относительно широкий рот,
- небольшая толщина губ,
- средневыступающий или убегающий подбородок.
Язык
Хантыйский язык (устаревшее название остяцкий язык) вместе с мансийским ивенгерским составляет обско-угорскую группу уральской семьи языков. Хантыйский язык известен своей необычайной диалектной раздробленностью. Выделяется западная группа — обдорское, приобское и прииртышское наречия и восточная группа — сургутское и вах-васюганское наречия, членящиеся, в свою очередь, на 13 диалектов.
С XIX века имели место серьёзные работы по остяцкому (хантыйскому) языку. Так в1849 году А. Кастреном была выпущена краткая грамматика и словарик, а в 1926 году — словарь Паасонена. В 1931 году вышел в свет остяцкий букварь П. Е. Хатанзеева («Hanti knijga»), но при его составлении был допущен ряд ошибок, в частности неправильный выбор диалекта, необоснованные принципы транскрипции и методические ошибки, из-за которых букварь не получил широкого распространения. В том же году Научно-исследовательской ассоциацией институтов народов севера приЦИК СССР был разработан предварительный проект остяцкого алфавита, а в 1933 году был выпущен остяцкий букварь. В 1950 году, на Всесоюзном совещании, посвящённым вопросам развития литературных языков народов Крайнего Севера, было принято решение о создании письменности ещё для трёх хантыйских диалетов: ваховского, сургутского и шурышкарского.