12 декабря 1863 года родился ЭДВАРД МУНК, известный норвежский художник
Родился в Лётене в южной Норвегии 12 декабря 1863, вырос в Осло (Кристиания). Его папа, боевой доктор, был сильно верующим человеком. Когда предстоящий художник был ещё ребенком, его мамаша и старшая сестра умерли от чахотки. Болезнь, терзание, кончина – темы, к которым Мунк все время возвращался на протяжении своего творческого пути, – были знакомы ему с раннего детства.
В возрасте 17 лет Мунк поступил в Королевскую школу рисования; за два года учебы он втянулся в художественные и литературные круги Кристиании, которые шокировали среда откровенными изображениями жизни богемы. Сюжеты, почерпнутые художником в этой среде, позже появились в его серии Фриз жизни.
Родился в Лётене в южной Норвегии 12 декабря 1863, вырос в Осло (Кристиания). Его папа, боевой доктор, был сильно верующим человеком. Когда предстоящий художник был ещё ребенком, его мамаша и старшая сестра умерли от чахотки. Болезнь, терзание, кончина – темы, к которым Мунк все время возвращался на протяжении своего творческого пути, – были знакомы ему с раннего детства.
В возрасте 17 лет Мунк поступил в Королевскую школу рисования; за два года учебы он втянулся в художественные и литературные круги Кристиании, которые шокировали среда откровенными изображениями жизни богемы. Сюжеты, почерпнутые художником в этой среде, позже появились в его серии Фриз жизни.
По замыслу автора, каждая картина этого цикла должна была рисовать беспомощность человека перед равнодушными силами жизни, любви и смерти.В 1889 Мунк уехал в Париж, где познакомился с новыми направлениями в живописи – постимпрессионизмом и зарождающимся модерном. В 1892 художник участвовал в здоровый экспозиции в Берлине, но его картины были встречены враждебно. В Германии Мунк овладел техникой офорта, в Париже экспериментировал с литографией и гравюрой на дереве, в которой обширно использовал специфический для Гогена прием подчеркивания фактуры дерева. В гравюре и литографии Мунк воплощал те же сюжеты, что и в живописи, но с значительно большей энергией, силой и оригинальностью. Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера.
Тема, ставшая центральной в творчестве Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Женщина в его работах предстает в различных ипостасях: как идеализированный образ девушки, как персонификация эротического женского начала или как ясновидящая, властная мать-смерть.
В 1908, достигнув широкой известности и популярности в Норвегии, Мунк пережил сильное эмоциональное потрясение, вызванное алкоголизмом и горькими ссорами с друзьями. Проведя восемь месяцев в санатории близ Копенгагена, он вернулся в Норвегию и поселился в пригороде Осло. Продажа гравюр и крупные заказы на монументальную декорацию общественных зданий обеспечили Мунку стабильный барыш. Он продолжал чиркать картины на темы, разработанные ещё в молодости, и больше спокойные пейзажи вплоть до смерти 23 января 1944 в Энеми, близ Осло.