Благодаря Гольфстриму температура зимой на Лофотенах не опускается ниже –1°C, а летом – не поднимается выше 12°C.
Скальным образованиям Лофотенов около трех миллиардов лет. Нынешний же их облик сформировался десять тысяч лет назад.
На Лофотенах трески больше, чем где бы то ни было. Рыбу здесь вялят со времен викингов. На одном из островов архипелага есть даже единственный в мире Музей сушеной трески.
Со времен викингов Лофотенские острова славились обилием трески. А сегодня этот норвежский архипелаг становится все более популярным благодаря суровой северной природе.
Попасть на Лофотены можно самолетом или на автомобиле: между континентальной Норвегией и островами несколько раз в день ходят паромы. Но интересней всего добираться по морю. С борта корабля видишь скалы, торчащие прямо из воды и соединенные между собой длинными изогнутыми мостами. По ним можно объехать почти весь архипелаг за исключением только островов Верёй и Рёст, расположенных немного в стороне.
Горы на Лофотенах хоть и невысокие, но очень крутые. Отвесные скалы заканчиваются острыми вершинами. Удивительно, что эти махины причудливых форм созданы природой, а не забавы ради сказочными великанами-троллями. Отдельные валуны сами напоминают фантастические существа. Они – словно олицетворение скандинавских мифов о троллях, которые с восходом солнца превращаются в камень.
На самом деле тролли тут, конечно, ни при чем: рельеф Норвегии сформирован последним ледниковым периодом: отступая, он оставлял в скалах трещины и разломы, которые заполнялись водой – так появились фьорды.У жителей Лофотенов свои отношения с природой: за много веков они научились любить ее такой, какая она есть, и жить с ней в гармонии.
Синий, зеленый и белый – доминирующие цвета Лофотенского архипелага. Синее море переходит в такое же синее небо, а верхушки изумрудных гор тают в голубой дымке. Белый снег на вершинах гор перекликается с белоснежными коралловыми пляжами.Летом любоваться природой на Лофотенских островах можно круглые сутки: за полярным кругом солнце в это время года вообще не прячется за горизонт. В хорошую погоду можно всю ночь наблюдать закат, плавно переходящий в восход.
Ярким контрастом на фоне сине-зеленой природы выделяются красные рыбацкие хижины, которые называют рорбу. Их здесь издавна строят на сваях над водой, чтобы рыбаки могли подплывать на лодке прямо к порогу дома. А красные они потому, что, когда их строили, красная краска была самой дешевой в стране. Со временем «под рорбу» стали раскрашивать уже все, даже собачьи будки и кормушки для птиц.
Еще одна отличительная особенность рорбу – лужайки на крышах. Конечно, изначально устраивать их там никто не собирался. Просто крыши домов утеплялись дерном, а ветер заносил на них семена растений. Со временем хозяева домиков уже специально стали покрывать крыши землей и засеивать травой. Ухаживают за своим газоном люди по-разному: одни выравнивают его с помощью газонокосилки, другие – используют для этого козу.
Жизнь Лофотенам дали море и рыбалка – и это заметно во всем. На лужайках перед домиками подвешены на веревку буйки, которые заменяют детские качели. Весной и в начале лета в любой деревушке можно увидеть развешанную на деревянных стойках треску. Это местный способ сушить самую распространенную здесь рыбу. Ее ловят с января по март и сушат на ветру два-три месяца. Чтобы у трески был особый сладковатый привкус, вывешивать ее надо, когда погода еще морозная. Сушат рыбу без соли – она в избытке присутствует в морском воздухе.
Много веков назад люди именно за рыбой пришли на эти острова. Приплывали сюда зимой, рыбачили и спали, накрывшись собственными лодками, пока в 1120 году король Норвегии Ойстен не приказал строить на Лофотенах дома. Так острова начали заселяться. Рорбу сдавались рыбакам в аренду, а те расплачивались рыбой. И сегодня сушеная треска – главная статья дохода.
Еще полвека назад рыбаки жили в основном в западной части архипелага. Климат там суровый, с океана дуют холодные ветра, зато до рыбалки ближе. Сегодня дома строят на внутренней, восточной части архипелага под защитой гор: с появлением моторных лодок близость к рыбе уже не имеет принципиального значения.
Но теперь многие из местных жителей, выходя на пенсию, переезжают в те заброшенные деревушки на западе, куда не ведут даже дороги. «А что в этом странного? – удивляется капитан рейсового катера. – Все бы хотели так жить, разве нет?» У жителей Лофотенов свои отношения с природой: за много веков они научились любить ее такой, какая она есть, и жить с ней в гармонии.
Но ситуация вскоре может измениться. В акватории островов нашли залежи нефти и газа, и, если месторождения начнут разрабатывать, эра главенства природы на Лофотенах закончится.
источник