источник: AP Photo / Roberto Pfeil
Как показали ученые, рост количества вновь описанных видов существенно опережает скорость их исчезновения. Отсюда следует, что лишь немногие виды вымрут, не оставшись при этом в памяти человечества.
Об этом говорится в статье, опубликованной в свежем выпуске журнала Science.
Среди защитников природы распространены опасения, что в связи с климатическими изменениями и действием антропогенных факторов часть растений и животных исчезнет до того, как биологи откроют и изучат их. Однако авторы работы нарисовали более оптимистичную картину, проанализировав достижения ученых-систематиков.
Всего, по оценкам исследователей, в настоящее время в мире трудятся около 30-40 тысяч систематиков, что в 2-3 раза больше, чем в начале 1960-х, хотя в развитых странах количество систематиков сокращается из-за того, что их вытесняют молекулярные биологи. Так, за последние 15 лет среди сотрудников лондонского Музея естественной истории систематиков стало на 12% меньше.
Однако в Азии и Южной Америке число ученых этого профиля увеличивается, поэтому в целом процесс изучения биоразнообразия ускоряется. Начиная с 2006-го, в среднем ежегодно описывается около 18 000 новых видов, причем количество описаний, приходящееся на одного ученого, падает, что свидетельствует о том, что новые виды искать становится всё сложнее.
Виды не исчезнут в безвестности
На сегодня свои имена получили около 1,5 миллиона видов, всего же, по различным оценкам, их число составляет от 2 до 8 миллионов. Если существующие темпы описания новых видов сохранятся, то всё биоразнообразие может быть охвачено учеными к 2040 или к 2220 году (допуская, что на Земле обитает 2 или 5 миллионов видов соответственно).
По имеющимся данным, каждое десятилетие на нашей планете вымирает от 0,01% до 1% видов (от 500 до 50 000, если оценивать их нынешнее количество в 5 миллионов). Это означает, что даже в самом худшем случае видов описывается больше, чем вымирает. В будущем же из-за вымирания видов будет становиться всё меньше, а скорость описаний, по-видимому, останется на прежнем уровне.
Это означает, что в среднем для каждого вида, еще неизвестного науке, вероятность быть описанным гораздо выше, чем вероятность исчезнуть, так и не попав в руки систематиков.
Как отмечают авторы работы, число наименований книг, хранящихся в Библиотеке Конгресса, в 10 раз превышает число описаний видов, которые еще предстоит сделать биологам. Поскольку описать вид легче, чем написать и издать книгу, то сложность и затратность работы систематиков не стоит преувеличивать.