СТРУКТУРА РУССКОГО ГЕНОФОНДА.
Более высокая разрешающая способность Y-хромосомы по сравнению с мтДНК обнаруживается при анализе русского генофонда. По мтДНК его структура выявляется лишь на уровне тенденций: в изменении частот некоторых гаплогрупп с юга на север, в отличии окраинных популяций казаков и поморов (Балановский и др., 2009). Близкие результаты получены и другими авторами . При анализе же Y-хромосомы изменчивость большинства гаплогрупп близка к клинальной, что подтверждено анализом автокорреляций . Информативность Y-хромосомы проявляется и при многомерном анализе: центральные и южные популяции оказываются генетически сходными, а северные популяции - своеобразными (рис. ниже).
Первая причина высокой межпопуляционной изменчивости на Русском Севере - сниженная плотность населения и меньший эффективный размер популяций . Поэтому дрейф генов в северных русских популяциях действует сильнее. Тем самым снова обнаруживается параллелизм с изменчивостью мтДНК (с описанным выше широтным трендом гаплотипического разнообразия и связанных с ним параметров). Но отличия северных русских популяций вызваны не только действием дрейфа генов: в этом случае северные русские группы разместились бы случайным образом вокруг южных, без систематического сдвига в одну сторону. Поэтому второй причиной могут быть особенности происхождения северных русских.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕВЕРНЫХ РУССКИХ ПОПУЛЯЦИЙ.
Анализ популяций Русского Севера проведен по совокупности данных о полиморфизме Y-хромосомы, мтДНК, аутосомных маркеров и фамилий. По данным о Y-хромосоме северные русские вошли в обширный «северный» кластер вместе с популяциями балтов (латышей и литовцев), финноязычных народов (коми, финнов, эстонцев, карелов), а также германоязычных шведов.
А теперь антропология.
Русский северный антротип.
А теперь антропология.
Русский северный антротип.