Даже в давние времена, когда еще ничего не знали про гены и ДНК, люди замечали, что дети несут в себе качества родителей. Часто можно услышать, как говорят «родители ученые, значит и их дети должны быть умными» или «если отец уголовник, то и от его детей ничего хорошо ждать не приходится».
Могут ли гены определять способности, быть причиной поведения или характера человека? Все ли дело в наследственности? Или может быть правильнее считать, что человек рождается «чистым листком бумаги»?
Из каждого можно воспитать любую личность, надо лишь приложить достаточно усилий? У этих двух противоположных точек зрения есть и свои сторонники и противники. И все больше аргументов в пользу того, что истина где-то посередине.
Исследование за исследованием доказывают, что многие поведенческие особенности человека определяются генетически. И тут сразу возникает необходимость сделать отступление и подчеркнуть – даже если какая-то черта человека определена генами, это не значит, что она получена от родителей. Вспоминается одно народное изречение «природа на детях отдыхает». Да, есть и такое наблюдение: не всегда качества родителей проявляются у детей. С генетической точки зрения объяснить это легко, ведь наследственность редко бывает прямой.
Дети наследуют не сами признаки, а гены. То есть, ребенок - это не комбинация из качеств родителей, а, скорее, комбинация генов, полученных от родителей. И новая комбинация генов может иметь новое проявление. Именно поэтому ценной информацией для исследователей является не столько сравнение родителей и детей, сколько сравнение между собой детей, особенно близнецов.
Однояйцевые близнецы (то есть, с одинаковыми генами), вне зависимости от условий воспитания и даже будучи разделенными, схожи в своих интеллектуальных способностях, чертах характера (например, замкнутость, добросовестность), даже личных причудах (таких как постоянно хихикать или склонность к педантизму). Однояйцевые близнецы больше похожи в поведении, чем двойняшки, у которых общая примерно половина генов.
Биологические братья и сестры, которые тоже имеют половину общих генов, схожи в том, что касается и творческих, интеллектуальных способностей и склонности к таким заболеваниям, как депрессия или расстройства личности.
По мере накопления знаний о том, как работает геном, многие представления о человеке, действительно, должны быть пересмотрены. Легко преувеличить значение генетической основы поведения в нашей жизни. Гены не могут определять поведение непосредственно. Поведение связано с деятельностью мозга, и самое большое, на что способны гены – повлиять на строение мозга, его размер, на чувствительность к гормонам и сигнальным молекулам.
Среди сложных поведенческих схем, обусловленных генами, есть те, которые предусматривают возможность различных вариантов действий. Эти схемы мы называем "свободой воли или свободой выбора. Именно наличие свободы выбора вместе со знаниями о возможных последствиях определяет то, что называется "ответственностью человека". Так что, существование генов, способных влиять на поведение, не отменяет ответственности ни в правовом смысле, ни в повседневной жизни.
Не стоит рассчитывать, что для каждого вида поведения будет найден конкретный ген. При формировании поведенческой реакции человека играет роль совокупность генов и их взаимодействие. Ну, и конечно, очень важна оценка разнообразных внешних влияний, как биологических, так и социальных, психологических.
Генетики при изучении поведения обнаружили парадокс. Во многих исследованиях определялась высокая степень схожести между родными и усыновленными братьями и сестрами. Результат является настолько надежным, что в сфере генетики поведения можно сформулировать первый закон – все поведенческие черты частично наследственны.
Хотя влияние генов можно легко переоценить, его также легко недооценить. Ни один из этих крайних вариантов не несет безысходности. Неразумно ссылаться на гены в качестве оправдания фатализма и бездействия. Но и не стоит отрицать наличие врожденных качеств. Даже если каждый из нас уже рождается с определенным темпераментом и талантами, только от нас зависит степень их развития и применения.
Могут ли гены определять способности, быть причиной поведения или характера человека? Все ли дело в наследственности? Или может быть правильнее считать, что человек рождается «чистым листком бумаги»?
Из каждого можно воспитать любую личность, надо лишь приложить достаточно усилий? У этих двух противоположных точек зрения есть и свои сторонники и противники. И все больше аргументов в пользу того, что истина где-то посередине.
Исследование за исследованием доказывают, что многие поведенческие особенности человека определяются генетически. И тут сразу возникает необходимость сделать отступление и подчеркнуть – даже если какая-то черта человека определена генами, это не значит, что она получена от родителей. Вспоминается одно народное изречение «природа на детях отдыхает». Да, есть и такое наблюдение: не всегда качества родителей проявляются у детей. С генетической точки зрения объяснить это легко, ведь наследственность редко бывает прямой.
Дети наследуют не сами признаки, а гены. То есть, ребенок - это не комбинация из качеств родителей, а, скорее, комбинация генов, полученных от родителей. И новая комбинация генов может иметь новое проявление. Именно поэтому ценной информацией для исследователей является не столько сравнение родителей и детей, сколько сравнение между собой детей, особенно близнецов.
Однояйцевые близнецы (то есть, с одинаковыми генами), вне зависимости от условий воспитания и даже будучи разделенными, схожи в своих интеллектуальных способностях, чертах характера (например, замкнутость, добросовестность), даже личных причудах (таких как постоянно хихикать или склонность к педантизму). Однояйцевые близнецы больше похожи в поведении, чем двойняшки, у которых общая примерно половина генов.
Биологические братья и сестры, которые тоже имеют половину общих генов, схожи в том, что касается и творческих, интеллектуальных способностей и склонности к таким заболеваниям, как депрессия или расстройства личности.
По мере накопления знаний о том, как работает геном, многие представления о человеке, действительно, должны быть пересмотрены. Легко преувеличить значение генетической основы поведения в нашей жизни. Гены не могут определять поведение непосредственно. Поведение связано с деятельностью мозга, и самое большое, на что способны гены – повлиять на строение мозга, его размер, на чувствительность к гормонам и сигнальным молекулам.
Среди сложных поведенческих схем, обусловленных генами, есть те, которые предусматривают возможность различных вариантов действий. Эти схемы мы называем "свободой воли или свободой выбора. Именно наличие свободы выбора вместе со знаниями о возможных последствиях определяет то, что называется "ответственностью человека". Так что, существование генов, способных влиять на поведение, не отменяет ответственности ни в правовом смысле, ни в повседневной жизни.
Не стоит рассчитывать, что для каждого вида поведения будет найден конкретный ген. При формировании поведенческой реакции человека играет роль совокупность генов и их взаимодействие. Ну, и конечно, очень важна оценка разнообразных внешних влияний, как биологических, так и социальных, психологических.
Генетики при изучении поведения обнаружили парадокс. Во многих исследованиях определялась высокая степень схожести между родными и усыновленными братьями и сестрами. Результат является настолько надежным, что в сфере генетики поведения можно сформулировать первый закон – все поведенческие черты частично наследственны.
Хотя влияние генов можно легко переоценить, его также легко недооценить. Ни один из этих крайних вариантов не несет безысходности. Неразумно ссылаться на гены в качестве оправдания фатализма и бездействия. Но и не стоит отрицать наличие врожденных качеств. Даже если каждый из нас уже рождается с определенным темпераментом и талантами, только от нас зависит степень их развития и применения.