Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

среда, 18 сентября 2013 г.

СКАЗКА ОБ УЧИТЕЛЕ. ПАВЕЛ ЧИСТЯКОВ


БРАТЬЯ ЧЕРНЕЦОВЫ
Павел Петрович Чистяков 1832 — 1919) - выдающийся русский художник и педагог. "Родоначальник русской живописи", "всеобщий педагог русских художников", "наш общий и единственный учитель" — так говорили о нем современники. Через его мастерскую прошли известнейшие художники конца XIX века: Репин, Поленов, Суриков, Васнецов, Врубель, Серов, Борисов-Мусатов.


Крамской И.Н. Портрет художника Павла Петровича Чистякова 1860
Государственный Русский музей


Один ученый изобрел таблетки, которые назвал «Жизнь-2». Если растолочь такую таблетку в стакане и налить туда пять столовых ложек воды, а потом обрызгать раствором портрет человека — он на несколько минут оживет.

Ученый захотел оживить одного из художников прежних времен. Но кого же выбрать? Таблеток у него хватало только на одного. Думал он, думал и решил: надо самих художников спросить. Ученый залил стакан раствора в водяной пистолет сына, приехал в Третьяковскую галерею и спрятался за большой скульптурой.

Когда все служители ушли и галерею заперли, он принялся за дело: включил
фонарик и брызнул из водяного пистолета на портрет Сурикова. От холста пошел зеленый дым. Художник моргнул, поморщился и чихнул.



Нищие дети 1861
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


— 3-здравствуйте, маэстро! — обратился он к портрету, заикаясь от волнения. — Извините, что потревожил. Я ученый из будущего и хотел бы услышать ваш совет: кому из художников подарить вторую жизнь?

Василий Суриков задумался:

— Так сразу, сударь, ответить трудно. Достойных художников много.

— Я понимаю. И все-таки, кого бы вы назвали первым?

— Неужели в будущем художники перевелись?

— Нет-нет, не перевелись! Но таких, какие в ваше время были, уже нет, — ответил ученый и взглянул на часы. Время подходило к концу: зеленый дым стал почти прозрачным.

— Тогда вот кого я вам назову! — блеснул глазами художник. — Павел Петрович Чис...

И тут портрет снова стал портретом. «Надо же... Чуть-чуть не успел договорить!» — огорчился ученый и пошел дальше. Увидев портрет Репина, он остановился в нерешительности: весь раствор потратить на Репина или приберечь половину для
разговора с кем-то еще?

Махнув рукой, он распылил на холст все до капельки, чтобы поговорить с Репиным подольше.



Женский портрет
Государственный художественный музей Алтайского края


— Кто такой Павел Петрович Чис? — улыбнулся Репин. — «Чиса» не знаю, а Чистяков — был такой велекомудрый жрец живописи!

Подмигнув ученому, Репин ловко выпрыгнул из рамы на паркетный пол галереи.

— Как славно косточки-то размять! — сказал художник, потянулся, тряхнув кудрявой головой, и огляделся. — Приятно видеть порядок. Помню, сколько холстов для своей галереи Третьяков у меня в мастерской приобрел... Так какой у нас нынче век?

— Двадцать первый, Илья Ефимович. Но что за художник Чистяков? Вас я знаю, а о нем не слышал...

— И художник хороший, а учитель — милостью Божией! Мы с Поленовым у него уже после Академии художеств частные уроки брали. Васнецов его суждения очень ценил.
И своего ученика Серова я к нему привел. И Врубель у Чистякова учился... О Врубеле слыхали?

— Слыхал. И другие имена знакомы.

— Слава Богу. Если есть в ученике искра Божия, талант то есть, Чистяков эту искру заметит и направление ей даст. Так что с Суриковым я вполне согласен. Хотите первоклассных художников иметь — учителя такого найдите!

Тут зеленый дым бледнеть начал, и художник тоже стал полупрозрачным. Кивнул ученому на прощание, улыбнулся — и оказался в раме.



П. П. Чистяков. Три мужика. 1858. Масло


«А нет ли здесь картин Чистякова?» — заинтересовался ученый. Человеком он был упорным, как и положено ученому. В следующий раз он пришел в галерею с книжкой
о Чистякове и картины Павла Петровича нашел.

Вот «Боярин» — мудрый старец. Из глубины веков глядит он на своих потомков и как будто спрашивает: «А вы-то как, милые мои? Справляетесь ли с жизнью своей?»

— Не всегда получается, но я стараюсь. — прошептал старику ученый.

Вот «Римский нищий» — печальный итальянский старик в бедной одежде. Ждет, кто монетку подаст...

Раскрыл ученый книгу, нашел письмо Чистякова к невесте: «Увижу ли нищего в лохмотьях, сердце заноет. Так бы и отдал ему, что имеешь. Да ведь не поможешь, их миллионы...»

«Портрет отца». Пристальный взгляд сильного, знающего себе цену мужика, крепостного крестьянина, который добился для сына «вольной» — разрешения жить по собственной воле и разумению. И глядитека, какой сын-то у него вырос!



Портрет отца 1860
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева

Но не все картины Чистякова печальные. На одной из них — свадьба, которую играли в старорусские времена. Но какая же свадьба на Руси проходит чинно да гладко? На этой картине — свадьба великого князя Василия Васильевича Темного. Позвали гостей есть-пить-веселиться, а великая княгиня Софья Витовтовна заметила у князя Василия Косого пояс с драгоценными камнями. А пояс-то принадлежал некогда Дмитрию
Донскому, и завладели им родственники Косого неправильно! Украли и думали, что все будет шито-крыто. Ан нет! Сорвала с Василия пояс великая княгиня, и напрасно теперь его родня в драку лезет — разве им сладить с такой могучей женщиной, как она? Такая всего добьется!



«Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому» 1861
Государственный Русский музей


«Хороший художник, хоть и незнаменитый, — подумал ученый. — Если бы он тратил время не на учеников, а на себя, он написал бы больше замечательных картин. Но сколько прекрасных художников не появились бы на свет?»

Правда, слова Репина про Божью искру таланта, которую умел увидеть Чистяков в своих учениках, показались ученому ненаучными. И он решил устроить еще один эксперимент.

Он надел серый костюм, серую шляпу и попросил сына сфотографировать его у серой стены с сотовым телефоном в руке. Ученый через час получил негатив (так называются кадры на фотопленке, где темное кажется светлым, а светлое темным). И опять пошел в Третьяковскую галерею с водяным пистолетом.

Дойдя до подходившей ему по времени картины — времени, когда жил Чистяков, — он оглянулся: смотрительница зала дремала. Приставив пленку к уголку картины, ученый быстро обрызгал картину и негатив. Сквозь поваливший зеленый дым он увидел, как сам он, серо-прозрачный, вышел из квадратика негатива, спрятав сотовый в карман пиджака. Вышел и помахал рукой стоящему в зале самому себе. А потом свернул за угол дома и пропал из виду...



«Джованнина, сидящая на подоконнике» 1864
Государственный Русский музей Санкт-Петербург

Отправившись домой, ученый стал ждать звонка. Звонок раздался только через четыре часа:

— Алло, как меня слышно? — услышал ученый свой собственный голос. — Все идет отлично. Стараюсь держаться в тени — меня никто не замечает! Я около мастерской Чистякова. Попробую незаметно войти с учениками. Перезвоню. Жди!

Через полчаса раздался звонок.

— Говорю шепотом, а лучше вовсе не говорить, чтоб никто не услышал. Оставляю телефон включеным...

Ученый припал к трубке и услышал молодой обиженный бас:

— Я гипсовые фигуры уже два года рисую, а вы мне какой-то карандашик нарисовать предложили!

Басу отвечал тенорок:

— Коли вы с перспективой карандаша не справились — о каких гипсах речь? Рисунок — фундамент, на котором стоит искусство!

— Я не позволю так с собой обращаться! — воскликнул бас. — Прощайте!

Хлопнула дверь. «Один ученик ушел», — догадался ученый.

— Павел Петрович, ткань коричневая, и кувшин коричневый. Как разницу показать? Они же сливаются!

— Смотри два-три цвета вместе. Не гляди в точку, гляди рядом — только так увидеть можно. Один коричневый — холодный, а второй — теплый, краснотой отдает.

— А как у меня этот подсвечник?

— Ярок слишком. Правда, кричащая не на месте, — дура! И не обижайся, что ругаю. Хочешь, чтоб толк был, придется потерпеть.



Мальчик, играющий на скрипке
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Затопали ноги, захлопала дверь. Ученый подумал: «Все, занятие окончилось». И вдруг снова услышал голос Чистякова, да так близко...

— Кто вы и откуда здесь взялись?

— Но как вы догадались? — услышал ученый голос двойника.

— Да уж догадался. В привидения я никогда не верил... Теперь, видно, поверить придется по вашей милости. Хотя никогда не думал, что и привидения могут быть даром награждены.

— Каким даром?

— Сиянье искры Божьей нельзя не заметить. Не к живописи ваш дар, но, что он есть — вижу.

Тут ученый услышал в сотовом треск, и связь прервалась — то ли аппарат сломался, то ли время жизни двойника подошло к концу. «Ну, Павел Петрович! — подумал он. — Спасибо, конечно, за такие слова обо мне. Только много нас, способных да талантливых, на земле рождается. А вот тех, кто умеет Божью искру заметить, кто ладонями от шальных дождей их прикроет, а как настанет время — в вольный полет отправит, как птица птенцов... Такие — на вес золота. Как вам это удается, пока науке неведомо, но одно я понял: нам с вами непременно надо встретиться!»



«Патриарх Гермоген отказывает полякам подписть грамоту» 1860
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств



Римский нищий 1879
Пензенская областная картинная галерея


«Боярин» 1876
Государственная Третьяковская галерея



«Портрет М.А.Григорьевой» 1862.



Боярышня. Аннушка
Одесский художественный музей


Старик с табакеркой 1860-е
Вологодская областная картинная галерея


Портрет девушки



Святой человек



"Портрет итальянской девушки". Холст, масло, 1863г

СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ
000 (250x326, 25Kb)Светлана Валерьевна Винокурова. Сказка об учителе. Павел Петрович Чистяков (1832-1919)

Дорогие читатели! Мы рады, что сери "Сказки о художниках" равится вам и вашим малышам... Мы решили показать всю нашу великую живопись - неизвестную, забытую, скрываемую от нас с вами за стенами "запасников". В конце XIX - начале XX веков все, что воспевало красоту мира и природы, что говорило о Боге, было объявлено мещанством, "салоном" - искусством, "не раскрывающим социальных язв общества". К сожалению, многое мы никогда больше не увидим. Но даже то, что осталось, никто не торопится выставлять для всеобщего просмотра... Мы пытаемся с вашей помощью возродить имена художников, составляющих золотой фонд нашей культуры, открыть их шедевры вам - нашим читателям. Дух захватывает при виде этих гениальных полотен! Только русские живописцы могли так писать! Русская культура не умрет, покуда есть люди, стремящиеся открыть мир прекрасного для своих детей.

artsait