Оригинал взят у diunov в Законы о чистоте крови в средневековой Испании
Когда говорят о расовом сознании в Западной Европе, обычно вспоминают английскую колониальную политику которую всегда резко противопоставляют политике которую проводила Испания. Доходит дело до того, что утверждается, что испанцы вовсе были лишены чувства расовой общности и никак не защищали свою идентичность.
Однако это не так. Более того, если в англосаксонской традиции расизм проводился в жизнь посредством деятельности общества, то в Испании уже в средневековье существовали фактически "расовые законы" о которых не специалистам очень мало известно.
Называлось это: "закон о старых христианах" или Cristiano viejo. Интересно то, что средневековье с господствующей практикой идентификации по принадлежности к конфессии, все равно нашло выход и облекло расовое сознание в оболочку конфессиональной терминологии. То есть, несмотря на само наименование, которое казалось бы непосредственно связывающее принадлежность к общности старых христиан к христианской конфессии, на самом деле в законах о старых христианах речь шла исключительно об расовой сегрегации чистокровных белых испанцев и цветных подданых.
Принадлежность к старым христианам определялась отсутствием в пяти поколениях предков хотя бы одного, относящегося к числу обращенных в христианство из мусульманства или иудаизма. В более поздний период существования закона о старых христианах была распространена и либеральная трактовка его, подразумевающая, что считаются не родители и четыре поколения их предков, а мать, отец и четверо их родителей, хотя такое объяснение закона так и не стало официальным. При расчете глубины принадлежности к чистокровным испанцам получается, что законы требовали чистоты происхождения предков на протяжении приблизительно 125 лет (пять поколений), что является гораздо более жесткой нормой чем нормы содержащиеся в пресловутых "Нюрнбергских расовых законах".
Появление "закона о старых христианах" связано с народными выступлениями против евреев и мусульман, которые фиктивно принимая христианство, пытались захватить ключевые позиции в Испании и злоупотребляли возможностями связанными с ростовщичеством и торговлей, что вызывало серьезный рост социальной напряженности, в свою очередь ведущий к погромам, начавшимся уже в конце XIV в. В результате, для того чтобы предотвратить рост недовольства, в середине XV в., появляется "закон о старых христианах" принятый вначале в Толедо (Испания) в 1449 г., а затем в середине 1450-х г. в Португалии. В 1496 г. закон был утвержден папой Александром VI для испанского ордена Св. Жерома.
Закон трактовал принадлежность к белым испанцам как "благородную", что фактически объединяло весь народ королевства, конечно не наделяя всех дворянским достоинством, но фактически говоря о том, что можно сформулировать как "равенство по крови" всех белых испанцев. Исследователи говорят о национальном согласии, которое было достигуто благодаря закону. Принадлежность к старым христианам давала ряд привилегий которые были закреплены в отдельных законодательных актах. Только они могли занимать должности на военной, государственной и церковной службе, обучаться в университетах. Некоторые территории были закрыты для постоянного проживания лиц не относящихся к старым христианам. В суде против старых христиан могли давать показания и выступать свидетелями только старые христиане. Документом удостоверяющим происхождение была грамота limpieza de sangre.
Закон о старых христианах был отменен в Португалии во время либеральных реформ маркиза Помбала в 1772 г., а в Испании продолжал действовать и в XIX в. Так в 1804 г. король Фердинанд VII подтвердил, что кавалер ордена не может вступать в брак не соответствующий требованиям закона о старых христианах. Закон был отменен в ходе целой череды гражданских войн в Испании в период правления королевы Изабеллы II и безвластия начала 1870-х гг. когда в стране был проведен целый ряд либеральных реформ. В 1865 г. отменили требования закона к получению офицерских чинов, в следующем году отменили требвания чистоты крови для получения высшего образования, а в 1870 г., когда королева уже была лишена трона, все нормы закона были полностью отменены .
Однако это не так. Более того, если в англосаксонской традиции расизм проводился в жизнь посредством деятельности общества, то в Испании уже в средневековье существовали фактически "расовые законы" о которых не специалистам очень мало известно.
Называлось это: "закон о старых христианах" или Cristiano viejo. Интересно то, что средневековье с господствующей практикой идентификации по принадлежности к конфессии, все равно нашло выход и облекло расовое сознание в оболочку конфессиональной терминологии. То есть, несмотря на само наименование, которое казалось бы непосредственно связывающее принадлежность к общности старых христиан к христианской конфессии, на самом деле в законах о старых христианах речь шла исключительно об расовой сегрегации чистокровных белых испанцев и цветных подданых.
Принадлежность к старым христианам определялась отсутствием в пяти поколениях предков хотя бы одного, относящегося к числу обращенных в христианство из мусульманства или иудаизма. В более поздний период существования закона о старых христианах была распространена и либеральная трактовка его, подразумевающая, что считаются не родители и четыре поколения их предков, а мать, отец и четверо их родителей, хотя такое объяснение закона так и не стало официальным. При расчете глубины принадлежности к чистокровным испанцам получается, что законы требовали чистоты происхождения предков на протяжении приблизительно 125 лет (пять поколений), что является гораздо более жесткой нормой чем нормы содержащиеся в пресловутых "Нюрнбергских расовых законах".
Появление "закона о старых христианах" связано с народными выступлениями против евреев и мусульман, которые фиктивно принимая христианство, пытались захватить ключевые позиции в Испании и злоупотребляли возможностями связанными с ростовщичеством и торговлей, что вызывало серьезный рост социальной напряженности, в свою очередь ведущий к погромам, начавшимся уже в конце XIV в. В результате, для того чтобы предотвратить рост недовольства, в середине XV в., появляется "закон о старых христианах" принятый вначале в Толедо (Испания) в 1449 г., а затем в середине 1450-х г. в Португалии. В 1496 г. закон был утвержден папой Александром VI для испанского ордена Св. Жерома.
Закон трактовал принадлежность к белым испанцам как "благородную", что фактически объединяло весь народ королевства, конечно не наделяя всех дворянским достоинством, но фактически говоря о том, что можно сформулировать как "равенство по крови" всех белых испанцев. Исследователи говорят о национальном согласии, которое было достигуто благодаря закону. Принадлежность к старым христианам давала ряд привилегий которые были закреплены в отдельных законодательных актах. Только они могли занимать должности на военной, государственной и церковной службе, обучаться в университетах. Некоторые территории были закрыты для постоянного проживания лиц не относящихся к старым христианам. В суде против старых христиан могли давать показания и выступать свидетелями только старые христиане. Документом удостоверяющим происхождение была грамота limpieza de sangre.
Закон о старых христианах был отменен в Португалии во время либеральных реформ маркиза Помбала в 1772 г., а в Испании продолжал действовать и в XIX в. Так в 1804 г. король Фердинанд VII подтвердил, что кавалер ордена не может вступать в брак не соответствующий требованиям закона о старых христианах. Закон был отменен в ходе целой череды гражданских войн в Испании в период правления королевы Изабеллы II и безвластия начала 1870-х гг. когда в стране был проведен целый ряд либеральных реформ. В 1865 г. отменили требования закона к получению офицерских чинов, в следующем году отменили требвания чистоты крови для получения высшего образования, а в 1870 г., когда королева уже была лишена трона, все нормы закона были полностью отменены .