Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

суббота, 21 сентября 2013 г.

Украинцы-ордынцы.

Оригинал взят у narvasadataa в Украинцы-ордынцы.
Мой земляк-искусствовед Станислав Бушак, родом из села Лесок Менского района, в 1998 году опубликовал разведку о народных картинах «казаки-мамаи». Они сегодня украшают картинные галереи, музеи. Казак изображен там в шароварах, с бандурой, оселедцем на голове, ноги его скрещены по-восточному.
Почему эти картины полюбили украинские семьи? Быть может, потому что там изображен их казацкий рыцарский дух, минувшая слава? Как бы ни было, простые люди интуитивно ощущали в этом образе что-то свое, близкое. А поэтому и место Мамаю отводили рядом с иконами. Особенно они были распространены на территории Сиверщины и немного южнее.
Вообще, это не такая уж и случайность. Ведь в 1380-х на юге практически незаселенной Черниговщины поселились мамаевцы, остатки бывших половцев, нанявшиеся на пограничную службу в Великое Литовское княжество.
Сколько их было — 5000, 10000? Неизвестно.
Но если сегодня вглядеться в лица многих черниговцев — поймешь, что они родом из того, мамаевского, поселения.


Гены кочевников, вопреки ассимилятивным влияниям, до сих пор напоминают о себе восточным типом лица у жителей Придесенья. Даже лицо Станислава Бушака тому доказательство. Да и фамилия тюркского происхождения. Не голос ли предков позвал его к перу?

По следам хана Мамая

Мамай — заметный деятель Золотой Орды. Это военный предводитель незнатного происхождения, выдвинувшийся сначала в наместники Крыма. Со временем, после бракосочетания с царевной из рода Чинзгидов и смерти тестя, хана Бердыбека, фактически стал правителем большой части золотоординской империи, раскинувшейся к западу от Волги. В борьбе за власть опирался на крымчан, кочевников Причерноморья, Приазовья, Левобережного Приднепровья, откуда он, очевидно, был родом. Как отмечает исследователь Леонид Багацкий, его резиденция — Замык в низовье Днепра. Московская «Книга большому Чертежу» 1627 г. указывала, что в устье Московки, которая впадает в Днепр, есть «городок Мамаев Сарай. А ниже Мамаева Сарая 50 верст на Днепре — Усламовы городки».
Инженер-подпоручик, князь Семен Мышецкий в 1736—1740 годах записал от старых запорожцев об упомянутой резиденции:
«На оной же Конской реке у самаго Днепра имелся издревле городъ, называемой Замыкъ, где была прежнихъ татарскихъ владельцовъ столица, и во ономъ городе имелось 700 мечетей».
От него остались руины, подтверждающие наличие множества каменных сооружений: в городе была мостовая, оборонительные башни и стены.
Мамай — талантливый воин, он применял тактику быстрого нападения, неожиданной передислокации войск. Его походы нанесли поражение Рязанскому (1373, 1378) и Нижнегородскому княжествам (1378). Мамай не раз вступал в союзы с Литвой. Куликовскую битву 1380 года с войском московского князя Дмитрия он проиграл из-за задержки литовской помощи. После этого Мамая в 1381 году в Кафе (Феодосия) убили генуэзцы.

Его сын Мансур-Кият, опасаясь репрессий нового хана, отошел к отцовскому союзнику великого литовского князя. Получил в управление Глинск (Роменский район Сумской области). Рядом с мамаевцами еще раньше расположилась лагерем «тьма» Яголдая Сарайовича — в верховьях Псла, Сейма, Оскола и Северского Донца (Русина Е. Сиверская земля в составе Великого княжества Литовского. — К., 1998. — С. 87).
В родословных записях князей Глинских, найденных историком Александром Шенниковым, сказано: «И после Донскаго побоища Мамаев сын Мансур-Кият (Маркисуат) Князь зарубил три городы Глинеск, [да] Полдову (Полтаву), [да] Глеченицу (Глиницу) дети же Мансур-киятовы (Мансуркиатовы) меньшой сын Скидер (Скидырь) [Князь] поймал [поимав] стадо коней и верблюдов и покочевал в Перекопы, а большой сын [его] Алекса (Олеско) [Князь, а] остался на тех градех преждереченных [городех]» (А. А. Шенников. Княжество потомков Мамая (к проблемам запустения Юго-Восточной Руси в XІV—XV веках). — Л., 1981).
Упомянутый внук Мамая Алекса, известный также как Лексада, в 1390 году крестился, взял имя Александр. Как сообщают далее родословные росписи, «а у Александра сын Иван с отцом же крестился. И в те времена приехати к Киеву Великому Князю Витовту Литовскому и после ко Князю Александру, и сыну его что похоте служити; и Князь Иван и с отцем своим Александром сотворили хотение Великого Князя Витовта, и приехали к нему, и били челом ему с своими предреченными тремя городы. И Князь Великий Витовт прия их честно не яко слуг, но яко сродних своих, и дал им вотчины волости: Станку, Хорозов, Сереков, Гладковича; и дал Витовт за Князя Ивана Александровича княж Данилову дщерь Остроженскаго Княжну Настасью».
С тех пор Мамаи стали называться князьями Глинскими. Якобы казак Мамай спас Витовта после поражения на Ворскле в 1399 г. и за это получил титул князя Глинского. Тем не менее, свидетельствует Литовская метрика, их потомки в документах 1489 г. упомянуты и как Мамаи (Иван Львович, Василий Львович, Федор Львович).

Зачинатели казачества

Глинские-Мамаи на протяжении столетия со времени появления на Сиверщене хорошо освоились там. Мамаевцы заселили-основали много населенных пунктов. Так, «Память» 1527 г. сообщает, что «Хоробор село (ныне Макошино Менского района) вверху Десны, держал Глинскии, домов сто было». В Прилукском районе до 1947 р. была Мамаевка (теперь Удайцы). Такое же название имело село на Брянщине (перестало существовать в 1980-х годах). В прилукской Мамаевке, как я узнал в сельсовете, до сих пор немало жителей напоминают тогдашних половцев.
Мамаевцы на пограничье Великого княжества Литовского не только пахали землю, но и козачествовали, охраняли новую родину. Они были ловкими воинами. Руководили ими сорвиголовы Мамаи-Глинские.
Недаром Богдана Федоровича Глинского называют основателем украинского казачества. Он в 1489—1493 годах был черкасским старостой и со своими подчиненными охранял Киевщину от набегов ордынцев. Черкасские казаки упомянуты в жалобе Менглы-Гирея І от 1492 г., к Великому князю Литовскому Александру: они ходили на Тягиню и захватили татарский корабль. Особенно успешно ходили они во главе с Б. Глинским на Очаков, который разгромили.
Известно, что в 1495—1500 гг. князь был путивльским наместником. Московское войско, захватив в 1500 г. Путивль, взяло его в плен. Б. Глинский умер в неволе в Москве в 1512 г.
Возможно, от этого легендарного казацкого предводителя и пошла традиция рисования Мамаев.
Знамениты и другие Глинские. Киевским воеводой в 1505—1507 гг. был Иван Львович Мамай, овруцким наместником в 1496—1503 гг. — Григорий Борисович Глинский, черкасским старостой в 1500—1501 гг. — Иван Дашкович Мамай, в 1504—1507 — Василий Дашкович Мамай.

«Муж славный»

Михаил Львович Глинский тоже оставил заметный след в истории Украины. Получил воспитание при дворе немецкого императора Максимилиана, учился и жил в Италии, Испании. В 1499—1507 гг. был маршалком при Великом князе Литовском. В августе 1506 года «муж славный, который был главнейшим у короля Александра», возглавил большой поход литовского войска против ордынцев, которые вторглись в Великое княжество Литовское. «Глинский мужественно бился, — писал в «Хронике европейской Сарматии» хронист Александр Гваньини. — ...он разгромил всего до 20 тысяч татар, кроме тех, которых взял в плен».
Михаил Глинский, опираясь на свою родню, украинских вельмож (а он держал, как пишет Гваньини, почти половину Литвы), в 1508 году восстал против Сигизмунда І. Цель — образование независимого княжества: «Если Бог даст ему в этом счастье, он перенесет это государство от Литвы до Руси, как раньше было, и восстановит киевскую монархию». Повстанцы захватили несколько замков, взяли в осаду Житомир, Овруч. Но не получили помощи от татар и восстание угасло. Глинский с родственниками эмигрировал в Москву, где со временем был арестован и умер в тюрьме в 1534 г. Кстати, его племянницу, Елену Васильевну Глинскую полюбил Великий князь Московский Василий ІІІ. Их сыном был печальноизвестный царь Иван Грозный.

Пограничники

Кроме известных Мамаев-Глинских, были еще тысячи мамаевцев на Сиверщине, Киевщине. Описание Черкасского замка 1552 г. красноречиво свидетельствует: казачествовали здесь Балиш, Бахта, Байдык, Бухан, Бут, Гусейн, Каранда, Киптай, Кудаш, Махмедер, Малык-баша, Моксак, Ногай, Охмат, Теребердей, Толук, Чарлан, Челек, Чигас, Чурба...
Трудно не согласиться с известным историком Натальей Яковенко: «Политические изменения конца ХV — первой половины ХVІ ст... окончательно прибивают степных добытчиков к русскому берегу». «Как и татары, казаки начали именовать свои стоянки кошами, временное жилье — шалашами, колчаны со стрелами — сагайдаками, устья рек, где промышляли, — сагами, — дальше отмечает она. — Русский меч был заменен на кривую татарскую саблю, русские гусли — на кобзу, портки — на шаровары, длинные славянские волосы — на оселедец. Своих молодых слуг они стали называть уже не отроками, а джурами, свои группы не дружинами, а ватагами; в воинскую атрибутику вошли тюркские понятия есаул, булава, бунчук, барабан, горн, лагерь, майдан и т. п.».
Татарами в исторической литературе называют кочевников, хотя их этнический состав очень разный. Половцы-мамайцы с Сиверщины, бесспорно, внесли заметный вклад в становление украинского казачества. Они породнились с местным народом, за одно-два столетия приняли веру нашей земли, освоили ее язык. И стали украинцами в горниле боев с захватчиками-ордынцами.
<a href="http://Мой земляк-искусствовед Станислав Бушак, родом из села Лесок Менского района, в 1998 году опубликовал разведку о народных картинах «казаки-мамаи». Они сегодня украшают картинные галереи, музеи. Казак изображен там в шароварах, с бандурой, оселедцем на голове, ноги его скрещены по-восточному.
Почему эти картины полюбили украинские семьи? Быть может, потому что там изображен их казацкий рыцарский дух, минувшая слава? Как бы ни было, простые люди интуитивно ощущали в этом образе что-то свое, близкое. А поэтому и место Мамаю отводили рядом с иконами. Особенно они были распространены на территории Сиверщины и немного южнее.
Вообще, это не такая уж и случайность. Ведь в 1380-х на юге практически незаселенной Черниговщины поселились мамаевцы, остатки бывших половцев, нанявшиеся на пограничную службу в Великое Литовское княжество.
Сколько их было — 5000, 10000? Неизвестно.
Но если сегодня вглядеться в лица многих черниговцев — поймешь, что они родом из того, мамаевского, поселения.
Гены кочевников, вопреки ассимилятивным влияниям, до сих пор напоминают о себе восточным типом лица у жителей Придесенья. Даже лицо Станислава Бушака тому доказательство. Да и фамилия тюркского происхождения. Не голос ли предков позвал его к перу?

По следам хана Мамая

Мамай — заметный деятель Золотой Орды. Это военный предводитель незнатного происхождения, выдвинувшийся сначала в наместники Крыма. Со временем, после бракосочетания с царевной из рода Чинзгидов и смерти тестя, хана Бердыбека, фактически стал правителем большой части золотоординской империи, раскинувшейся к западу от Волги. В борьбе за власть опирался на крымчан, кочевников Причерноморья, Приазовья, Левобережного Приднепровья, откуда он, очевидно, был родом. Как отмечает исследователь Леонид Багацкий, его резиденция — Замык в низовье Днепра. Московская «Книга большому Чертежу» 1627 г. указывала, что в устье Московки, которая впадает в Днепр, есть «городок Мамаев Сарай. А ниже Мамаева Сарая 50 верст на Днепре — Усламовы городки».
Инженер-подпоручик, князь Семен Мышецкий в 1736—1740 годах записал от старых запорожцев об упомянутой резиденции:
«На оной же Конской реке у самаго Днепра имелся издревле городъ, называемой Замыкъ, где была прежнихъ татарскихъ владельцовъ столица, и во ономъ городе имелось 700 мечетей».
От него остались руины, подтверждающие наличие множества каменных сооружений: в городе была мостовая, оборонительные башни и стены.
Мамай — талантливый воин, он применял тактику быстрого нападения, неожиданной передислокации войск. Его походы нанесли поражение Рязанскому (1373, 1378) и Нижнегородскому княжествам (1378). Мамай не раз вступал в союзы с Литвой. Куликовскую битву 1380 года с войском московского князя Дмитрия он проиграл из-за задержки литовской помощи. После этого Мамая в 1381 году в Кафе (Феодосия) убили генуэзцы.

Его сын Мансур-Кият, опасаясь репрессий нового хана, отошел к отцовскому союзнику великого литовского князя. Получил в управление Глинск (Роменский район Сумской области). Рядом с мамаевцами еще раньше расположилась лагерем «тьма» Яголдая Сарайовича — в верховьях Псла, Сейма, Оскола и Северского Донца (Русина Е. Сиверская земля в составе Великого княжества Литовского. — К., 1998. — С. 87).
В родословных записях князей Глинских, найденных историком Александром Шенниковым, сказано: «И после Донскаго побоища Мамаев сын Мансур-Кият (Маркисуат) Князь зарубил три городы Глинеск, [да] Полдову (Полтаву), [да] Глеченицу (Глиницу) дети же Мансур-киятовы (Мансуркиатовы) меньшой сын Скидер (Скидырь) [Князь] поймал [поимав] стадо коней и верблюдов и покочевал в Перекопы, а большой сын [его] Алекса (Олеско) [Князь, а] остался на тех градех преждереченных [городех]» (А. А. Шенников. Княжество потомков Мамая (к проблемам запустения Юго-Восточной Руси в XІV—XV веках). — Л., 1981).
Упомянутый внук Мамая Алекса, известный также как Лексада, в 1390 году крестился, взял имя Александр. Как сообщают далее родословные росписи, «а у Александра сын Иван с отцом же крестился. И в те времена приехати к Киеву Великому Князю Витовту Литовскому и после ко Князю Александру, и сыну его что похоте служити; и Князь Иван и с отцем своим Александром сотворили хотение Великого Князя Витовта, и приехали к нему, и били челом ему с своими предреченными тремя городы. И Князь Великий Витовт прия их честно не яко слуг, но яко сродних своих, и дал им вотчины волости: Станку, Хорозов, Сереков, Гладковича; и дал Витовт за Князя Ивана Александровича княж Данилову дщерь Остроженскаго Княжну Настасью».
С тех пор Мамаи стали называться князьями Глинскими. Якобы казак Мамай спас Витовта после поражения на Ворскле в 1399 г. и за это получил титул князя Глинского. Тем не менее, свидетельствует Литовская метрика, их потомки в документах 1489 г. упомянуты и как Мамаи (Иван Львович, Василий Львович, Федор Львович).

Зачинатели казачества

Глинские-Мамаи на протяжении столетия со времени появления на Сиверщене хорошо освоились там. Мамаевцы заселили-основали много населенных пунктов. Так, «Память» 1527 г. сообщает, что «Хоробор село (ныне Макошино Менского района) вверху Десны, держал Глинскии, домов сто было». В Прилукском районе до 1947 р. была Мамаевка (теперь Удайцы). Такое же название имело село на Брянщине (перестало существовать в 1980-х годах). В прилукской Мамаевке, как я узнал в сельсовете, до сих пор немало жителей напоминают тогдашних половцев.
Мамаевцы на пограничье Великого княжества Литовского не только пахали землю, но и козачествовали, охраняли новую родину. Они были ловкими воинами. Руководили ими сорвиголовы Мамаи-Глинские.
Недаром Богдана Федоровича Глинского называют основателем украинского казачества. Он в 1489—1493 годах был черкасским старостой и со своими подчиненными охранял Киевщину от набегов ордынцев. Черкасские казаки упомянуты в жалобе Менглы-Гирея І от 1492 г., к Великому князю Литовскому Александру: они ходили на Тягиню и захватили татарский корабль. Особенно успешно ходили они во главе с Б. Глинским на Очаков, который разгромили.
Известно, что в 1495—1500 гг. князь был путивльским наместником. Московское войско, захватив в 1500 г. Путивль, взяло его в плен. Б. Глинский умер в неволе в Москве в 1512 г.
Возможно, от этого легендарного казацкого предводителя и пошла традиция рисования Мамаев.
Знамениты и другие Глинские. Киевским воеводой в 1505—1507 гг. был Иван Львович Мамай, овруцким наместником в 1496—1503 гг. — Григорий Борисович Глинский, черкасским старостой в 1500—1501 гг. — Иван Дашкович Мамай, в 1504—1507 — Василий Дашкович Мамай.

«Муж славный»

Михаил Львович Глинский тоже оставил заметный след в истории Украины. Получил воспитание при дворе немецкого императора Максимилиана, учился и жил в Италии, Испании. В 1499—1507 гг. был маршалком при Великом князе Литовском. В августе 1506 года «муж славный, который был главнейшим у короля Александра», возглавил большой поход литовского войска против ордынцев, которые вторглись в Великое княжество Литовское. «Глинский мужественно бился, — писал в «Хронике европейской Сарматии» хронист Александр Гваньини. — ...он разгромил всего до 20 тысяч татар, кроме тех, которых взял в плен».
Михаил Глинский, опираясь на свою родню, украинских вельмож (а он держал, как пишет Гваньини, почти половину Литвы), в 1508 году восстал против Сигизмунда І. Цель — образование независимого княжества: «Если Бог даст ему в этом счастье, он перенесет это государство от Литвы до Руси, как раньше было, и восстановит киевскую монархию». Повстанцы захватили несколько замков, взяли в осаду Житомир, Овруч. Но не получили помощи от татар и восстание угасло. Глинский с родственниками эмигрировал в Москву, где со временем был арестован и умер в тюрьме в 1534 г. Кстати, его племянницу, Елену Васильевну Глинскую полюбил Великий князь Московский Василий ІІІ. Их сыном был печальноизвестный царь Иван Грозный.

Пограничники

Кроме известных Мамаев-Глинских, были еще тысячи мамаевцев на Сиверщине, Киевщине. Описание Черкасского замка 1552 г. красноречиво свидетельствует: казачествовали здесь Балиш, Бахта, Байдык, Бухан, Бут, Гусейн, Каранда, Киптай, Кудаш, Махмедер, Малык-баша, Моксак, Ногай, Охмат, Теребердей, Толук, Чарлан, Челек, Чигас, Чурба...
Трудно не согласиться с известным историком Натальей Яковенко: «Политические изменения конца ХV — первой половины ХVІ ст... окончательно прибивают степных добытчиков к русскому берегу». «Как и татары, казаки начали именовать свои стоянки кошами, временное жилье — шалашами, колчаны со стрелами — сагайдаками, устья рек, где промышляли, — сагами, — дальше отмечает она. — Русский меч был заменен на кривую татарскую саблю, русские гусли — на кобзу, портки — на шаровары, длинные славянские волосы — на оселедец. Своих молодых слуг они стали называть уже не отроками, а джурами, свои группы не дружинами, а ватагами; в воинскую атрибутику вошли тюркские понятия есаул, булава, бунчук, барабан, горн, лагерь, майдан и т. п.».
Татарами в исторической литературе называют кочевников, хотя их этнический состав очень разный. Половцы-мамайцы с Сиверщины, бесспорно, внесли заметный вклад в становление украинского казачества. Они породнились с местным народом, за одно-два столетия приняли веру нашей земли, освоили ее язык. И стали украинцами в горниле боев с захватчиками-ордынцами.


 
  monitor.chernigov.net/ru/arhiv-novin/kazak-mamay-potomok-chingishana-2.html