Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

воскресенье, 15 сентября 2013 г.

О веселых жонках, лоббировании и мудрости правителя


Оригинал взят у khrapachevsky в О веселых жонках, лоббировании и мудрости правителя
В цзюани 3 "Юань ши" (анналы правления Мэнгу-каана) есть один интересный фрагмент, смысл которого не вполне ясен.
Точнее понятно, что это передача одного из так называемых "биликов" великого хана, высказанных им по конкретному случаю, который ему пришлось разбирать в ходе отправления судебных или государственных дел. Подобные билики, например, в большом числе приведены у Рашид ад-Дина в специальных главках, посвященных описанию личных и государственных качеств каждого из описываемых им великих ханов.
Но обстоятельства дела, по которому был высказан данный билик Мэнгу-каана, из самого текста "Юань ши" никак не выясняются - китайскими сводчиками ЮШ он был использован лишь для оттенения государственной мудрости как самого правителя, так и его мудрого министра, что вполне в духе конфуцианских воззрений китайских ученых, писавших "Юань ши".
Приведем текст этого фрагмента, относящегося к записям событий правления Мэнгу в период ноября-декабря 1257 г.:

"Уйгуры преподнесли [Мэнгу] хрустальный таз, зонт с жемчугами и прочие вещи, которые можно было точно [оценить] в более чем 30 000 дин. Государь сказал так: «Прямо сейчас народ страдает от скудости в деньгах. И когда столько нуждающихся в этих ваших ценностях, то зачем они мне одному?» и отверг это [подношение]. Саид-ал-джи [Шамсаддин] подал мнение на этот счет и государь, отдавая должное его прямоте, на будущее дал запрещение, чтобы не было опять таких подношений".

Задумавшись что же все-таки послужило поводом для всего дела (между прочим весьма крупного - упомянутые 30 тысяч дин эквивалентны примерно 55 тоннам серебра), которое донесено нам китайскими сводчиками ЮШ в таком неясном виде, я вдруг вспомнил интересный случай в книге Марко Поло, который тоже касался уйгур, точнее тех из них, что проживали в оазисе Хами (Камул у Марко Поло). Вот как он описан в его "Книге":

"Гостям-иноземцам всегда очень рады; женам приказывают исполнять все желания иноземца; сами уйдут по своим делам и дня два-три домой не приходят, а гость там что пожелает, то и делает с женою; спит с нею как бы со своею женою; поживает в свое удовольствие. И в этом городе и в этой области жены любятся так, а мужья не стыдятся. Жены и красивы, и веселы, и любят потешиться.
Случилось, когда еще царствовал Мангу-хан, татарский царь, узнал он, как в Камуле отдают жен иноземцам, и приказал он, чтобы никто не смел под страхом наказания принимать к себе в гости иноземцев. Узнали в Камуле тот приказ и очень огорчились, собрались на совет и вот что порешили: взяли большие подарки, понесли их к Мангу-хану и стали его просить, чтобы позволил им жить, как деды завещали, а деды им говорили, что боги их любят за то, что иноземцам они отдают и жен, и всякое доброе, и хлеба у них оттого много, и всякий труд спорится. Услышал это Мангу-хан и сказал: хотите срамиться, так живите по-своему, и согласился, чтобы жили они по-своему. И держались они всегда этого обычая, и поныне держатся" (глава LIX).

Так вот похоже, что те уйгуры, которые преподнесли по "Юань ши" Мэнгу-каану подарки на 30 000 дин и те, что "взяли большие дары" на решение проблемы с отменой запрета на веселых жонок в уйгурской области Хами, это одни и те же люди. Впрочем, это пока догадка, требующая еще дополнительных изысканий.


А это певички из "ивового домика", сиречь веселые жонки, если по-русски.