Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

пятница, 4 октября 2013 г.

Материальная культура скифов — 2. Мужская одежда

О мужской одежде скифов, как ни странно, у нас меньше сведений, чем о женской. Большинство скифских (южнорусских) изображений воспроизводят один и тот же комплекс — короткий подпоясанный кафтан-куртка, часто с прихотливо выкроенными полами, широкие штаны, мягкие невысокие сапожки, на голове — войлочный башлык. Следует предполагать, что это лишь ничтожная часть того, во что на самом деле одевались скифы-мужчины. То, что мы привыкли считать скифской одеждой на основании изображений на «скифском золоте», на самом деле лишь региональный (южнорусский) вариант повседневного убора воинов и охотников.
Предлагаем вниманию читателя иллюстрации, которые смогут расширить представление о том, во что на самом деле одевались русы-скифы Евразии и их ближайшие сородичи.

 

Изображение степняков-киммерийцев на ассирийском рельефе. «Казаки» седьмого века до н.э. Обратите внимание на характерные русские сапоги.

 

Зимняя одежда сибирского скифа. Реконструкция. Никаких отличий от русской одежды (как и от русского лука и русских лыж) нет. Обратите внимание на шапку — это, с одной стороны, зимний вариант классического арийского-скифского башлыка, с другой — прямой предшественник русских «бумажных шапок» XIV — XVII веков, часто использовавшихся казаками.

 


«Шапка бумажная» - русский аналог скифского головного убора. Он спасал и от мороза, и защищал голову в бою.

 

Конная охота скифов. Скифские (а точнее, ещё древнеарийские) головные уборы были историческим прототипом русских башлыков, колпаков и треухов. Так же, впрочем, как колпаков персов, мидян, фракийцев, фригийцев, этрусков, эллинов и прочих… Знаменитые скифские колпаки-башлыки были не только «национальной», «этноопределяющей» деталью одежды. Они были прежде всего головными уборами воинов, так как годились на любую погоду и служили идеальными подшлемниками. Форме скифского колпака подражали скифские, сакские, фракийские, македонские, эллинские (а в раннее средневековье — и скандинавские) мастера-оружейники, создавая разнообразные типы шлемов.



Скифская шляпа. Вырезанное изображение на вставном камне в перстень-печатку (оригинал демонстрировался в ГМИИ им. Пушкина). Такие шляпы носили русские крестьяне ещё в девятнадцатом веке.

 

Сако-парфянский всадник. Типичная одежда среднеазиатских русов — короткая распашная куртка или рубашка и складчатые шаровары. В древности шаровары ещё не заправлялись в высокие сапоги и не обматывались на голенях ремнями или полосками ткани. Обратите внимание на шапку с околышем.

 

Одежда русских царей. Обратите внимание на золотые шапки. Покрой таких царских/княжеских шапок стал традиционным в культуре русов многие тысячелетия назад. Именно от него происходят аналогичные образцы головных уборов шумерских, хеттских и персидских царей и вельмож. Это традиция, вынесенная непосредственно из северопричерноморской (вторичной) прародины индоевропейцев. Подобного рода головной убор мог быть изобретён только в условиях достаточно холодного климата и первоначально имел чисто утилитарное значение. В Переднюю Азию русская шапка попадает уже как ритуальный головной убор князей и знати. Такого же рода шапки мы находим на изображениях славянских и шумеро-вавилонских божеств.
 
 

Золотая шапка скифского князя. Выполняла роль короны, тиары и т.п. Надевалась на матерчатую основу и, по всей видимости, была опушена меховым околышем в традициях княжеских шапок русов, известных нам по памятникам древнего Междуречья и культуры хеттов. Ошибочно это ювелирное произведение интерпретируется как шлем. Трудно сказать, искреннее ли это заблуждение или попытка скрыть «русские следы» в культуре скифов и сарматов. На самом деле это, конечно, не шлем, о чём безошибочно свидетельствует ажурность предмета. Ближайший аналог — русские великокняжеские и царские шапки-венцы.



Разгадка «скифского шлема». Царский венец XVI века — «Шапка Казанская». Ею венчался Иван Грозный после завоевания казанского ханства.



Шапка Казанская. Рисунок академика Ф.Солнцева. Скифская традиция в русской культуре, берущая начало в многотысячелетней культуре суперэтноса русов.



Шапка Мономаха. В тысячах книг, учебников, популярных и научных статей авторы иронизируют над «татарской тюбетейкой хана Узбека», пожалованной Ивану Калите. Тем не менее, данный головной убор — отнюдь не тюбетейка. Это средневековое продолжение скифской традиции золотых княжеских шапок.

 
 


«Стильные» кожаные прототипы русских зимних полушубков. «Классическая» скифская (русская) одежда, давшая начало «модам» в Парфии, Кушанской державе, сасанидской Персии, в раннесредневековой Скандинавии, у тохаров и т.д.. С более поздней русской мужской одеждой её роднит обилие узоров. Это характерная черта русской материальной культуры — достаточно сказать, что в Западной Европе традиция украшать одежду ритуально-обережными узорами исчезла.

 
Зимняя одежда князей и воевод XIII-XVII вв.. Подобно своим предкам скифам, средневековые русы украшали свою одежду и обувь затейливыми вышивками и аппликациями.
Мы видим, что сохранение традиций в материальной культуре во многом связано с сохранением самого этноса — носителя традиции. Невообразимая «скачка» мод и поветрий в истории западноевропейского костюма позднего средневековья и Нового времени свидетельствует прежде всего о забвении западноевропейцами своих древних этнических корней и поиске «своего лица». Неслучайно национальные костюмы западноевропейцев (испанцев, немцев, французов и т.д.) окончательно сложились только в XIX веке, славянские же народные костюмы, как правило, сохраняют средневековые черты. Русы растворяются в нарождающихся этносах Западной Европы в основном примерно в XIII-XIV веках. Разрыв в этнической истории — разрыв исторической памяти — разрыв традиции в материальной культуре. На Руси не было подобного разрыва, поэтому материальная культура плавно эволюционировала вплоть до культурной революции Петра I.

 


Обувь средневековых новгородцев по данным археологии. Все представленные здесь типы обуви (сапоги, туфли, полусапожки) известны со скифских времён. Некоторые образцы обуви украшались точечным растительно-спиральным узором, характерным именно для скифской материальной культуры.

 

Памятники материальной культуры скифосибирцев. Предметы одежды: узорчатый сапог-валенок и башлык. Узорчатые валенки и башлыки именно такой формы русские носили ещё в XIX столетии.



Учёные очень любят подчёркивать связь и родство персов и скифов. Действительно, повседневная и боевая одежда иранцев, их колпаки-башлыки, доспехи, вооружение являются аналогами тех, которые представлены в скифо-русском культурном комплексе. Связь налицо.
На этой фотографии — изображение перса IV в. до н.э. Обратите внимание на его рубаху и штаны. Аналогичную одежду в древности носили русы-фракийцы, а в раннем средневековье — уже практически вся Европа. К IV-V векам русская «варварская мода» завоевала Рим (до этого придерживавшийся традиций, заложенных ещё средиземноморскими русами — расенами) и заложила основы развития истории как византийского, так и западноевропейского стиля одежды. Присутствие такого рода одежды в скифском культурном комплексе нам известно по позднескифским изображениям.
 
 

Аналог русской долгополой рубахи на знаменитом бехистунском рельефе царя Дария. Такова была обычная одежда населения древнего Ирана. В составе персидской и индийской национальной одежды светлая русская рубаха и штаны дожили до наших дней. В зороастризме важнейшим обрядом при посвящении в веру является облачение в чистую рубаху и подпоясывание (обряд русов, ближайший его аналог находим в христианстве — облачение в чистую рубаху после крещения).



Мидийская повседневная мужская одежда. Древние авторы подчёркивали родство мидийцев и сарматов (русов-алан). На рельефах в Персеполе мидийцы изображены в длинных боярских одеждах — это были ритуальные, придворные одеяния знати. В реальности, в повседневном быту мидийцы-общинники и воины носили одежду, неотличимую от одежды фракийцев, даков, славян и «германцев». Разумеется, что «придумали» её не сами мидийцы — перед нами традиция Суперэтноса Русов. Так могли выглядеть и их современники-скифы.



Сарматская мужская одежда. Реконструкция. Одежда сарматов (русов-аланов) закономерно представляла собой нечто промежуточное (переходный этап) между одеждой скифов и средневековых славян. В данной реконструкции неверным является изображение долгополой одежды. То, что художником было проинтерпретировано как длинный подол рубахи-платья, на самом деле представляло собой у сарматов широкие штаны-шаровары, не заправленные в обувь и не стянутые ремнями или онучами (развитие скифской «моды» на широкие штаны) - аналогичные шаровары мы затем находим у русов IX-X веков и казаков-запорожцев.
Русы сарматской эпохи (в первую очередь — воины) начинают более активно использовать плащи. Именно тогда складывается привычный для нас облик «средневекового витязя», «рыцаря», защищённого чешуйчато-кольчужными доспехами и укрытого плащом-корзном. К слову, подобные плащи (только более короткие, они назывались вотолами) были распространённой одеждой и у простых людей Руси на всём протяжении средневековья. Они аналогичны сарматскому плащу, представленному на рисунке.



…А это — «обычные» скифские широкие брюки-порты, скромный прототип сарматских шароваров. Абсолютно неотличимы от русских (такого рода порты носили русские крестьяне вплоть до двадцатого века, а в средние века их носили мужчины всех сословий). Для сравнения, в средневековой Западной Европе мужчины носили либо узкие брюки (в раннем средневековье), либо чулки, либо вообще ходили… без штанов.

 

Скифские шаровары. Более просторный вариант штанов. Так же, как и у русов Азии, шаровары дополняются короткой рубашкой-курткой.

 

Одежда тохарской военной знати. Аналогична одежде русской, польской и малороссийской знати XVI — XVII вв. Ещё точнее, это «казацкий» тип одежды.
 


Причёски скифской знати. Это изображение вообще не требует комментариев, так как перед нами полный аналог русских причёсок.

http://true-history.blog.ru/110359603.html