Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

среда, 9 октября 2013 г.

Государство арийских кшатриев на Оке

Оригинал взят у aquilaaquilonis в Государство арийских кшатриев на Оке



Мало кому известно, что в первом тысячелетии нашей эры в областях по рязанскому течению Оки существовало милитаристское государство, основанное на землях поволжских финнов арийскими завоевателями и управлявшееся воинской кастой, сумевшей в течение пяти столетий поддерживать сегрегацию между собою и покорёнными племенами.





В первом тысячелетии до нашей эры и в начале нашей эры в среднем и нижнем Поочье, на правом берегу среднего Поволжья и на юге до Воронежа была распространена городецкая археологическая культура поволжско-финских племён, довольно бедная по своему инвентарю, включавшему в основном орудия из кости и железа и керамику. На рубеже II-III вв. по рязанскому течению Оки ей на смену внезапно приходит новая, гораздо более богатая культура с ярко выраженным военным укладом. Носители этой новой культуры, получившей название культуры рязанско-окских могильников, хоронили своих покойников в курганах с грунтовыми ингумациями в сопровождении многочисленного погребального инвентаря.


Одним из первых в 1963-1964 гг. был раскопан Андреевский курган, содержавший 52 погребения. Самое примечательное из них находилось в середине кургана в прямоугольной яме с дощатой обкладкой стен. В центре ямы покоился костяк взрослого мужчины с конским убором и оружием – копьём, железный наконечник которого был помещён в бронзовый футляр, однолезвийным железным мечом, кинжалом, колчаном со стрелами, железными удилами, железной кольчугой и шлемом. По обе стороны от него покоились костяки ещё двух мужчин – молодого и средних лет, при которых были ожерелья, пояса, копья, мечи, колчаны со стрелами и железные ножи. В ногах у погребённых был обнаружен костяк человека, похороненного со связанными руками, у противоположной стенки – шкура коня с черепом и костями ног. Между шкурой и центральным погребением был положен своеобразный трофей – пять вырубленных человеческих челюстей и круглые бронзовые бляхи, нанизанные на кожаные ремешки. Очевидно, что речь шла о захоронении военного вождя вместе с пленниками или рабами.









Судя по тому, что могильники рязанско-окской культуры располагались друг от друга на расстоянии 5-10 км, плотность её населения была большой. При этом, если не считать продолжавшие существовать городецкие поселения, собственные поселения рязанско-окцев археологами не обнаруживаются. По всей видимости, они были в основном подвижным скотоводческим народом, лишь в небольшой степени занимавшимся подсечным земледелием. Как уже говорилось, рязанско-окское общество было высокомилитаризованным, имеются даже погребения женщин-воинов в сопровождении оружия и конского убора.







В отличие от поселений, святилища рязанско-окцев археологами обнаружены были. Наиболее известное из них находилось на северном мысу Старорязанского городища. Святилище, использовавшееся в VI-VIII вв., состояло из семи расположенных по кругу жертвенников в виде овальных или округлых углублений, окружённых столбовыми оградками. Углубления служили для разведения обрядовых костров. В центре, по всей видимости, находился идол, а всё святилище было обнесено круговой оградой. Оно было устроено на месте уничтоженного укреплённого поселения городецкой культуры.







Все данные свидетельствуют о том, что племена, создавшие культуру рязанско-окских могильников, были на средней Оке пришельцами. Но откуда они пришли туда и как сложились их отношения с предшествующим населением?

В.В. Седов выделил в КРОМ два вида погребений – головой на север и на восток, которые сопровождались разными комплексами вещевого инвентаря. Для погребений головой на север характерны шумящие привески (обязательная принадлежность женского наряда всех финноязычных племён Среднего Поволжья), подковообразные застёжки с концами в виде трубочек (широко распространённые в мордовских могильниках VII-XI вв. и ставшие прообразами мокшанских сюльгам XI-XIV вв.), браслеты с расплющенными и срезанными под углом концами (типичные для мордовских древностей VII-VIII вв.) и т.д. Обычай хоронить умерших головой на север или юг был характерен для финноязычных племён лесной полосы Восточной Европы от Прибалтики до Урала. В связи с этим в рязанско-окском населении, оставившем меридиональные погребения, следует видеть местных поволжских финнов.





Инвентарь, сопровождавший погребения головой на восток, включал подковообразные застёжки с завёрнутыми концами (излюбленные украшения балтов начиная с раннего железного века), браслеты со змееголовыми концами (у балтов бытовал культ змеи), браслеты из толстого дрота с утолщённо-коническими концами, арбалетные и крестовидные фибулы, умбоновидные привески и шейные гривны (все эти предметы встречаются в древностях балтов). Головной убор из нескольких спиральных пронизок, разделённых пластинами-бляшками, бытовал у ряда балтских племён, в том числе у днепровских и окских балтов. От них он был заимствован поволжскими финнами и использовался мордвой до конца средних веков. На основании этих данных В.В. Седов сделал заключение о том, что культура рязанско-окских могильников была создана балтоязычными племенами, пришедшими с Верхней Оки и подчинившими себе среднеокское население городецкой культуры, говорившее на одном из поволжско-финских языков.







При этом очень тесные отношения связывали рязанско-окские племена в первый период их истории с южными соседями – сарматами, от которых были заимствованы многие предметы оружия и конского убора, а также обычай помещать в погребения шкуры коней с головами и костями ног. Другим важным направлением внешних связей рязанско-окцев была черняховская культура готского государства в Северном Причерноморье до его уничтожения гуннами в конце IV в. В погребениях КРОМ была обнаружена большая серия черняховских фибул, поясных пряжек, шпор и предметов конского убора.







Южными соседями рязанско-окцев первоначально были, как уже говорилось, сарматы, потом сменившие их гунны и другие тюркские племена, на юго-западе они граничили с верхнеокскими балтами мощинской культуры, на северо-западе – с финско-балтскими племена культуры москворецких городищ, на северо-востоке и востоке – с мордвою и другими поволжско-финскими народностями.





Культура рязанско-окских могильников прекратила своё существование на рубеже VII-VIII вв. в ходе распространение в среднее Поочье с юго-запада боршевской культуры вятичей. Часть рязанско-окцев отошла под их давлением на северо-восток и влилась в состав мордвы, часть осталась на месте, была ассимилирована вятичами и стала одной из составных частей русского населения Рязанской земли. Но воинские традиции окских кшатриев не умерли, они были продолжены их потомками – «удальцами и резвецами рязанскими», чью отчаянную храбрость воспевают средневековые русские летописи, а позднее и донскими казаками.