Вероятность развития посттравматического синдрома тесно связана с ёмкостью эмоциональной памяти, поэтому ген, который помогает помнить больше эмоционально окрашенных образов и событий, одновременно заставляет нас снова и снова переживать старую травму, сообщает «Компьюлента» со ссылкой на публикацию в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Исследователи из Базельского университета (Швейцария) обнаружили ген, связанный с формированием посттравматического синдрома. У человека с этим психоневрологическим расстройством бывший негативный опыт хранится, так сказать, в необработанном виде, как есть, словно только что пережитый. Достаточно самого обычного сигнала, чтобы по ассоциации снова вызвать к жизни воспоминания, несущие страх, панику и т. п. Но, к примеру, если взять военнослужащих, побывавших в «горячих точках», далеко не у всех из них развивается этот самый синдром. То есть некоторые люди к нему предрасположены в большей степени.
Очевидно, посттравматический синдром тесно связан с эмоциональной памятью. Исследователи сосредоточились на гене PRKCA — одном из тех, от которых зависит работа структур мозга, ответственных за эмоциональную память. Как и всякий ген, он существует в нескольких вариантах, или аллелях. В исследовании участвовали около 700 человек, у которых брали образцы ДНК, чтобы выяснить, каким аллелем PRKCA они обладают. Испытуемым показывали фото с «высокоэмоциональным» содержанием и через какое-то время просили их рассказать, что было на снимках.
Оказалось, что наличие двух аллелей А гена PRKCA позволяет запоминать больше деталей картинки, которая произвела эмоциональное впечатление. С другой стороны, парный вариант G уменьшал ёмкость эмоциональной памяти. Промежуточное положение занимали те, кому от отца и матери достались разные аллели, то есть обладатели и А, и G. Сканирование мозга показало, что вариант А гена PRKCA связан с повышенной активностью зон префронтальной коры, участвующих наряду с гиппокампом и миндалевидным телом в формировании эмоциональной памяти. И активность этих зон была тем больше, чем больше копий аллеля А содержалось в геноме.
Исследователи оценили распределение аллелей PRKCA среди 347 жителей Руанды, спасшихся от геноцида 1994 года на территории лагеря для беженцев в Уганде. «Травматического опыта» этих беженцев хватило бы на всю Евразию, но лишь у 134 из них был диагностирован посттравматический синдром. Генетический анализ показал, что наличие аллеля А в два раза повышает вероятность развития посттравматического синдрома: руандийцы с посттравматическим синдромом несли в геноме версию гена PRKCA, расширяющую эмоциональную память.