Темы

C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови ДНК Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России Наши Города Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология РАСОЛОГИЯ РНК Разное Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь США Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония генетика интеллект научные открытия неандерталeц

Поиск по этому блогу

воскресенье, 24 ноября 2013 г.

Как царь Петр поморские корабли отменял.

Оригинал взят у aldanov в Как царь Петр поморские корабли отменял.
36223-original
Шлюпка с людьми Виллема Баренца проходит вдоль русского корабля. Гравюра. 1598  Это, кажется, первое изображение поморского коча.
7
Коч  на   мангазейских досках
М. БЕЛОВ, профессор, руководитель Мангазейской экспедиции:
В 1968 году во главе небольшой экспедиции я направился на реку Таз, на городище Мангазею, где предстояло провести раскопки. Мангазея считалась одним из важных опорных пунктов полярного мореплавания, сюда в XVI веке с Русского Поморья, а с 20-х годов XVII века — из Тобольска и Березова — приходило много кочей, целые флотилии этих морских судов. Следовательно, была надежда на встречу с ними. И она состоялась. 

Правда, не сразу все стало понятно. Ясность внесла необычная находка, хотя по времени она и была последней. Это оказались обыкновенные сосновые корабельные доски полутораметровой длины, на которых было что-то изображено. Когда их очистили и промыли, то перед нами развернулась удивительная картина — на якоре стояло три корабля того времени. На переднем плане изображено большое судно, а слева от него — два других, меньших размеров. Суда, изображенные на сосновых корабельных досках (на досках оставались забитые в отверстия деревянные нагели),— бесспорно, русские корабли, ходившие в Мангазею, т. е. кочи.


95721271
Реконструкция поморского коча в музее-заповеднике «Дружба», который находится недалеко от Якутска.
Pomor-Kotch-1647
Плавание Семена Дежнева и Федота Попова из Колымы вокруг Чукотского полуострова в Берингово море
Gordon Miller
Pomor kotch off the Chukchi Peninsula1647.  


"Коч (другие названия — коча, кочмора, кочмара), появившийся в XIII веке, был приспособлен как для плавания в битом льду и в мелкой воде, так и для передвижения волоком. Полагают, что его название произошло от слова «коца» — «ледовая шуба». Так называлась вторая обшивка корпуса, сделанная из прочных дубовых или лиственных досок в районе переменной ватерлинии. Она предохраняла основную обшивку от повреждений при плавании среди льдов. По версии историка и археолога Михаила Белова, особенностью коча был корпус, имевший форму яйца или скорлупы ореха. Благодаря такой форме судно при сжатии льдов не раздавливало, а просто выжимало на поверхность льдин, и оно могло дрейфовать вместе с ними. Во время новых раскопок 2001–2009 годов в Мангазее археологи собрали множество судовых деталей. Не исключено, что их анализ сможет изменить сложившиеся представления о судах, ходивших в арктических морях".
http://topwar.ru/2437-russkie-kochi.html

"В XVI веке поморские капитаны уверенно водили суда на Новую Землю, Шпицберген, в устья Оби и Енисея, а и 1648 году экспедиция Семена Дежнева впервые прошла проливом, отделяющим Азию от Северной Америки. О высоком уровне русской навигационной практики этого времени свидетельствуют составленные на севере России карты Баренцева и Карского морей.
В первой половине XVII в. русские мореходы открыли и активно использовали четыре основные трассы в Баренцевом и Карском морях, берущие свое начало в Белом море (ходы, так назывались они в Поморье): Мангазейский морской ход, Новоземельский ход, Енисейский ход и ход Грумаланский.
Путь в Сибирь - Мангазейский морской ход, был наиболее сложным. Название это связано, по одной из версий, с летописным племенем малконзеев, некогда обитавшим в этих краях, от него же пошло и море Мангазейское, которым поморы называли Обскую и Тазовскую губы. Еще в XVI веке поморские первопроходцы основали городок, на месте которого в 1601 году был построен город Мангазея, игравший большую роль в дальнейшем освоении севера Сибири". http://library.ikz.ru/hronologiya-osvoeniya-sibiri/Mangazeya
http://statehistory.ru/books/Vadim-Starkov_Ocherki-istorii-osvoeniya-Arktiki--Tom-II--Rossiya-i-Severo-Vostochnyy-prokhod-/12
Говоря о разного вида кочах, нельзя обойти стороной общий вопрос о других поморских судах исследуемого периода времени. Письменные источники отмечают большое разнообразие поморского флота, в состав которого, помимо кочей, входили палубные лодки: карбасы, струги, лод-кинабойницы (Белов М. И. 1951. С. 77), другие лодки, которые предназначались для вспомогательных операций или для промысловых целей: шняки, паузки, шитики. Для речных перевозок употреблялись насады — крытые плоскодонные суда (Михайлов С. В. 1949. С. 104). Широкое употребление имели лодьи.
http://shipslib.com/history/iss/hz7.html
Постройка «новоманерных» судов на севере началась по приказу Петра Великого. 28 декабря 1714 го да архангельскому вице-губернатору было велено объявить «всем промышленникам, которые ходят на море для промыслов своих на лодьях и кочах, дабы они вместо тех судов делали морские суда, галиоты  гукоры, каты, флейты, кто из них какие хочет, и для того (пока они новыми морскими судами исправятся) дается, им сроку на старых ходить только два года, а по нужде три года». 
В Архангельск были посланы чертежи и доставлены модели судов нового типа. Но поморы вовсе не торопились обзавестись новыми судами и продолжали строить по старинке. Указом от 11 марта 1719 года было велено «переорлить» (заклеймить) все морские старые суда — лодьи, кочи, карбасы и соймы, «дать на тех заорленных доходить, а вновь отнюдь не дела ли б, а буде кто станет делать после сего указу новые, тех, с наказанием сослать на каторгу, и суда их изрубить».  http://museum.lomic.ru/_library/morozov-lomonosov/index0036.php

 Строительство западноевропейских типов судов на Русском Севере в 1719-1725 гг.
Тип судна \  кол-во
1719
1720
1721
1722
1723
1724
1725
всего
гукор
   2
   1
   -
   4
   2
   1
   1
  11
яхта
   -
   -
   -
   -
   2
   1
   -
   3
буер
   -
   -
   -
   -
   -
   1
   -
   1
шкута
   -
   -
   -
   -
   -
   1
   2
   3
галиот
   -
   -
   -
   -
   -
   1
   1
   2
всего
  2
   1
   -
   4
   4
   5
   4
  20
 Mнение помора, бывшего редактора газеты “Бизнес-класс. Архангельск” Ивана Мосеева:
“Роль Петра в судьбе столицы Поморья скорее отрицательная, чем положительная… Многие архангелогородцы, попавшие под влияние мифологии о Петре I, сегодня уверены, что именно с него начался бурный расцвет Архангельска. Но это глубочайшее заблуждение! Даже Соломбальская государственная судоверфь была заложена вовсе не Петром I, а Иваном Грозным в 1581 году. А в 1602 году на этой верфи строил морские корабли царь Борис Годунов.
Сегодня имя Петра I работает против позиционирования Архангельска как родины отечественного морского флота! Ведь не секрет, что родиной флота вся Россия считает Воронеж и Переславль-Залесский! С точки зрения архангелогородцев, это нелепо, но с позиций мифотворчества о том, что русский флот и первые морские судоверфи создал Петр I, – логично. Никого не волнует, что Петр не смог бы создать флот на голом месте и что у сухопутной крепостной России для этого не было ни инфраструктуры, ни кадров. Из крепостных русских крестьян получались никудышные матросы, и без ресурса, созданного поморским народом, Петр I еще долгие годы плавал бы в своих потешных прудах. Ведь только в Поморье в то время в России были и опытные корабелы, и кормщики, с детства знакомые с морем. Задолго до Петра в Поморье были и судоверфи, и, разумеется, огромный по тем временам флот промысловых и торговых поморских судов. Петр просто использовал уже готовый ресурс.
Можно смело утверждать, что за строительство государевой дороги, верфей, флота и Петербурга поморы заплатили больше, чем любой другой коренной народ России. Государство тогда мало финансировало народные работы, труд был фактически бесплатный…. Десятки тысяч поморов строили петровский флот, воевали на морских кораблях на всех морях – Балтийском, Азовском, Черном. И чем больше людей требовалось Петру – тем хуже было Поморью. Согласно указам Петра I в 1719 и 1724 гг. свободное поморское черносошное крестьянство было лишено своих свобод, дарованных еще Иваном Грозным, и переведено в разряд государственных крестьян. Своими указами Петр запретил поморам строить традиционные морские промысловые суда и потребовал строить корабли на манер иностранных. Это тоже подорвало морские промыслы, ведь далеко не каждому было по карману строить гукеры и шхуны".

 http://arkhangelsk.russiaregionpress.ru/archives/6919