Темы

C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови ДНК Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России Наши Города Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология РАСОЛОГИЯ РНК Разное Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь США Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония генетика интеллект научные открытия неандерталeц

Поиск по этому блогу

вторник, 26 ноября 2013 г.

БЫТИЕ НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОЗНАНИЕ, ИЛИ ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ РАЗВИТИЕ МОЗГА

Даже если двое будут обладать одинаковыми генами и расти в одинаковом окружении, с возрастом у них всё равно могут проявиться различия в характере — по не вполне пока ясным причинам.
Как гены и окружающая среда влияют на поведение животных? Здесь мы пока имеем больше загадок, чем отгадок, и число этих загадок с каждым новым исследованием растёт как снежный ком. Вот, к примеру, учёные из Дрезденского технического университета вместе с коллегами из Института развития человека Общества Макса Планка (оба — Германия) убедились, что две мыши могут разниться характером, несмотря на идентичные геномы и одинаковое окружение. 

Исследователи помещали несколько десятков генетически идентичных самок мышей в одинаково устроенные клетки. Клетки были довольно сложны по внутреннему устройству: они разделялись на уровни, между которыми животные могли перемещаться по переходам-трубам, в них имелись разнообразные игрушки и игровые устройства — словом, мышам было где проявить свою индивидуальность. Каждое животное снабжали микрочипом, который позволял следить за всеми его действиями: таким образом учёные имели полную картину поведения любого подопытного.

Поначалу, как пишут биологи в журнале Science, все мыши вели себя одинаково: они не слишком стремились бродить по новой территории. Со временем они (все) начали предпринимать исследовательские вылазки, однако при этом чем старше становились мыши, тем отчётливее проявлялись различия в их поведении. 


Человеческий гиппокамп (фото Yrisarririck).

Через три месяца мыши умерщвлялись, и учёные сравнивали строение их  гиппокампов. Гиппокамп, как известно, играет ведущую роль в процессах памяти и пространственной ориентации. Кроме того, в нём постоянно происходит прирост нейронов, и по тому, насколько этот прирост велик, можно определить нагрузку на гиппокамп — то есть много ли пришлось индивидууму учиться и запоминать. 

Для сравнения использовались мыши, которые жили в просто устроенной клетке, где имелось мало игрушек и исследовать особо было нечего. У животных, которые обитали в сложноустроенных клетках, нейронов в гиппокампах оказалось больше, чем у мышей из привычных клеток. Однако различия имели и животные, выросшие в сложноустроенном окружении. Некоторые из них изучали более обширную территорию, чем другие, и те, кто больше странствовал по клетке, тоже получили максимум нейронов. Однако, как мы помним, гены у всех мышей были одинаковы, клетки — тоже.

То есть поведение и устройство мозга однозначно не определялись ни тем ни другим. 


Гиппокамп мыши-«исследователя» (справа) содержит больше нейронов (чёрные точки), чем мозг мыши-«домоседа» (слева). (Фото авторов работы.)

По большому счёту для учёных это не новость: известно, что во время развития зародыша есть период, когда могут возникать некоторые отклонения, варианты развития, допускаемые генетической программой. Эти вариации могут быть почти незаметны, но со временем они усиливаются и когда-нибудь начинают играть всё бóльшую роль. (О чём-то похожем недавно сообщали учёные из  Технологического института штата Джорджия (США), обнаружившие, что развитие мозга рыб далеко не во всём определяется генами.) Однако в опытах с мышами биологи исключили не только генетические различия, но и влияние среды — по крайней мере той, с которой мыши встречались после рождения.

То есть бытие не определяет сознания, и то же самое можно сказать о сознании и генах. Отличия, возникавшие у мышей, в дальнейшем расходились между собой независимо от окружения, в котором росли животные. (Хотя опять же стоит уточнить, что речь идёт о какой-то части психических функций. Другие функции мозга вполне себе могут жёстко зависеть как от генов, так и от бытия.) 

Но тогда остаётся вопрос: а от чего зависит поведение? Вот в данном конкретном случае: почему одни мыши больше бегали по клетке и получили больше нейронов в гиппокамп, а другие, наоборот, бегали меньше и приобрели меньше нейронов?

Авторы работы признают, что пока не могут сказать, где тут причина, а где следствие: то ли большее количество нейронов побуждало мышей к более активному поведению, то ли активное поведение стимулировало нейрогенез. Наконец, могут играть роль и такие факторы, как положение плода в утробе матери, выкармливание и прочие «детские впечатления», наконец, эпигенетические модификации, для которых достаточно порой самого незначительного химического вмешательства из окружающей среды.

Кроме того, сами гены тоже рановато сбрасывать со счётов: не исключено, что сразу после оплодотворения в развивающемся зародыше могли произойти какие-то мутации, которые могли повлиять на будущее поведение или структуру мозга. Короче говоря, в вопросе о формировании поведения и характера ясно пока только одно — что исследователям предстоит много работы. 

Подготовлено по материалам Дрезденского технического университета.

http://compulenta.computerra.ru/chelovek/neirobiologiya/10006757/