Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

суббота, 14 декабря 2013 г.

Памятник Витовту в Каунасе

Оригинал взят у aquilaaquilonis в Памятник Витовту в Каунасе
В 1930 г. в тогдашней столице Литвы Каунасе в ознаменование 500-летней годовщины смерти Витовта был установлен памятник этому литовскому великому князю.



Постамент памятника опирается на две скорченные фигуры, призванные символизировать поверженных Витовтом врагов Литвы. Справа мы видим рыцаря Тевтонского ордена, а слева - русского воина с изображением московского герба на щите.
С фигурой немецкого рыцаря никаких вопросов не возникает - всем хорошо известны поражения, нанесенные Витовтом Тевтонскому ордену, самым знаменитым из которых была битва под Грюнвальдом. Но вот имелись ли основания у авторов каунасского памятника помещать наряду с немецким воином и русского, как символ победы Витовта над Москвой?




За весь срок правления Витовта войну с Великим княжеством Владимирско-Московским он вел только в 1406-1409 гг. Причиной войны стало нападение литовского великого князя на Псков, подчинявшийся Василию I:

В лето 6914 (1406). Прииде поганыи отступник правыя веры християнъския отметникъ божии, сынъ дияволь, неверникъ правде, ни крестному целованию, князь литовъскии Витовтъ, и повоева Псковскую власть и город Коложе взялъ на миру и на крестномъ целовании, а миру не отказавъ, ни крестнова целования не отславъ, ни мирных грамот, а грамоту разметную псковъскую посла к Новугороду, а сам окаянныи поиде на Псковскую землю, и шедши повоева месяца февраля въ 5 день, на память святыя мученицы Агафии, первое прииде на Коложскую землю, на Фарисеове недели в пятницу: овых изсече, овых поведе во свою землю, а всего полону взя 11 тысящь мужеи и женъ и малых детеи, опроче сеченых; а под городомъ Вороначем наметаша ратницы мертвых детеи две лодии; не бывала такова пакость яко же и Пъсковъ сталъ, а вся си быша за умножение грехъ наших. А в то время былъ посолъ в Литве пъсковъскии Киприянъ наместникъ Лодыжкиничь. И по томъ в то же время, того же месяца февраля, в 28 день, на память святого мученика Нестера, посадникъ псковъскии Юрие Филипович Козачкович поимя с собою мало дружины мужии псковичь охочих людеи, Смена со изборяны и островичи и вороначаны и велияны, шедше, повоеваша Ржову, а на Великих Луках стягъ коложскии взяша, и полона много приведоша.
Псковская 1-я летопись. ПСРЛ. Т. 5, выпуск 1, стр. 28.

О событиях войны рассказывает московская летопись:

Въ лето 6913 (1405)… Зимы тое о великомъ заговении взя Витовтъ воиною на миру Псковскии городъ Коложе, а грамоту ихъ крестную Псковскую присла въ Новгородъ, а подъ Вороночемъ стоя два дни и отъиде, волости повоевавъ, а люди посекъ, а иные въ полонъ поведе. Псковичи же о томъ съ Новогородци ездиша на Москву великому князю жаловатися, и князь великии посла брата своего князя Петра Псковичемъ на помощь.
Въ лето 6914 (1406) князь великии Василеи Дмитреевичь разверже миръ съ великим княземъ Витовтомъ за Псковичь и събра силу многу и посла воевати земли Литовскые… Месяца Септевриа въ 7 князь великии Василеи Дмитриевичь, събравъ воя многы, поиде на Витовта, и пришедъ ста на Плаве. Прииде же къ нему изъ орды рать Татарская отъ царя Шадибека на помощь, а Витовтъ, съ своею силою пришедъ, ста на Пешкове гати, и стоявше немного, разидошася, вземше перемирие до того же году…
Въ лето 6915 (1407)… Того же лета на Спасовъ день князь великии Василеи Дмитриевичь, събравъ воя многи, и поиде ратью на Литовьскую землю, на Витовта, и взя градъ Дмитровець, и огнемъ пожже. Срете же его Витовтъ съ многою силою; бывшемъ же имъ у Вязмы, и ту вземше перемирие, разыдошася…
Въ лето 6917 (1409) Септевриа 1 князь великии Василеи Дмитриевичь, събравъ силу многу, поиде противу Витовта, и пришедъ ста у Угры на березе, а Витовтъ такоже съ многою силою прииде в другу сторону реки тоя, съ нимъ же Литва, Ляхи, Немци, Жемоть. И сташа межи собою о реце Угре, и стоявше не много днеи, и взяша миръ промежи собою по давному.
Симеоновская летопись. ПСРЛ. Т. 18, стр. 151, 154, 155.

Мы видим, что войска Витовта и Василия I сходились между собой три раза, но до боя дело ни разу так и не дошло, не говоря уже о поражении русских от литовцев.
Итак, в случае с памятником Витовту в Каунасе мы имеем дело с примером мелкодержавной шовинистической брехни.