Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

понедельник, 16 декабря 2013 г.

Сказка о пастушке и добром волшебнике.|Николай Богданов-Бельский



Крестьянские мальчики

Когда Коля Богданов был совсем маленьким, он очень любил слушать сказки. Сказки рассказывала Коле мама. Жаль только, что она редко это делала, потому что очень много и тяжело работала, чтобы прокормить себя и маленького Колю, так как отца у него не было. А еще удивительные истории рассказывали странники, которые иногда заходили в деревню.


С шести лет стал работать и сам Коля: пас стадо на берегах речки Плюссы. С утра до позднего вечера Коля один. Только огромные пестрые коровы жуют свою бесконечную жвачку, бегают по отмели длинноногие кулики, да кудлатая собачка Тузик разлеглась в тени, вывалив наружу темно-розовый язык.



Визитеры


Вы думаете, Коля скучал? Ничуть не бывало. Он придумывал и сам себе рассказывал сказки. Сказки получались разные — веселые и печальные. Но в каждой сказке непременно был добрый волшебник, который соглашался исполнить заветные желания героя. Конечно, героем сказки Коля воображал самого себя.

Больше всего на свете Коля хотел учиться. Но как это сделать бедному крестьянскому мальчику? Хромой звонарь местной церкви обучил его читать по темным и таинственным старославянским книгам. На всю жизнь запомнил Коля их удивительный травяной запах и прекрасные картинки, из которых получались первые буквы на каждой странице.


В церкви

Весной, летом и осенью Коля работал, а зимой ходил за несколько верст в школу для крестьян, в село Шоптово. Но там было всего два класса, и оба их Коля уже превзошел...Только и оставалось, что сочинять сказки, где исполняются желания, да вырезать из дерева чудные фигурки, которые очень нравились односельчанам и даже учителю в Шоптовской школе. Как живые, получались у Коли рогатые коровы, курчавые овцы, веселая собачка Тузик, старающаяся поймать
свой хвост...

— Мама, есть на свете волшебники? — спрашивал Коля у матери.

— Нету, Коленька, — грустно вздыхала мать.

«Как же так? — удивлялся Коля. — Откуда же они в сказках взялись? Может, приглядеться надо?»

На каждого незнакомого человека маленький Коля смотрел с любопытством: а вдруг это и есть волшебник?



День рождения в саду

Однажды в Шоптовскую школу пришел на урок неизвестный мальчикам человек. Сначала Коля его даже испугался. Желтая кожа, впалые щеки, очки в толстой оправе...

«Если он и есть волшебник, то злой», — подумалось ему. Украдкой он взял лист бумаги и стал рисовать портрет незнакомца.

— Меня зовут Сергей Александрович, — представился меж тем пришелец.

«Ну вот, — совсем разочаровался Коля. — Разве могут настоящего волшебника звать так обыкновенно? У волшебников и имена должны быть волшебные...»

Учитель подвел Сергея Александровича к парте, за которой сидел Коля. Мальчик на всякий случай прикрыл почти готовый портрет рукой. «Вдруг незнакомец рассердится?»

— Вот у этого мальчика, — сказал учитель, — художественные способности. Прекрасно рисует, вырезает по дереву. Жаль, если все это зачахнет в нашем захолустье...

— А что это здесь? — Сергей Александрович мягко отвел руку мальчика, посмотрел на листок... и засмеялся. — Неужто я такой суровый?

И сразу стало видно, что он вовсе не страшный, а умный и добрый. И лучики-морщинки от глаз бегут, веселятся. Молча склонился Коля над портретом, уверенной рукой добавил несколько штрихов.

— До чего ж похож! — ахнули все.

— Такому дару и впрямь нельзя пропасть, — задумчиво сказал Сергей Александрович и обратился к Коле: — Будешь в мою школу ходить, в село Татево?


У школьного порога

Удивительная это была школа. Все ученики в ней были крестьянские ребятишки. А учитель — Сергей Александрович Рачинский — профессор ботаники из Московского университета. Он уехал из Москвы, на свои деньги построил светлую, просторную школу с большим садом и сам жил при ней, обучая детей. Дети у него сидели за партами, только когда надо было писать. Уроки ботаники он проводил на лугу или в саду, во время уроков математики каждому ученику давал свое задание, и тот шел
думать над ним, куда ему было удобно.


За книжкой, 1915


Коля всему учился прилежно: и ботанике, и математике, и русскому языку, но больше всего нравились ему уроки рисования. Даже среди крестьянских ребят оставался он одним из самых бедных учеников, часто голодал, ходил в порванной одежде. Рачинский заметил это, принес Коле теплый жакет, осторожно, чтобы не обидеть, подкармливал мальчика. Например, так: принесет учитель в класс крупной картошки, нарежет Коля из картошки смешных зверей, порадует одноклассников. Потом унесет их домой, сварит и съест. Не пропадать же добру!

Вскоре Сергей Александрович понял: Коля научился у него всему, чему он мог его научить. Надо мальчику учиться дальше, но где? Как?

По рекомендации Рачинского Колю взяли в монастырь, в школу иконописцев. Там мальчик учился писать иконы. Иногда с удовольствием писал портреты монахов. Все тот же Рачинский отправляет его учиться в Москву, в Школу живописи и ваяния.

— Ты уносишь с собой часть моего сердца! — говорит он при расставании любимому ученику.


Деревенский мальчик

В Москве Коле Богданову нравится и все удается. Он поступает в класс пейзажа (жанр, изображающий природу), учится у прекрасных художников, дружит с сокурсниками. И вот выпускная работа. Все ждут от Николая мастерского изображения леса или поля. Может быть, цветущего сада. Но...

В душе Коля остался все тем же маленьким мальчиком, обожающим сказки. И он представляет на экзамен картину, на которой хрупкий, бедно одетый пастушок слушает волшебные рассказы старика странника.

Картину купил за 3000 рублей известный коллекционер. Денег хватило как раз на то, чтобы исполнить давнишнюю мечту — съездить в Константинополь, посетить святую гору Афон.


Горе

А дальше у бывшего пастушка все было хорошо. Вспоминая свое детство, он писал картины из сельской жизни, учился в Петербурге и Париже, вместе с другими художниками участвовал в передвижных выставках, которые они возили по городам России. Не забывал Николай и своего учителя Сергея Александровича — для его
школы написал прекрасную картину «Устный счет». Картина сразу же стала знаменитой, ее печатали на обложках тетрадей, в календарях.


Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского 1895


Стал академиком, появились деньги, слава. Сам царь Николай II приобрел и велел повесить в своем кабинете в Царском Селе картину Николая Богданова «Мальчики играют в шахматы». Купил Богданов модные сюртуки и жилеты, золотые часы с цепочкой, лакированные туфли, карету. Для важности прибавил к своей фамилии название уезда, в котором родился. Пусть все знают: теперь уже он не пастушок Коля, а Николай Петрович Богданов-Бельский.


Летний день, 1931

«Ну вот, и без волшебников обошлись, — с гордостью думал Коля, обозревая свою роскошную квартиру и список заказов на будущие портреты. Но отчего-то иногда делалось ему грустно. — Отчего это?» —думал Николай и не находил ответа. И спросить не у кого. Старый учитель и мама умерли, товарищи-художники заняты каждый своим делом.

Однажды прогуливался Коля по берегу тихой речки, напоминавшей ему родную Плюссу, и вдруг видит: сидит на камне седой старичок с длинной бородой и в плаще со
звездами. Настоящий волшебник, сразу видно!

— Здравствуй, Коля! — говорит старичок.

— Где ж ты раньше был? — с горечью спросил Николай Богданов-Бельский, забыв поздороваться. — Я тебя много лет ждал, искал, надеялся. А теперь... Теперь мне уж и попросить у тебя нечего. Все у меня есть.

— Все ли? — усмехнулся лукаво старичок.

— Да вот грустно частенько бывает, — признался Николай. — Отчего — не пойму.

— Так я для того и пришел...

— Объясни же скорей! — поторопил Николай.

— Не буду я тебе ничего объяснять. Подскажу только: вспомни, не встречались ли тебе до меня волшебники, которые твои желания исполняли. Вспомнишь, тогда и поймешь, что тебе дальше делать, чтоб с тоской своей справиться...

Сказал старичок свои слова и растаял, словно и не было его никогда.


Дети, 1910

Коля даже головой затряс: привиделось, что ли? Но делать нечего, задумался: были волшебники или нет? Неужто проглядел? И вдруг вспомнилось совсем другое: хромой звонарь, научивший грамоте; помещик и народный учитель Рачинский, который вывел его в люди; молчаливый монах из Троицкого монастыря, показавший мальчику, как красками передать человеческую душу; друзья-художники, которые и учили, и поддерживали во всем... Вот оно где! Вот те волшебники, о которых мечталось бедному пастушку!

«Спасибо за науку! — поклонился Николай в сторону реки, сбросил модный сюртук, уселся, как в детстве, прямо на траву и задумался: — Что ж теперь?»

Как и обещал волшебник, думал он недолго.


Новая сказка, 1891

Спустя месяц в деревне Удомля открылась художественная школа для крестьянских детей. У новой школы были светлые, бревенчатые, пахнущие смолой стены и красивое, даже романтическое, название — «Чайка». Он объяснял детям, как рисовать птицу, кувшин, человека. Учитель глядел в чистые восторженные глаза ребятишек и чувст-
вовал, как тепло стало у него на сердце, и следа не осталось от прошлой тоски.

«Вокруг нас очень много настоящих волшебников, — думал художник Николай Богданов. — Просто мы не всегда замечаем их. Больше того. Волшебником может стать каждый. Нынче мой черед».


Новые хозяева, 1913


Дети за пианино, 1918



У больного учителя, 1897



Мальчик со скрипкой



Портрет девочки



Ученицы, 1901



Юный музыкант


За чтением письма, 1892



Крестьянский мальчик



Автопортрет, 1915

http://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post241048861/