Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

вторник, 10 декабря 2013 г.

Даже смерть не разлучит нас: андроновская культура в Сибири.

1
Лучшие сказки детства заканчивались словами: «жили они долго и счастливо и умерли в один день». Удивительно, когда сказочные сюжеты, пусть отчасти, но воплощаются в реальность: погребения бронзового века рассказывают нам о том, что некоторых людей не смогла разлучить даже смерть.

0_11
Эпоха развитой бронзы – времена почти что сказочные. В Западной Сибири она началась четыре тысячи лет назад и продлилась примерно пятьсот лет. Сибирская земля до сих пор хранит память о том времени и одна из таких исторических сокровищниц – древнее кладбище рядом с деревней Старый Тартас (Венгеровский район, Новосибирская Область). Здесь под руководством В. И. Молодина работает команда исследователей из Института Археологии и Этнографии СО РАН. За последние десять лет ими изучено около шестисот могил, в большинстве из которых находились скелеты людей или следы кремации. В некоторых могилах найдены парные погребения: умершие лежали на боку, лицом друг к другу, и это были не только взрослые пары, но также подростки и даже дети.
112
Вместе с покойными в могилу клали вещи, которыми они пользовались при жизни, однако до нас дошло далеко не все. Обычно встречаются глиняные сосуды, немногочисленные бронзовые украшения, редко – оружие.
3
Форма глиняных сосудов и рисунки, покрывающие их, – важнейшие сведения для археологов. По ним исследователи опознают разные традиционные мотивы древнего мира. Например, посуда с орнаментом, включающим в себя треугольники, меандры и свастики, принадлежала пришлым людям, сильно отличавшимся от коренных сибиряков бронзового века. Археологи относят этих пришельцев к андроновской (федоровской*) археологической культуре. Их еще узнают по характерной погребальной позе: на боку в скорченном положении (в то время как местные жители хоронили своих усопших на спине).
*андроновская (федоровская) культура входит в андроновскую культурно-историческую общность. В данной статье речь идет именно о ней. То есть, здесь «андроновская культура» = «андроновская (федоровская) культура».
4
Кем же были пришельцы с меандрами и свастиками? И кто жил на территории Западной Сибири в то далекое время? Отвечая на эти вопросы, нельзя не затронуть масштабные и драматичные исторические процессы Бронзового века – важнейшего периода, в котором формировалась основа современной мировой культуры.
5
Коренные сибиряки бронзового века были потомками неолитических племен, пришедших в Сибирь после отступления ледника к северу. Они использовали любые способы добычи пищи: охотились, ловили рыбу, занимались собирательством, разводили скот. По внешнему виду они, скорее всего, были похожи на современных хантов.
6
В начале второго тысячелетия до нашей эры (XX-XVIII вв.) в Сибири появились первые переселенцы с юга. Вероятнее всего, многие из них были высокими, светловолосыми и голубоглазыми, но в научной среде нет согласия по этому вопросу. Исследователи сходятся во мнении, что они выглядели как классические европеоиды. Говоря об их внешнем виде, принято выделять два основных типа: одни — массивные, крупные, высокие (рост некоторых превышал 1м 90см), с круглыми головами и округлыми лицами; другие – более тонкие в кости, узколицые, с вытянутыми головами.
7
Эти люди ярко отметились во всей Северной Азии и прилегающих территориях, о чем свидетельствуют многочисленные археологические памятники.
В начале II тысячелетия до нашей эры феномен андроновцев (федоровцев) зазвучал в азиатских степях, где у них не было серьезных конкурентов. Андроновцы пасли скот, хорошо разбирались в металлургии и использовали новшество того времени – повозки и боевые колесницы, запряженные лошадьми.
8
Существует несколько противоречивых точек зрения на то, как формировалась и распространялась андроновская (федоровская) культурно-историческая общность. Большинство исследователей придерживаются теории миграции: несколько волн андроновских миграций двигались из центрально-казахстанских степей в Северную и Центральную Азию. На востоке они дошли до Енисея, на юге — до Северной Индии.
9
У андроновцев было огромное жизненное пространство, вдоволь еды и передовые технологии. Андроновская культура распространялась по степи, как семена растений разлетаются по ветру. Где-то эти семена угодили в суровые земли и едва не погибли, а где-то упали в хорошую почву и дали изумительные всходы. Так, на юге Западной Сибири андроновцы смешались с местным населением, переняв и дополнив комплексное хозяйство коренных жителей, но дальнейшее развитие культуры было сковано суровыми сибирскими условиями.
С другой стороны, отзвуки того времени запечатлены в Ригведе – индуистской книге гимнов, и, возможно, сказания о богах и героях, изложенные в Бхагавад-гите и Махабхарате, написаны потомками тех, кто пришел в Индию бронзового века со своими стадами, повозками и боевыми колесницами.
111
Археология не может дать ответы на все вопросы, но в этой недосказанности есть своя красота. За андроновскими погребениями стоят умопомрачительные сюжеты о путешествиях и открытиях; о слиянии человеческих судеб и судеб целых цивилизаций. Вряд ли мы узнаем, как все было на самом деле. Нам остается только вдохновение при осмыслении увиденного.
Глядя на посмертные объятия и переплетение костяных рук, вспоминаются стихи ушедших поэтов:
11
У смерти не будет власти.
Мертвые обнажены.
Они словно ветер, человек на ветру и утренняя луна.
Их плоть исчезнет, кости исчезнут, и может быть тогда
Они обретут звезды на локтях и ступнях.
Если они сойдут с ума – они не лишатся ума,
Если море проглотит их – они восстанут со дна,
Влюбленные пропадут, но останется любовь.
У смерти не будет власти…
[Дилан Томас]
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится… А теперь прибывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.[Святой апостол Павел. 1Кор. 13: 8, 13]
Спасибо: Вячеславу Ивановичу Молодину – археологу, академику РАН, начальнику экспедиции, исследующей памятник Тартас-1 – за разрешение работать с материалами, собранными в результате многолетнего труда, а также за корректировку статьи.