Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

воскресенье, 22 декабря 2013 г.

Император и акробаты

У терракотовой армии Цинь Шихуанди обнаружились греческие предки
Терракотовая армия
Фото: Philippe Wojazer / Reuters
Армия императора Цинь Шихуанди, состоящая из тысяч терракотовых пеших и конных воинов, выстроенных в боевом порядке недалеко от гробницы своего повелителя и засыпанных песком две с лишним тысячи лет назад, без натяжки считается одним из самых удивительных памятников истории и культуры. В нем все поражает: и предназначение, и состав, и размер. Среди почти восьми тысяч разноцветных солдат нет двух одинаковых. Второй такой армии нет нигде. Но мало кто возьмется утверждать, что этот колоссальный проект возник на ровном месте: у него должны быть предшественники или «родственники».

Немецкий археолог Лукас Никкель из Школы востоковедения и африканистики Лондонского университета (SOAS) опубликовал в журнале Bulletin of the School of Oriental and African Studies статью «Первый император и скульптура Китая». Суть статьи заключается в том, что «родственников» глиняных воинов нужно искать на западе, у эллинизированных соседей Поднебесной. По сути, терракотовая армия — это переработка греческой скульптуры для императорских нужд. Строго говоря, эта точка зрения не нова, но задача Никкеля состояла в том, чтобы свести вместе не только искусствоведческие, но и археологические аргументы, а также найти в истории правильное место для любопытных письменных свидетельств, сделанных знаменитыми историками древности: китайцем Сыма Цянем и греком Диодором Сицилийским.
Скульптура


Терракотовая армия была случайно найдена в 1974 году в окрестностях древнего города Сиань неподалеку от нераскопанной гробницы Цинь Шихуанди, объединителя Поднебесной. Армия состояла из солдат, офицеров и генералов. Среди терракотовых воинов были пехотинцы, лучники, колесничие. Художники, готовившие лица для скульптур, постарались представить все фенотипы, встречающиеся в Китае. У воинов насчитали 25 разных вариантов одних только бород. Причесок же, головных уборов, видов одежды оказалось еще больше, и все они соответствуют рангу и роду войск. Статуи были раскрашены в 12-15 цветов.







Цинь Шихуанди




Впоследствии археологам удалось найти и мастерские, где изготавливали отдельные части скульптур, и миниатюрные модели воинов, и даже кладбище рабочих, создававших армию. Кстати, основными изготовителями статуй были гончарные мастерские, специализировавшиеся на производстве глиняных водосточных труб.


Круглая скульптура (то есть скульптура, в отличие от барельефов, изображающая полноценные трехмерные объекты) была известна в Китае еще в глубокой древности, но при этом была сравнительно мало распространена. Помимо терракотовой армии на ум сразу приходят бронзовые статуи и маски из Саньсиндуй (провинция Сычуань, юго-запад Китая) XII-XI века до нашей эры, а также несколько любопытных небольших деревянных и глиняных статуэток, но это, в общем-то, все.


Мало того, даже при Цинь Шихуанди (III век до нашей эры) кроме него самого скульптурой не интересовался никто из его современников: во всяком случае, ничего даже примерно похожего археологи не нашли. Еще удивительнее то обстоятельство, что после смерти Цинь Шихуанди круглая скульптура высотой в человеческий рост или больше вообще исчезает. По некоторым данным, преемники императора осуждали его увлечение скульптурой. Как бы то ни было, но следующие образчики скульптуры появляются в Китае только во втором веке нашей эры.
Эллинские контакты


В самих терракотовых воинах мало что напоминает предельно пластичные статуи греческого мира. Китайские солдаты и офицеры статичны, не особенно пропорциональны: у них часто слишком короткие руки и слишком широкие грудные клетки, а одежда и доспехи сделаны так жестко, что кажется, будто ноги, руки и шеи просто воткнуты в футляры.


Однако в 1999 году археологи нашли рядом с основным корпусом солдат отдельную яму с фрагментами нескольких разбитых статуй. При реставрации оказалось, что это скульптуры акробатов и силачей. Отреставрированные «циркачи» оказались куда пластичнее солдат. И они напоминают греческие образцы: у них проработаны мышцы, суставы, сухожилия. Лукас Никкель убежден, что эти скульптуры и есть связующее звено между эллинистическими статуями и пластическим экспериментом придворных художников Цинь Шихуанди.
















Статуи из ямы, рядом с терракотовой армией


Фото: bmy.com.cn



1/2




Ничего невозможного в контакте китайцев и греков в III веке до нашей эры нет. Одиннадцатилетняя восточная кампания Александра Македонского, завершившаяся с его смертью в 323 году, открыла грекам путь в Центральную Азию и создала гигантскую контактную территорию, в которую вошли Бактрия, Согдиана, Парфия, империи Селевкидов и Маурьев . Это все были огромные государства, и их торговые пути по-новому соединили Малую и Среднюю Азию, Аравийский полуостров, Индию. Прекрасные образцы эллинизированной скульптуры находили на самом что ни на есть краю ойкумены: например, в Тахти-Сангине (юг Таджикистана) и Ай-Хануме (север Афганистана). Чрезвычайно интересная статуя парфянского царя или вождя из святилища Шами (юго-запад Ирана) не может не напомнить о терракотовых воинах. Словом, нет ничего сверхъестественного в возможности художественного контакта между эллинистическим миром и Китаем.














Статуя из Саньсиндуй, провинция Сычуань


Фото: china.org.cn



Пропаганда


Лукасу Никкелю, как и любому серьезному ученому, хотелось бы подкрепить гипотезу современными первому императору письменными источниками, но их как раз и нет. Тем не менее, существует интересное совпадение. Сыма Цянь, знаменитый китайский историограф, в своем труде «Шицзи» («Исторические записки», конец II — начало I века до нашей эры) сообщал, что Цинь Шихуанди, объединив Поднебесную (221 год до нашей эры), провел важнейшие реформы, изъял оружие у покоренных князей и повелел отлить из него колокола, «а также двенадцать металлических фигур весом в тысячу дань каждая, которые установил в своих дворцах». Лукас Никкель полагает, что эти статуи были частью политического проекта императора — что-то вроде плана монументальной пропаганды.


Но важно еще и то, что они были сделаны по подобию не виданных ранее в Китае скульптур. Дело в том, что позднейшие китайские тексты (V-VI веков нашей эры) связывают появление бронзовых статуй с тем, что императору доложили о появлении великанов в иностранной одежде на западной границе Поднебесной.












Статуи из ямы, рядом с терракотовой армией


Фото: bmy.com.cn



1/4




Греческий историк Диодор Сицилийский в первом веке до нашей эры писал о том, что сделал Александр Македонский в самой восточной точке своего похода. Он «соорудил алтари 12 богам высотой в 50 локтей, затем велел обвести рвом пространство, втрое большее, чем то, которое занимал лагерь; ров выкопать шириной в 50 и глубиной в 40 футов. Груды выкопанной земли употреблены были на постройку высокой стены за рвом. Каждому пехотинцу велено было устроить палатку с двумя кроватями в 5 локтей каждая; всадники должны были, кроме того, сколотить по паре яслей вдвое больших, чем обычные, и соответственно увеличить размеры всех предметов, которые собирались здесь оставить. Все это он делал, желая придать лагерю вид обиталища героев и в то же время оставить туземцам следы того, что здесь находились люди огромного роста, обладавшие сверхъестественной силой».


В источнике нет никаких указаний, что солдаты Александра оставили для устрашения и статуи тоже. Тем не менее, Лукас Никкель полагает, что китайские сообщения о гигантах и описание «обиталища героев» у Диодора Сицилийского могут относиться к одному событию.

Сама идея поиска общего культурного контекста заслуживает всяческого внимания. Она позволяет по-новому взглянуть на историю громадного региона и увидеть в скульптурном эксперименте Цинь Шихуанди нечто большее, чем политическое тщеславие, а именно интерес императора к другой цивилизации и следующее из этого художественное обогащение Востока и Запада. Есть в таком случае что-то особенно правильное в том, что одну высокую культуру с другой соединяют «низкие» артисты — акробаты и циркачи.


Юлия Штутина


http://lenta.ru/articles/2013/12/17/china/