Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

воскресенье, 22 декабря 2013 г.

Вячеслав Матвеевич Ткачев. Летчик милостью Божьей

Оригинал взят у slovenorus14 в Вячеслав Матвеевич Ткачев. Летчик милостью Божьей
Летчик милостью Божьей
Имя русского летчика Вячеслава Матвеевича Ткачева сегодня мало кому известно. Между тем, именно он поставил первый в России мировой рекорд дальности перелета. Он первым из русских военных летчиков во время мировой войны был удостоен военного ордена Святого Георгия Победоносца. Именно он стал первым не принадлежащим к царской фамилии начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания действующей армии, и он же стал же стал первым в российской армии генералом от авиации.


Будущий авиатор родился в кубанской станице Келермесской, 24 сентября 1885 года в семье казачьего офицера. Получив начальное образование на дому, он в десятилетнем возрасте успешно выдержал вступительный экзамен в Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус, где познакомился с еще одним будущим знаменитым русским пилотом Петром Нестеровым. После окончания кадетского корпуса Вячеслав поступил в Константиновское артиллерийское училище, Петр - тоже в артиллерийское, но Михайловское. В 1906 году оба закончили обучение, и на долгие семь лет пути их разошлись. Судьба вновь свела их в марте 1913 года: сотник Ткачев после окончания Севастопольской школы летчиков и поручик Нестеров, сдавший выпускные экзамены в Гатчинской, получили назначение в только что сформированный XI корпусной авиаотряд, дислоцировавшийся в Киеве.

Без малого год они летали вместе. За две недели до того дня, когда в киевском небе Нестеров завязал знаменитую “мертвую петлю”, сотник Ткачев, поручики Нестеров и Передков впервые в России выполнили полет звеном в плотном строю, едва не касаясь крыльями самолетов. Время массового освоения полетов в плотных боевых порядках наступило для русских военных летчиков лишь через три года - в начале 1916-го. В отечественной авиации этот вид боевой подготовки внедрял единственный оставшийся к тому времени в живых участник первого группового полета есаул Ткачев.

В октябре 1913 года Вячеслав Матвеевич на самолете “Ньюпор” совершил блистательный во всех отношениях перелет по маршруту Киев-Одесса-Керчь-Тамань-Екатеринодар протяженностью в 1500 верст, проходивший, “в ненастное осеннее время и без предварительной подготовки трассы”.

В 1914 году после ухода на повышение командира XI авиаотряда его должность занял штабс-капитан Петр Нестеров. Через несколько дней получил новое назначение подъесаул Вячеслав Ткачев - ему было предписано сформировать и затем принять под командование XX авиаотряд. Ткачев со своим отрядом прибыл на свой первый фронтовой аэродром 28 июля 1914 года и поступил в распоряжение штаба 4-й армии Юго-Западного фронта, который он был обязан ежедневно обеспечивать свежей развединформацией. 10 августа здесь началось грандиозное сражение, названное впоследствии Галицийской битвой. Оно полыхало двадцать суток на фронте протяженностью в 150 километров. 12 августа Вячеслав Матвеевич вылетел на разведку в район Сандомира на своем “Ньюпоре-4”. На удалении двадцати верст от линии фронта с высоты в восемьсот метров пилоту открылась грандиозная панорама: почти две австрийские дивизии густыми колоннами направлялись к передовой. Далее командир авиаотряда понял, что обнаруженная им колонна - лишь часть неприятельского корпуса, спешным маршем выдвигавшегося к правому флангу русских. Разведчика заметили и стали обстреливать с земли. Невзирая на явную опасность, Ткачев несколько раз прошелся над дорогами, забитыми неприятелем. И лишь после того, как несколько пуль пробили крылья его аэроплана, повернул к своим. У Борова Ткачев обнаружил еще одну пехотную бригаду австрийцев, артиллерийские подразделения. В районе Красника самолет обстреляли шрапнелью, масляный бак оказался пробитым, двигатель могло заклинить в любую секунду. Бросив педали, Ткачев ногами заткнул масляный фонтан, чтобы хоть ненадолго продлить работу мотора. Его аэроплан до соприкосновения с землей оставался без поперечного управления. В подобной ситуации шансы на благополучное завершение полета практически нулевые. И человека, который посадил машину в таких условиях, следует считать не просто очень хорошим пилотом, а летчиком милостью Божьей. Приказом главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта № 290 от 24 ноября 1914 года подъесаул Вячеслав Ткачев был первым среди русских пилотов удостоен ордена Св. Георгия 4-й степени.

Вскоре подъесаул сбил неприятельский самолет, что по тем временам было выдающимся достижением. На момент вступления в войну ни один из 236 русских аэропланов не был приспособлен для огневого поражения самолетов противника или наземных целей. Второй сбитый неприятельский самолет командир XI авиаотряда записал на свой счет в августе 1916-го: огнем из личного оружия ему удалось повредить двигатель двухместного австрийского аэроплана “Авиатик”, аппарат сел недалеко от русских окопов и вместе с экипажем был захвачен пехотой.

Еще несколько раз он проявил себя как разведчик. 4 июля 1915 года именно Ткачев вскрыл сосредоточение ударной германской группировки в междуречье Лины и Стыри, а в конце июня 1916-го в результате операции, проведенной на основе разведданных, добытых Ткачевым, русские войска захватили почти 30 тысяч германских военнопленных. Сам пилот был награжден Георгиевским оружием.

В годы Первой мировой войны Вячеслав Матвеевич зарекомендовал себя не только умелым летчиком, но отличным командиром-организатором и теоретиком применения истребительной авиации: осенью 1917 года вышла его книга “Тактика воздушного боя” - первый научный труд в России по данной тематике. К этому времени полковник Ткачев стал авиатором с мировым именем: пройдя должности командира авиадивизиона и инспектора авиации Юго-Западного фронта, он 6 июня 1917 года был назначен начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного главнокомандующего. По сути - главкомом военной авиации России.

Известие об октябрьском перевороте застало полковника Ткачева в расположении Ставки. 19 ноября 1917 года он узнал о предстоящем прибытии из Петрограда красногвардейцев во главе с новым Верховным главнокомандующим прапорщиком Крыленко. Вполне резонно опасаясь за свою жизнь, поскольку никогда не скрывал монархических взглядов и убеждений, полковник написал рапорт об отставке и на следующий день, не дожидаясь ответа, уехал на фронт.

Путь Ткачева лежал на Кубань. Дважды полковника задерживали, дважды он бежал из-под ареста. В начале 1918 года он появился в родных местах, где рядовым бойцом вступил в партизанский отряд казачьего полковника Кузнецова и участвовал в боях против войск Северо-Кавказской советской республики. После занятия Майкопа войсками Добровольческой армии Ткачев приступил к к формированию 1-го Кубанского авиаотряда. Весной 1919 года кубанский авиаотряд был переброшен для поддержки Кавказской Добровольческой армии барона Врангеля и прекрасно показал себя в боях с 10-й армией красных. Петр Николаевич высоко оценил боевые и организаторские качества Ткачева: с 8 мая Ткачев, кроме родного 1-го Кубанского, командует 4-м Добровольческим, 4-м Донским авиаотрядами, 19 мая ему присваивают звание генерал-майора авиации.

В апреле 1920 года его назначили начальником авиации Вооруженных сил Юга России. На этом посту он оставался до окончания Гражданской войны, продолжая практически до эвакуации врангелевской армии из Крыма поднимать в воздух свой самолет и участвовать в воздушных боях. Междоусобная война для него закончилась 15 ноября 1920 года, когда последний начальник авиации русской армии на одном из последних пароходов покинул Крым и отправился в эмиграцию.

Из Турции Ткачев перебрался в Сербию, где перешел на службу в инспекцию авиации Королевства сербов, хорватов и словенцев. Одновременно со службой генерал активно работал в русских эмигрантских организациях, проявляя большую заботу по устройству русских летчиков. После того как Югославия была оккупирована немцами, Ткачевым, как и другие русские генералы с мировым именем, начал сотрудничать с властями Третьего рейха. Генерал написал несколько воззваний к формируемым казачьим частям Русского корпуса, несколько месяцев преподавал тактику ВВС на открытых в Белграде ведомством Гиммлера Высших военно-научных курсах, где готовились офицерские кадры для воинских формирований из русских эмигрантов и советских военнопленных, изъявивших желание сражаться с властью большевиков.

20 октября 1944 г. в Белграде его арестовали сотрудники контрразведки 3-го Украинского фронта. Генерал был отправлен в Москву, где 4 августа 1945 года по приговору военного трибунала осужден на 10 лет “за борьбу против Советской власти в годы Гражданской войны”. Его жену в СССР депортировать не стали, и через несколько лет после войны она оказалась под Парижем в доме престарелых. Вячеслав Матвеевич вышел на свободу лишь в феврале 1955-го. Он был лишен права жительства в больших городах и вернулся на Кубань. Поселился в Краснодаре, устроился на работу - в артель инвалидов-переплетчиков. Подрабатывал тем, что писал заметки по истории авиации в местные газеты. Потом написал книгу “Русский сокол” - о своем друге детства и боевом соратнике Петре Нестерове. Книгу напечатали, и окрыленный Ткачев засел за вторую - “Крылья России” (История русской военной авиации 1914-1917 гг.). Работа великого русского авиатора над рукописью оборвалась вместе с его жизнью 25 марта 1965 года.

http://www.rusnation.org/sfk/1211/1211-21.shtml