Оригинал взят у slovenorus14 в Вячеслав Матвеевич Ткачев. Летчик милостью Божьей
Имя русского летчика Вячеслава Матвеевича Ткачева сегодня мало кому известно. Между тем, именно он поставил первый в России мировой рекорд дальности перелета. Он первым из русских военных летчиков во время мировой войны был удостоен военного ордена Святого Георгия Победоносца. Именно он стал первым не принадлежащим к царской фамилии начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания действующей армии, и он же стал же стал первым в российской армии генералом от авиации.
Будущий авиатор родился в кубанской станице Келермесской, 24 сентября 1885 года в семье казачьего офицера. Получив начальное образование на дому, он в десятилетнем возрасте успешно выдержал вступительный экзамен в Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус, где познакомился с еще одним будущим знаменитым русским пилотом Петром Нестеровым. После окончания кадетского корпуса Вячеслав поступил в Константиновское артиллерийское училище, Петр - тоже в артиллерийское, но Михайловское. В 1906 году оба закончили обучение, и на долгие семь лет пути их разошлись. Судьба вновь свела их в марте 1913 года: сотник Ткачев после окончания Севастопольской школы летчиков и поручик Нестеров, сдавший выпускные экзамены в Гатчинской, получили назначение в только что сформированный XI корпусной авиаотряд, дислоцировавшийся в Киеве.
Без малого год они летали вместе. За две недели до того дня, когда в киевском небе Нестеров завязал знаменитую “мертвую петлю”, сотник Ткачев, поручики Нестеров и Передков впервые в России выполнили полет звеном в плотном строю, едва не касаясь крыльями самолетов. Время массового освоения полетов в плотных боевых порядках наступило для русских военных летчиков лишь через три года - в начале 1916-го. В отечественной авиации этот вид боевой подготовки внедрял единственный оставшийся к тому времени в живых участник первого группового полета есаул Ткачев.
В октябре 1913 года Вячеслав Матвеевич на самолете “Ньюпор” совершил блистательный во всех отношениях перелет по маршруту Киев-Одесса-Керчь-Тамань-Екатеринодар протяженностью в 1500 верст, проходивший, “в ненастное осеннее время и без предварительной подготовки трассы”.
В 1914 году после ухода на повышение командира XI авиаотряда его должность занял штабс-капитан Петр Нестеров. Через несколько дней получил новое назначение подъесаул Вячеслав Ткачев - ему было предписано сформировать и затем принять под командование XX авиаотряд. Ткачев со своим отрядом прибыл на свой первый фронтовой аэродром 28 июля 1914 года и поступил в распоряжение штаба 4-й армии Юго-Западного фронта, который он был обязан ежедневно обеспечивать свежей развединформацией. 10 августа здесь началось грандиозное сражение, названное впоследствии Галицийской битвой. Оно полыхало двадцать суток на фронте протяженностью в 150 километров. 12 августа Вячеслав Матвеевич вылетел на разведку в район Сандомира на своем “Ньюпоре-4”. На удалении двадцати верст от линии фронта с высоты в восемьсот метров пилоту открылась грандиозная панорама: почти две австрийские дивизии густыми колоннами направлялись к передовой. Далее командир авиаотряда понял, что обнаруженная им колонна - лишь часть неприятельского корпуса, спешным маршем выдвигавшегося к правому флангу русских. Разведчика заметили и стали обстреливать с земли. Невзирая на явную опасность, Ткачев несколько раз прошелся над дорогами, забитыми неприятелем. И лишь после того, как несколько пуль пробили крылья его аэроплана, повернул к своим. У Борова Ткачев обнаружил еще одну пехотную бригаду австрийцев, артиллерийские подразделения. В районе Красника самолет обстреляли шрапнелью, масляный бак оказался пробитым, двигатель могло заклинить в любую секунду. Бросив педали, Ткачев ногами заткнул масляный фонтан, чтобы хоть ненадолго продлить работу мотора. Его аэроплан до соприкосновения с землей оставался без поперечного управления. В подобной ситуации шансы на благополучное завершение полета практически нулевые. И человека, который посадил машину в таких условиях, следует считать не просто очень хорошим пилотом, а летчиком милостью Божьей. Приказом главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта № 290 от 24 ноября 1914 года подъесаул Вячеслав Ткачев был первым среди русских пилотов удостоен ордена Св. Георгия 4-й степени.
Вскоре подъесаул сбил неприятельский самолет, что по тем временам было выдающимся достижением. На момент вступления в войну ни один из 236 русских аэропланов не был приспособлен для огневого поражения самолетов противника или наземных целей. Второй сбитый неприятельский самолет командир XI авиаотряда записал на свой счет в августе 1916-го: огнем из личного оружия ему удалось повредить двигатель двухместного австрийского аэроплана “Авиатик”, аппарат сел недалеко от русских окопов и вместе с экипажем был захвачен пехотой.
Еще несколько раз он проявил себя как разведчик. 4 июля 1915 года именно Ткачев вскрыл сосредоточение ударной германской группировки в междуречье Лины и Стыри, а в конце июня 1916-го в результате операции, проведенной на основе разведданных, добытых Ткачевым, русские войска захватили почти 30 тысяч германских военнопленных. Сам пилот был награжден Георгиевским оружием.
В годы Первой мировой войны Вячеслав Матвеевич зарекомендовал себя не только умелым летчиком, но отличным командиром-организатором и теоретиком применения истребительной авиации: осенью 1917 года вышла его книга “Тактика воздушного боя” - первый научный труд в России по данной тематике. К этому времени полковник Ткачев стал авиатором с мировым именем: пройдя должности командира авиадивизиона и инспектора авиации Юго-Западного фронта, он 6 июня 1917 года был назначен начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного главнокомандующего. По сути - главкомом военной авиации России.
Известие об октябрьском перевороте застало полковника Ткачева в расположении Ставки. 19 ноября 1917 года он узнал о предстоящем прибытии из Петрограда красногвардейцев во главе с новым Верховным главнокомандующим прапорщиком Крыленко. Вполне резонно опасаясь за свою жизнь, поскольку никогда не скрывал монархических взглядов и убеждений, полковник написал рапорт об отставке и на следующий день, не дожидаясь ответа, уехал на фронт.
Путь Ткачева лежал на Кубань. Дважды полковника задерживали, дважды он бежал из-под ареста. В начале 1918 года он появился в родных местах, где рядовым бойцом вступил в партизанский отряд казачьего полковника Кузнецова и участвовал в боях против войск Северо-Кавказской советской республики. После занятия Майкопа войсками Добровольческой армии Ткачев приступил к к формированию 1-го Кубанского авиаотряда. Весной 1919 года кубанский авиаотряд был переброшен для поддержки Кавказской Добровольческой армии барона Врангеля и прекрасно показал себя в боях с 10-й армией красных. Петр Николаевич высоко оценил боевые и организаторские качества Ткачева: с 8 мая Ткачев, кроме родного 1-го Кубанского, командует 4-м Добровольческим, 4-м Донским авиаотрядами, 19 мая ему присваивают звание генерал-майора авиации.
В апреле 1920 года его назначили начальником авиации Вооруженных сил Юга России. На этом посту он оставался до окончания Гражданской войны, продолжая практически до эвакуации врангелевской армии из Крыма поднимать в воздух свой самолет и участвовать в воздушных боях. Междоусобная война для него закончилась 15 ноября 1920 года, когда последний начальник авиации русской армии на одном из последних пароходов покинул Крым и отправился в эмиграцию.
Из Турции Ткачев перебрался в Сербию, где перешел на службу в инспекцию авиации Королевства сербов, хорватов и словенцев. Одновременно со службой генерал активно работал в русских эмигрантских организациях, проявляя большую заботу по устройству русских летчиков. После того как Югославия была оккупирована немцами, Ткачевым, как и другие русские генералы с мировым именем, начал сотрудничать с властями Третьего рейха. Генерал написал несколько воззваний к формируемым казачьим частям Русского корпуса, несколько месяцев преподавал тактику ВВС на открытых в Белграде ведомством Гиммлера Высших военно-научных курсах, где готовились офицерские кадры для воинских формирований из русских эмигрантов и советских военнопленных, изъявивших желание сражаться с властью большевиков.
20 октября 1944 г. в Белграде его арестовали сотрудники контрразведки 3-го Украинского фронта. Генерал был отправлен в Москву, где 4 августа 1945 года по приговору военного трибунала осужден на 10 лет “за борьбу против Советской власти в годы Гражданской войны”. Его жену в СССР депортировать не стали, и через несколько лет после войны она оказалась под Парижем в доме престарелых. Вячеслав Матвеевич вышел на свободу лишь в феврале 1955-го. Он был лишен права жительства в больших городах и вернулся на Кубань. Поселился в Краснодаре, устроился на работу - в артель инвалидов-переплетчиков. Подрабатывал тем, что писал заметки по истории авиации в местные газеты. Потом написал книгу “Русский сокол” - о своем друге детства и боевом соратнике Петре Нестерове. Книгу напечатали, и окрыленный Ткачев засел за вторую - “Крылья России” (История русской военной авиации 1914-1917 гг.). Работа великого русского авиатора над рукописью оборвалась вместе с его жизнью 25 марта 1965 года.
http://www.rusnation.org/sfk/1211/1211-21.shtml
Летчик милостью Божьей
Будущий авиатор родился в кубанской станице Келермесской, 24 сентября 1885 года в семье казачьего офицера. Получив начальное образование на дому, он в десятилетнем возрасте успешно выдержал вступительный экзамен в Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус, где познакомился с еще одним будущим знаменитым русским пилотом Петром Нестеровым. После окончания кадетского корпуса Вячеслав поступил в Константиновское артиллерийское училище, Петр - тоже в артиллерийское, но Михайловское. В 1906 году оба закончили обучение, и на долгие семь лет пути их разошлись. Судьба вновь свела их в марте 1913 года: сотник Ткачев после окончания Севастопольской школы летчиков и поручик Нестеров, сдавший выпускные экзамены в Гатчинской, получили назначение в только что сформированный XI корпусной авиаотряд, дислоцировавшийся в Киеве.
Без малого год они летали вместе. За две недели до того дня, когда в киевском небе Нестеров завязал знаменитую “мертвую петлю”, сотник Ткачев, поручики Нестеров и Передков впервые в России выполнили полет звеном в плотном строю, едва не касаясь крыльями самолетов. Время массового освоения полетов в плотных боевых порядках наступило для русских военных летчиков лишь через три года - в начале 1916-го. В отечественной авиации этот вид боевой подготовки внедрял единственный оставшийся к тому времени в живых участник первого группового полета есаул Ткачев.
В октябре 1913 года Вячеслав Матвеевич на самолете “Ньюпор” совершил блистательный во всех отношениях перелет по маршруту Киев-Одесса-Керчь-Тамань-Екатеринодар протяженностью в 1500 верст, проходивший, “в ненастное осеннее время и без предварительной подготовки трассы”.
В 1914 году после ухода на повышение командира XI авиаотряда его должность занял штабс-капитан Петр Нестеров. Через несколько дней получил новое назначение подъесаул Вячеслав Ткачев - ему было предписано сформировать и затем принять под командование XX авиаотряд. Ткачев со своим отрядом прибыл на свой первый фронтовой аэродром 28 июля 1914 года и поступил в распоряжение штаба 4-й армии Юго-Западного фронта, который он был обязан ежедневно обеспечивать свежей развединформацией. 10 августа здесь началось грандиозное сражение, названное впоследствии Галицийской битвой. Оно полыхало двадцать суток на фронте протяженностью в 150 километров. 12 августа Вячеслав Матвеевич вылетел на разведку в район Сандомира на своем “Ньюпоре-4”. На удалении двадцати верст от линии фронта с высоты в восемьсот метров пилоту открылась грандиозная панорама: почти две австрийские дивизии густыми колоннами направлялись к передовой. Далее командир авиаотряда понял, что обнаруженная им колонна - лишь часть неприятельского корпуса, спешным маршем выдвигавшегося к правому флангу русских. Разведчика заметили и стали обстреливать с земли. Невзирая на явную опасность, Ткачев несколько раз прошелся над дорогами, забитыми неприятелем. И лишь после того, как несколько пуль пробили крылья его аэроплана, повернул к своим. У Борова Ткачев обнаружил еще одну пехотную бригаду австрийцев, артиллерийские подразделения. В районе Красника самолет обстреляли шрапнелью, масляный бак оказался пробитым, двигатель могло заклинить в любую секунду. Бросив педали, Ткачев ногами заткнул масляный фонтан, чтобы хоть ненадолго продлить работу мотора. Его аэроплан до соприкосновения с землей оставался без поперечного управления. В подобной ситуации шансы на благополучное завершение полета практически нулевые. И человека, который посадил машину в таких условиях, следует считать не просто очень хорошим пилотом, а летчиком милостью Божьей. Приказом главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта № 290 от 24 ноября 1914 года подъесаул Вячеслав Ткачев был первым среди русских пилотов удостоен ордена Св. Георгия 4-й степени.
Вскоре подъесаул сбил неприятельский самолет, что по тем временам было выдающимся достижением. На момент вступления в войну ни один из 236 русских аэропланов не был приспособлен для огневого поражения самолетов противника или наземных целей. Второй сбитый неприятельский самолет командир XI авиаотряда записал на свой счет в августе 1916-го: огнем из личного оружия ему удалось повредить двигатель двухместного австрийского аэроплана “Авиатик”, аппарат сел недалеко от русских окопов и вместе с экипажем был захвачен пехотой.
Еще несколько раз он проявил себя как разведчик. 4 июля 1915 года именно Ткачев вскрыл сосредоточение ударной германской группировки в междуречье Лины и Стыри, а в конце июня 1916-го в результате операции, проведенной на основе разведданных, добытых Ткачевым, русские войска захватили почти 30 тысяч германских военнопленных. Сам пилот был награжден Георгиевским оружием.
В годы Первой мировой войны Вячеслав Матвеевич зарекомендовал себя не только умелым летчиком, но отличным командиром-организатором и теоретиком применения истребительной авиации: осенью 1917 года вышла его книга “Тактика воздушного боя” - первый научный труд в России по данной тематике. К этому времени полковник Ткачев стал авиатором с мировым именем: пройдя должности командира авиадивизиона и инспектора авиации Юго-Западного фронта, он 6 июня 1917 года был назначен начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного главнокомандующего. По сути - главкомом военной авиации России.
Известие об октябрьском перевороте застало полковника Ткачева в расположении Ставки. 19 ноября 1917 года он узнал о предстоящем прибытии из Петрограда красногвардейцев во главе с новым Верховным главнокомандующим прапорщиком Крыленко. Вполне резонно опасаясь за свою жизнь, поскольку никогда не скрывал монархических взглядов и убеждений, полковник написал рапорт об отставке и на следующий день, не дожидаясь ответа, уехал на фронт.
Путь Ткачева лежал на Кубань. Дважды полковника задерживали, дважды он бежал из-под ареста. В начале 1918 года он появился в родных местах, где рядовым бойцом вступил в партизанский отряд казачьего полковника Кузнецова и участвовал в боях против войск Северо-Кавказской советской республики. После занятия Майкопа войсками Добровольческой армии Ткачев приступил к к формированию 1-го Кубанского авиаотряда. Весной 1919 года кубанский авиаотряд был переброшен для поддержки Кавказской Добровольческой армии барона Врангеля и прекрасно показал себя в боях с 10-й армией красных. Петр Николаевич высоко оценил боевые и организаторские качества Ткачева: с 8 мая Ткачев, кроме родного 1-го Кубанского, командует 4-м Добровольческим, 4-м Донским авиаотрядами, 19 мая ему присваивают звание генерал-майора авиации.
В апреле 1920 года его назначили начальником авиации Вооруженных сил Юга России. На этом посту он оставался до окончания Гражданской войны, продолжая практически до эвакуации врангелевской армии из Крыма поднимать в воздух свой самолет и участвовать в воздушных боях. Междоусобная война для него закончилась 15 ноября 1920 года, когда последний начальник авиации русской армии на одном из последних пароходов покинул Крым и отправился в эмиграцию.
Из Турции Ткачев перебрался в Сербию, где перешел на службу в инспекцию авиации Королевства сербов, хорватов и словенцев. Одновременно со службой генерал активно работал в русских эмигрантских организациях, проявляя большую заботу по устройству русских летчиков. После того как Югославия была оккупирована немцами, Ткачевым, как и другие русские генералы с мировым именем, начал сотрудничать с властями Третьего рейха. Генерал написал несколько воззваний к формируемым казачьим частям Русского корпуса, несколько месяцев преподавал тактику ВВС на открытых в Белграде ведомством Гиммлера Высших военно-научных курсах, где готовились офицерские кадры для воинских формирований из русских эмигрантов и советских военнопленных, изъявивших желание сражаться с властью большевиков.
20 октября 1944 г. в Белграде его арестовали сотрудники контрразведки 3-го Украинского фронта. Генерал был отправлен в Москву, где 4 августа 1945 года по приговору военного трибунала осужден на 10 лет “за борьбу против Советской власти в годы Гражданской войны”. Его жену в СССР депортировать не стали, и через несколько лет после войны она оказалась под Парижем в доме престарелых. Вячеслав Матвеевич вышел на свободу лишь в феврале 1955-го. Он был лишен права жительства в больших городах и вернулся на Кубань. Поселился в Краснодаре, устроился на работу - в артель инвалидов-переплетчиков. Подрабатывал тем, что писал заметки по истории авиации в местные газеты. Потом написал книгу “Русский сокол” - о своем друге детства и боевом соратнике Петре Нестерове. Книгу напечатали, и окрыленный Ткачев засел за вторую - “Крылья России” (История русской военной авиации 1914-1917 гг.). Работа великого русского авиатора над рукописью оборвалась вместе с его жизнью 25 марта 1965 года.
http://www.rusnation.org/sfk/1211/1211-21.shtml