Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

понедельник, 16 декабря 2013 г.

Русский балет в изгнании

Оригинал взят у humus в <b>Русский балет в изгнании</b>

Татьяна Михайловна Рябушинская (24 мая 1916 или 1917, Москва — 24 августа 2000, Лос-Анжелес)
Рябушинская родилась в Москве в одной из самых богатых купеческих семей Российской империи. Юная Татьяна должна была стать одной из наследниц богатейшего рода — но революция лишила семью всего имущества, наработанного в течение поколений. Спасаясь от большевистского преследования, семья эмигрировала. Маленькая Татьяна росла уже в Париже.


Мать, сама балерина, отдала дочку учиться балетному искусству — благо в Париже к этому времени в балетных педагогах недостатка не было: в Париже осела большая часть русской эмиграции, в том числе знаменитые танцовщики русских императорских театров. Русский балет пользовался в Европе огромным успехом, и родители отдавали детей в обучение к русским балетным танцовщикам-иммигрантам, надеясь обеспечить отпрысков безбедной карьерой.

Педагогами Татьяны стали бывший танцовщик московского императорского Большого театра, покинувший Россию еще в 1910 году и решивший не возвращаться туда после Октябрьской революции, поселившийся в Париже Александр Волинин, Ольга Преображенская и бывшая прима Петербургской императорской труппы (Мариинский театр) Матильда Кшесинская, открывшая свою школу-студию на дому.
Матильда Кшесинская и ее ученица

Ее супруг, великий князь Андрей Владимирович Романов, взял на себя вспомогательные функции: встречал учениц у дверей, поливал пол в зале для занятий и т.д.
Татьяна Рябушинская дебютировала в Show Souris revue (так стал по-французски называться театр-кабаре «Летучая мышь», созданный Никитой Балиевым в 1908 году в Москве и воссозданный им в Париже в эмиграции), — и тут же в 1932 году ее, 15-летнюю девушку-подростка, Джордж Баланчин пригласил работать в новый открывающийся театр — Ballets russes de Monte-Carlo.

Труппа Русские балеты Монте-Карло (фр.: Ballets russes de Monte Carlo; другое название Original Ballet Russe) была создана в 1932 году хореографом и балетным критиком Рене Блюмом (René Blum, убит при фашистском режиме) и Василием Григорьевичем Воскресенским (русским эмигрантом, известным под псевдонимом Полковник Базиль, создавшим в 1920-х годах русскую балетную труппу в Париже и работавшим одно время (1929 −1930) с оперной труппой Алексея Акакиевича Церетели.

Работа в этой труппе принесла Татьяне первую славу. На одной сцене с ней выступали другие танцовщики (большинство — русские), в том числе такие же юные, как и она: Ирина Баронова (1919—2008) и Тамара Туманова (1919—1996). Эти три юные звезды, которым было соответственно 15, 12 и 13 лет, работавшие в новой балетной труппе, сразу привлекли внимание балетных критиков.

Но не только известность и славу получила Татьяна Рябушинская в этой труппе. Через некоторое время ее мужем стал артист и хореограф Дэвид Лишин, работавший с ней на одной сцене, тоже происходивший из русской семьи, приехавшей во Францию после Октябрьского переворота.
В 1945 году Лишин и Рябушинская переехали в США, поселились в Лос-Анджелесе, Калифорния, где успешно продолжили балетную деятельность и открыли собственную балетную школу, в которой оба преподавали.

Рябушинская неоднократно выходила на сцены разных театров (American Ballet Theater, сокращенно: ABT под руководством Л. Чейз — в США; Балет театра на Елисейских полях (Ballet des Champs-Elysées) — во Франции; театр Ковент-Гарден и London Festival Ballet — в Англии; вместе с мужем работала в Австралии, где он поставил несколько балетов с труппой Эдварда Борованского Borovansky Ballet) с исполнением классических балетных партий и танцевальных дивертисментов, выступала в основном в постановках своего мужа Давида Лишина.
В конце 50-х гг., покинув сцену, она поселилась в Калифорнии, вела педагогическую работу в их с мужем школе. В 1972 году Татьяна Рябушинская овдовела: скончался ее муж Дэвид Лишин. Она продолжала жить в их калифорнийской вилле в Лос-Анджелесе, ухаживала за кошками, помогавшими ей перенести одинокую старость. Там, в Лос-Анджелесе она умерла в возрасте 83 лет.

Ольга Алекса́ндровна Спеси́вцева (18 июля 1895, Ростов-на-Дону, Российская империя — 16 сентября 1991, Нью-Йорк, США) — русская балерина.

Отец был провинциальным театральным актером. В семье, кроме Ольги, было ещё четверо детей. Когда Ольге исполнилось шесть лет, отец скончался от туберкулеза, оставив без средств к существованию большую семью. Мать Устинья Марковна, не в силах прокормить всех, вынуждена была отдать в детский приют при доме ветеранов сцены трех старших детей: Анатолия, Зинаиду и Ольгу. Туда принимали детей — актерских сирот на полное содержание. Все трое позже были приняты в Санкт-Петербургское театральное училище.

В Петербургском театральном училище Ольга училась в балетном классе К. М. Куличевской. Уже на выпускном спектакле Спесивцева показала себя талантливой классической балериной. «Наиболее способной из молодых дочерей Терпсихоры считают Спесивцеву, выдвинувшуюся на экзаменационном спектакле в балете „Сказка Белой ночи“», — сообщала «Петербургская газета»
Окончив училище в 1913 году, она тут же была принята на петербургскую сцену императорской балетной труппы, дебютировав на сцене Мариинского театра в балете «Раймонда» в исполнении одной из небольших партий. В дальнейшем свое искусство совершенствовала у Екатерины Вазем и Агриппины Вагановой.

Видя безусловный дар юной балерины, Фокин пригласил её работать с ним в Америке. Однако к этому времени она знакомится с литературным и балетным критиком-модернистом А. Л. Волынским, оказавшим на балерину огромное творческое влияние, а вскоре ставшим её гражданским мужем. Волынский был приверженцем классического балета и отметал новшества и балетные реформы, и Ольга Спесивцева под его влиянием отказалась от сотрудничества с Фокиным.

Но через год после отказа Фокину и через три года после начала балетной карьеры уже гастролировала с «Русским балетом Дягилева» в США. Она стала партнершей Нижинского в «Сильфидах» и «Призраке розы». Слава об этом балетном дуэте пересекла все границы и наметила совершенно новые рубежи для совсем ещё юной исполнительницы.

С 1918 года она уже ведущая танцовщица, а с 1920 прима-балерина Мариинского театра. С 1919 года Ольга Спесивцева начала заниматься у Вагановой, и эти занятия и передача опыта старшей балерины оказали огромное влияние. В 1919 году, когда стране было совершенно не до балета и всё вокруг крушилось, Ольга Спесивцева под руководством Вагановой подготовила главные партии в балетах «Жизель» и «Лебединое озеро». В том же году к её репертуару прибавляются «Корсар», «Баядерка» и любимая ею, одна из лучших ролей — Эсмеральда. Большая нагрузка и полыхающий послереволюционный Петроград приводят к болезни — начинается туберкулез. Возвращается на сцену она в мае 1921 года.

Расставшись с А. Л. Волынским вскоре после свершения Октябрьского переворота, она стала женой крупного советского чекиста Бориса Каплуна, который помог ей эмигрировать вместе с матерью в 1923 году во Францию, где в течение 1924—1932 годов выступала в парижском «Гранд-Опера», став ведущей приглашенной балериной Парижской Оперы. Одновременно с работой в Париже она находит время для гастролей. На гастролях 1927 года в Италии она танцует «Жар-птицу», «Лебединое озеро», «Свадьбу Авроры». В том же году Жорж Баланчин специально для неё поставил балет «Кошка» на музыку А. Соге. Вернувшись в Гранд Опера, Ольга Спесивцева приняла участие в балете «Трагедия Саломеи» на музыку Ф. Шмитта и Н. Гуэры.

После того, как пост главного балетмейстера занял Серж Лифарь, она исполняла партии в его балетах «Творения Прометея», «Вакх и Ариадна». Её французскими партнерами были русские артисты Вацлав Нижинский и Серж Лифарь, а также скрывающийся за русским псевдонимом Антон Долин английский артист Сидни Фрэнсис Патрик Чиппендалл Хили-Кей (Healey-Kay); через много лет Лифарь и Долин написали мемуарные книги о её трагической судьбе. Там же она вышла замуж ещё раз — за русско-французского танцовщика и педагога Бориса Князева.

С 1932 года Спесивцева работает с труппой Фокина в Буэнос-Айресе, а в 1934 году, на положении звезды, она посещает Австралию в составе бывшей труппы Анны Павловой, которой в это время руководит Виктор Дандре. А в это время её мать в Париже, не дождавшись возвращения дочери из дальней гастрольной поездки, уезжает в Россию.
Напряженная жизнь и неопределенность приводят балерину в отчаяние и подрывают её психическое здоровье. Она с Борисом Князевым открывает небольшую студию, пробует свои силы в педагогике, пытается поставить спектакль силами учеников. Однако балетной педагогикой занимается в первую очередь не она, а муж. Через некоторое время они расстаются.

Последнее ее выступление в Париже состоялось в 1939 году и после этого она переезжает в США.
У нее уже давно стали проявляться симптомы психического заболевания, а нездоровая эмигрантская обстановка постепенно обостряла эти явления. В 1943 году признаки болезни проявились особенно тяжело, она все более теряла память. Балерина вынуждена была прекратить балетную карьеру. 20 лет жизни (с 1943 до 1963) она провела в психиатрической лечебнице, память постепенно восстановилась, и выдающаяся балерина выздоровела. Однако вернуться к сцене она уже не могла по возрасту. Деваться ей было некуда, никого и ничего в чужой стране.

Последние годы она жила в пансионе на ферме Толстовского фонда (Tolstoy Foundation, Inc.), созданного младшей дочерью писателя Льва Толстого Александрой Львовной Толстой, в маленьком провинциальном городе Вэлли Коттедж (англ. Valley Cottage) в штате Нью-Йорк графства Рочестер, вблизи города Нью-Йорка, где Ольга Александровна Спесивцева скончалась 16 сентября 1991 года.