Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

четверг, 27 февраля 2014 г.

Суздаль. 3. Ризоположенский монастырь

Что ни говорите, а это форменное безобразие – приезжать в Суздаль на один день. Даже если два раза. Потому что за границами ощущений остаются не только восходы и закаты, но и ночь, полная шорохов и запахов. И звёзд – крупных и спелых, как яблоки, и норовящих осыпаться на головы и крыши. 

И остаётся только день. С шумными продавцами сувениров на площади. С бабушками, предлагающими замечательно-сладкие наливные яблочки. Я бы сказал – райские яблочки, если бы знал каковы они в раю.



И ещё, пытаясь всё успеть, всё посмотреть, ты лишаешь себя вальяжной прогулки – из ниоткуда в никуда, да и незачем. И сидения на скамейке, просто так, не от усталости, а от праздности и некоторой задумчивости.



А что взамен? Дневные, трезвые и сурьёзные наблюдения. Вот о них и будет речь.



О Ризоположенском монастыре написано много и интересно. Имеющий желание да отыщет. О том, что это самый старый из ныне действующих – с 1207 года. О том, что здесь, в Ризоположенском соборе лежат мощи святой Евфросинии Суздальской, напророчившей татарское нашествие - за беззаконное житие и грехи. О том, что в монастыре стоит самая высокая в городе Преподобенская колокольня – 72 метра. О Святых воротах. Но обо всём по порядку.



Монастырь построен около перекрёстка двух важных улиц. Ныне они носят гордые имена Ленина и Крупской. Каково? Самые чудесные ворота - Святые, смотрящие в сторону центра, построены в 1688 году. Редкий случай - мы знаем имена зодчих. Это Андрей Шмаков, Иван Мамин и Иван Грязнов. Зачастую у нас скульптор неизвестен, а архитектор расстрелян.

Ворота как бы собраны из детского конструктора - два кубика и два конуса, но не всё так просто. Пластика стены, изразцовые вставки, ложные оконца на шатрах - всё разрушает скупую лапидарность форм, делает их человечнее и, будете смеяться - веселее. Мне, если честно, они напоминают зайца (да простится мне этот невольный грех).


Колокольню построили на средства горожан в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года. И размахнулись-то как! Отовсюду видать. Выбивается, правда, из общей стилистики города, ну да это наша с Вами история.


А вот и самая чудесная постройка монастыря - Ризоположенский собор. Построен в середине XVIв., предположительно, Иваном Шигоней-Поджогиным, одним из ближайших к Василию III бояр. Про зодчих, строивших собор, написано много и по разному. Одни отдают авторство новгородским мастерам, другие утверждают следование московской традиции. Бог весть. Но что на самом деле интересно - это трёхглавость собора. Случай довольно редкий.




Те же мастера, что строили Святые ворота, обнесли собор с трёх сторон папертью, от которой после реконструкции 1960-х годов осталась только западная часть. После 1917 года собор много претерпел, в нём была размещена электростанция, барабаны с куполами сбиты, своды нарушены. Только в 90-е он передан Церкви.





От ещё одной церкви монастыря - Трапезной Сретенской - мало что осталось. Её построили в 1882 году в т.н. псевдорусском стиле. После 1917 года в ней разместился клуб работников местного ОГПУ, а позднее - кинотеатр. Кинотеатр закрылся в 90-х, а в 2001 здание сгорело.



И что ещё? Не получилось обойти монастырь кругом, ни по берегу, ни по улице Ленина. Не удалось поснимать его с дальних точек. Да много чего не удалось. Есть повод вернуться.

http://www.liveinternet.ru/community/4031436/post180270486/