Литовцы – народ древней самобытной культуры. Его историю раскрывают нам археологические памятники. Курганы, остатки укрепленных городищ (по-литовски «пилЯкалнис») составляют и сегодня неотъемлемую часть литовских пейзажей.
Значение слова «Литва» (Lietuvá) окончательно неясно. Лингвисты предполагают, что название стране дала небольшая речка Летáука, которая в старину называлась Лиетавá, а затем Лиетувá. Считается, что от реки получила название и прилегающая к ней территория, которая стала центром объединения родственных балтийских племен и в свою очередь дала название феодальному государству.
Ядро литовской народности, помимо литовцев, составили племена аукштáйтов и жемáйтов. Позднее к ним присоединились ятвЯги (судýвы), частично пруссы, зéмгалы, курши и селы. Интересно, что названия крупных племенных объединений литовцев дожили до настоящего времени. Их широко употребляют для обозначения разных частей территории Литвы, а также как названия этнографических групп литовцев. Эти группы отличаются языковыми диалектами, обычаями и даже характерами людей.
Западную Литву называют ЖемайтИей, а ее жителей – жемáйтами. Характеризуя человека достаточно сказать: «Он жемайт», и всем будет понятно, что этот человек медлителен, сдержан в проявлении чувств, вывести его из равновесия и завоевать его доверие трудно. Но уж если он доверился кому-нибудь, то всем сердцем и душой. Жемайт – надёжный и верный друг. Причину твёрдости характера и некоторой недоверчивости следует искать в далеком прошлом. Жители Жемайтии чаще, чем другие литовцы, подвергались нашествиям крестоносцев-захватчиков. Чтобы отстоять свою независимость, им нужно было уметь разгадывать намерения врага и дружно противостоять его замыслам.
Аукштáйты
– жители Восточной Литвы, АукштайтИи. Они жизнерадостны, веселы и подвижны.
Юго-восточная часть Аукштайтии имеет свой собственное название – ДзукИя, а жители ее – дзуки. Край, населённый дзуками, часто называют Дайнавá. Дзуки очень добродушны и гостеприимны, любой незнакомец для них дорогой гость. Дзуки умеют и любят петь. Долго считалось, что Дайнава получила своё звучное имя от литовского слова «дайнá» - песня. Филологи доказали, что край назван не о песни, а от реки Дайнавы. Но местные жители упорно не хотят признать такого объяснения, да и как с ним согласиться, когда многие дзукские женщины знают до 400 песен.
Юго-западной части Литвы особенно повезло с названиями. Её называют Занéманье (по расположению на реке Неман), Судýва (от названия древнего племени судувов, с незапямятных времён населявших этот край), Сувалкия (о названия города Сувáлки, бывшего административного центра). Жители этой части известны под общим названием занеманцы или сувалькийцы. Они отличаются большой бережливостью и, соответственно, богатством.
Как выглядят литовцы? В основном они выше среднего роста, по сравнению со светловолосыми эстонцами литовцы более темноволосы – среди них меньше белокурых, часто встречаются русоволосые. В Дзукии преобладают люди с прямыми тёмными волосами. Однако при темных волосах у литовцев обязательно светлые глаза: серые, голубые, синие, серо-зелёные, каре-зелёные. Люди с карими глазами встречаются исключительно редко.
Понимание красоты народом запечатлено в литовской поэзии и народных песнях: девушка стройна, как сосна, глаза у неё «как небо» или «как озёр глубина». Идеалом красоты считаются золотистые тяжёлые косы, подобные «солнечной ниве» и отливающие янтарём. Литовская красавица скромна, а потому больше всех цветов ей подходит «приветливо-милая рута простая». И, конечно, она трудолюбива – ведь трудолюбие у литовцев считается мерилом красоты. Под стать литовской красавице выступает и литовский юноша – «белый клеверочек». Он строен как ясень, крепок и силён как дубочек. Он хорошо пашет – «так и сверкают стальные лемехи».
Но какими бы чертами характера ни обладали жители разных частей Литвы, какие бы названия не носили они, все они – литовцы, осознают своё единство, которое закладывалось ещё на ранних этапах истории литовского народа, говорят на мелодичном литовском языке, гордятся своей историей и своим краем, чудесная красота которого отразилась в легендах, песнях и сказках.
Значение слова «Литва» (Lietuvá) окончательно неясно. Лингвисты предполагают, что название стране дала небольшая речка Летáука, которая в старину называлась Лиетавá, а затем Лиетувá. Считается, что от реки получила название и прилегающая к ней территория, которая стала центром объединения родственных балтийских племен и в свою очередь дала название феодальному государству.
Ядро литовской народности, помимо литовцев, составили племена аукштáйтов и жемáйтов. Позднее к ним присоединились ятвЯги (судýвы), частично пруссы, зéмгалы, курши и селы. Интересно, что названия крупных племенных объединений литовцев дожили до настоящего времени. Их широко употребляют для обозначения разных частей территории Литвы, а также как названия этнографических групп литовцев. Эти группы отличаются языковыми диалектами, обычаями и даже характерами людей.
Западную Литву называют ЖемайтИей, а ее жителей – жемáйтами. Характеризуя человека достаточно сказать: «Он жемайт», и всем будет понятно, что этот человек медлителен, сдержан в проявлении чувств, вывести его из равновесия и завоевать его доверие трудно. Но уж если он доверился кому-нибудь, то всем сердцем и душой. Жемайт – надёжный и верный друг. Причину твёрдости характера и некоторой недоверчивости следует искать в далеком прошлом. Жители Жемайтии чаще, чем другие литовцы, подвергались нашествиям крестоносцев-захватчиков. Чтобы отстоять свою независимость, им нужно было уметь разгадывать намерения врага и дружно противостоять его замыслам.
Аукштáйты
– жители Восточной Литвы, АукштайтИи. Они жизнерадостны, веселы и подвижны.
Юго-восточная часть Аукштайтии имеет свой собственное название – ДзукИя, а жители ее – дзуки. Край, населённый дзуками, часто называют Дайнавá. Дзуки очень добродушны и гостеприимны, любой незнакомец для них дорогой гость. Дзуки умеют и любят петь. Долго считалось, что Дайнава получила своё звучное имя от литовского слова «дайнá» - песня. Филологи доказали, что край назван не о песни, а от реки Дайнавы. Но местные жители упорно не хотят признать такого объяснения, да и как с ним согласиться, когда многие дзукские женщины знают до 400 песен.
Юго-западной части Литвы особенно повезло с названиями. Её называют Занéманье (по расположению на реке Неман), Судýва (от названия древнего племени судувов, с незапямятных времён населявших этот край), Сувалкия (о названия города Сувáлки, бывшего административного центра). Жители этой части известны под общим названием занеманцы или сувалькийцы. Они отличаются большой бережливостью и, соответственно, богатством.
Как выглядят литовцы? В основном они выше среднего роста, по сравнению со светловолосыми эстонцами литовцы более темноволосы – среди них меньше белокурых, часто встречаются русоволосые. В Дзукии преобладают люди с прямыми тёмными волосами. Однако при темных волосах у литовцев обязательно светлые глаза: серые, голубые, синие, серо-зелёные, каре-зелёные. Люди с карими глазами встречаются исключительно редко.
Понимание красоты народом запечатлено в литовской поэзии и народных песнях: девушка стройна, как сосна, глаза у неё «как небо» или «как озёр глубина». Идеалом красоты считаются золотистые тяжёлые косы, подобные «солнечной ниве» и отливающие янтарём. Литовская красавица скромна, а потому больше всех цветов ей подходит «приветливо-милая рута простая». И, конечно, она трудолюбива – ведь трудолюбие у литовцев считается мерилом красоты. Под стать литовской красавице выступает и литовский юноша – «белый клеверочек». Он строен как ясень, крепок и силён как дубочек. Он хорошо пашет – «так и сверкают стальные лемехи».
Но какими бы чертами характера ни обладали жители разных частей Литвы, какие бы названия не носили они, все они – литовцы, осознают своё единство, которое закладывалось ещё на ранних этапах истории литовского народа, говорят на мелодичном литовском языке, гордятся своей историей и своим краем, чудесная красота которого отразилась в легендах, песнях и сказках.
Источник: Рудольф Итс "У Янтарного моря", М., "Русский язык", 1983, с. 24-27.
http://www.countries.ru/index.cgi?pid=398