Этногруппа марийцев, переселившихся в украинские воеводства Речи Посполитой в 1527 году, а также на протяжении 40 лет Черемисских войн (между марийскими княжествами-кугызствами и Московским царством после падения Казанского ханства). Одна из старейших и компактных групп финно-волжского населения в Украине, известная под устаревшим этнонимом «чемерис». По данным академика Ярослава Дашкевича, сохраняли национальную идентичность, язык и традиционную религию до конца 18 века, так называемые «Барские черемисы» - до конца 19 ст. (От названия города «Бар»).
Далее авторский текст академика Дашкевича:
"Чемерисы (украинское народное название; настоящее название черемисы, вероятно, болгарско-чувашского происхождения, значение неизвестно; теперь, согласно самоназванию, марийцы, потому как этноним «Черемисы» приобрел пейоративный оттенок). Народ из Поволжья, значительная группа которого, переселенная в качестве пленных на западные границы Московского княжества, бежала через Беларусь на Волынь в 1527 году. Более поздние миграции 16 ст. связаны с восстанием Ч. Против московской власти; во второй половине 18 ст. на Полтавщину бежали чемерисы-крепостные из Курской губернии.
Использовали марийский язык, принадлежащий к волжской группе финно-угорских языков. Основное место расселения – Бар на Подолии (с 1541-1542 годов), где создали отдельную автономную часть города «Чемерисский Бар». Исполняли сторожевую службу, защищая Подолию от татар, принимая участие в походах на Причерноморье. Занимались также хлебопашеством, огородничеством, животноводством, пчеловодством, охотой. Другие поселения – подольский город Черемисы (с 1600 г.; на начало 18 ст. прекращает существование); предместье Черемисовка (возникло после 1607 г.) современного г. Сальника Винницкой обл.; г. Чемерпиль (с 30-х гг. 18 ст.) теперь Кировоградской обл. Бывший Чемерисский Бар – сегодня с. Чемерысы возле Бара. Отдельные семьми Ч. Жили в Каневе (сер. 16 ст.). Сначала язычники, потом православные. В языковом отношении в 17 веке ассимилировались с украинцами. За приблизительными подсчетами в 70-х годах 16 века на Подолии проживало не менее 1-1,5 тыс. Ч.; в 70-х годах 17 века – около 10 тыс. До конца 17 века были консолидированным островным этносом с достаточно устойчивыми этническими барьерами.
Принимали активное участие в Освободительной борьбе под предводительством Б. Хмельницкого, когда основная масса их перешла на сторону козаков, создав отдельные кавалерийские части или войдя в составы полков. В 1672 г., вместе с татарскими отрядами, бывшими на польской службе и переживали, как и Ч., национальную дискриминацию, перешли на турецкую сторону (2 тыс. в составе турецких, 400 в составе молдавских войск). Ихними центрами были Каменец-Подольский и Бар. В составе войска гетмана Петра Дорошенко воевали с гетманами Михайлом Ханенко и Иваном Самойловичем, с российскими войсками, которые осаждали Чигирин (события 1672-1673 годов). Тогда представляли солидную военную силу на Подолии. В 1699 году эмигрировали на земли вблизи дельты Дуная и на Хотинщину. Позднее вернулись под именем «волошских чемерисов». В 50-60-х годах 19 века барские Ч. Боролись с российской администрацией за восстановление прав, отмены панщины.
Проживание Ч. оставило заметные следы в украинской антропонимии (фамилия Чемерис), топонимии, материальной культуре (мужская верхняя одежда для верховой езды – чемерка, была распространена до 20-ых годов ХХ века; чемерисская вышитая рубашка 17 – нач. 18 века влияла на украинскую, а также в украинском фольклоре Подолии.
В отдельных исторических источниках и в литературе иногда отождествлялись с татарами, татарами-липками, для чего не существует оснований.
Справочник «Этнические меньшинства Украины». Киев, 1996. С.164-165.
Издание Центра этносоциологических и этнополитических исследований Института социологии Украины.
Далее авторский текст академика Дашкевича:
"Чемерисы (украинское народное название; настоящее название черемисы, вероятно, болгарско-чувашского происхождения, значение неизвестно; теперь, согласно самоназванию, марийцы, потому как этноним «Черемисы» приобрел пейоративный оттенок). Народ из Поволжья, значительная группа которого, переселенная в качестве пленных на западные границы Московского княжества, бежала через Беларусь на Волынь в 1527 году. Более поздние миграции 16 ст. связаны с восстанием Ч. Против московской власти; во второй половине 18 ст. на Полтавщину бежали чемерисы-крепостные из Курской губернии.
Использовали марийский язык, принадлежащий к волжской группе финно-угорских языков. Основное место расселения – Бар на Подолии (с 1541-1542 годов), где создали отдельную автономную часть города «Чемерисский Бар». Исполняли сторожевую службу, защищая Подолию от татар, принимая участие в походах на Причерноморье. Занимались также хлебопашеством, огородничеством, животноводством, пчеловодством, охотой. Другие поселения – подольский город Черемисы (с 1600 г.; на начало 18 ст. прекращает существование); предместье Черемисовка (возникло после 1607 г.) современного г. Сальника Винницкой обл.; г. Чемерпиль (с 30-х гг. 18 ст.) теперь Кировоградской обл. Бывший Чемерисский Бар – сегодня с. Чемерысы возле Бара. Отдельные семьми Ч. Жили в Каневе (сер. 16 ст.). Сначала язычники, потом православные. В языковом отношении в 17 веке ассимилировались с украинцами. За приблизительными подсчетами в 70-х годах 16 века на Подолии проживало не менее 1-1,5 тыс. Ч.; в 70-х годах 17 века – около 10 тыс. До конца 17 века были консолидированным островным этносом с достаточно устойчивыми этническими барьерами.
Принимали активное участие в Освободительной борьбе под предводительством Б. Хмельницкого, когда основная масса их перешла на сторону козаков, создав отдельные кавалерийские части или войдя в составы полков. В 1672 г., вместе с татарскими отрядами, бывшими на польской службе и переживали, как и Ч., национальную дискриминацию, перешли на турецкую сторону (2 тыс. в составе турецких, 400 в составе молдавских войск). Ихними центрами были Каменец-Подольский и Бар. В составе войска гетмана Петра Дорошенко воевали с гетманами Михайлом Ханенко и Иваном Самойловичем, с российскими войсками, которые осаждали Чигирин (события 1672-1673 годов). Тогда представляли солидную военную силу на Подолии. В 1699 году эмигрировали на земли вблизи дельты Дуная и на Хотинщину. Позднее вернулись под именем «волошских чемерисов». В 50-60-х годах 19 века барские Ч. Боролись с российской администрацией за восстановление прав, отмены панщины.
Проживание Ч. оставило заметные следы в украинской антропонимии (фамилия Чемерис), топонимии, материальной культуре (мужская верхняя одежда для верховой езды – чемерка, была распространена до 20-ых годов ХХ века; чемерисская вышитая рубашка 17 – нач. 18 века влияла на украинскую, а также в украинском фольклоре Подолии.
В отдельных исторических источниках и в литературе иногда отождествлялись с татарами, татарами-липками, для чего не существует оснований.
Справочник «Этнические меньшинства Украины». Киев, 1996. С.164-165.
Издание Центра этносоциологических и этнополитических исследований Института социологии Украины.
Пример представителя восточно-балтийской расы — украинка с Волыни. Иллюстрация из издания: Meyers Blitz-Lexikon (Leipzig, 1932)
Такая "украинка" потомок ассимилированных марийцев.
Такая "украинка" потомок ассимилированных марийцев.