Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

вторник, 25 февраля 2014 г.

ЧЕМЕРИСЫ УКРАИНСКИЕ

Этногруппа марийцев, переселившихся в украинские воеводства Речи Посполитой в 1527 году, а также на протяжении 40 лет Черемисских войн (между марийскими княжествами-кугызствами и Московским царством после падения Казанского ханства). Одна из старейших и компактных групп финно-волжского населения в Украине, известная под устаревшим этнонимом «чемерис». По данным академика Ярослава Дашкевича, сохраняли национальную идентичность, язык и традиционную религию до конца 18 века, так называемые «Барские черемисы» - до конца 19 ст. (От названия города «Бар»).

Далее авторский текст академика Дашкевича:


"Чемерисы (украинское народное название; настоящее название черемисы, вероятно, болгарско-чувашского происхождения, значение неизвестно; теперь, согласно самоназванию, марийцы, потому как этноним «Черемисы» приобрел пейоративный оттенок). Народ из Поволжья, значительная группа которого, переселенная в качестве пленных на западные границы Московского княжества, бежала через Беларусь на Волынь в 1527 году. Более поздние миграции 16 ст. связаны с восстанием Ч. Против московской власти; во второй половине 18 ст. на Полтавщину бежали чемерисы-крепостные из Курской губернии.

Использовали марийский язык, принадлежащий к волжской группе финно-угорских языков. Основное место расселения – Бар на Подолии (с 1541-1542 годов), где создали отдельную автономную часть города «Чемерисский Бар». Исполняли сторожевую службу, защищая Подолию от татар, принимая участие в походах на Причерноморье. Занимались также хлебопашеством, огородничеством, животноводством, пчеловодством, охотой. Другие поселения – подольский город Черемисы (с 1600 г.; на начало 18 ст. прекращает существование); предместье Черемисовка (возникло после 1607 г.) современного г. Сальника Винницкой обл.; г. Чемерпиль (с 30-х гг. 18 ст.) теперь Кировоградской обл. Бывший Чемерисский Бар – сегодня с. Чемерысы возле Бара. Отдельные семьми Ч. Жили в Каневе (сер. 16 ст.). Сначала язычники, потом православные. В языковом отношении в 17 веке ассимилировались с украинцами. За приблизительными подсчетами в 70-х годах 16 века на Подолии проживало не менее 1-1,5 тыс. Ч.; в 70-х годах 17 века – около 10 тыс. До конца 17 века были консолидированным островным этносом с достаточно устойчивыми этническими барьерами.

Принимали активное участие в Освободительной борьбе под предводительством Б. Хмельницкого, когда основная масса их перешла на сторону козаков, создав отдельные кавалерийские части или войдя в составы полков. В 1672 г., вместе с татарскими отрядами, бывшими на польской службе и переживали, как и Ч., национальную дискриминацию, перешли на турецкую сторону (2 тыс. в составе турецких, 400 в составе молдавских войск). Ихними центрами были Каменец-Подольский и Бар. В составе войска гетмана Петра Дорошенко воевали с гетманами Михайлом Ханенко и Иваном Самойловичем, с российскими войсками, которые осаждали Чигирин (события 1672-1673 годов). Тогда представляли солидную военную силу на Подолии. В 1699 году эмигрировали на земли вблизи дельты Дуная и на Хотинщину. Позднее вернулись под именем «волошских чемерисов». В 50-60-х годах 19 века барские Ч. Боролись с российской администрацией за восстановление прав, отмены панщины.

Проживание Ч. оставило заметные следы в украинской антропонимии (фамилия Чемерис), топонимии, материальной культуре (мужская верхняя одежда для верховой езды – чемерка, была распространена до 20-ых годов ХХ века; чемерисская вышитая рубашка 17 – нач. 18 века влияла на украинскую, а также в украинском фольклоре Подолии.

В отдельных исторических источниках и в литературе иногда отождествлялись с татарами, татарами-липками, для чего не существует оснований.

Справочник «Этнические меньшинства Украины». Киев, 1996. С.164-165.
Издание Центра этносоциологических и этнополитических исследований Института социологии Украины.


Пример представителя восточно-балтийской расы — украинка с Волыни. Иллюстрация из издания: Meyers Blitz-Lexikon (Leipzig, 1932)
Такая "украинка" потомок ассимилированных марийцев.