Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

четверг, 13 марта 2014 г.

2.01.1833 (15.01). – Преставился преподобный Серафим Саровский.

2.01.1833 (15.01). – Преставился преподобный Серафим Саровский.
 Духоносный старец Серафим Саровский

Преподобный Серафим Саровский (19.7.1833–2.1.1833), в мiру Прохор Мошнин, родился в городе Курске в благочестивой купеческой семье. Вся его жизнь отмечена знамениями милости Божией. Когда в детстве мать взяла его с собой на строительство храма и он упал с колокольни, Господь сохранил его невредимым. Во время болезни отрока Божия Матерь в сонном видении обещала матери исцелить его. Вскоре вблизи их дома с крестным ходом неслиКурскую Коренную икону "Знамения" Пресвятой Богородицы, мать вынесла больного, он приложился к иконе и после этого быстро поправился. В семнадцать лет юноша уже твердо решил оставить мр, и мать благословила его на монашеский подвиг своим медным крестом, с которым преподобный не расставался до конца жизни. Старец Киево-Печерской Лавры Досифей благословил Прохора идти спасаться в Саровскую Успенскую пустынь, на границе Нижегородской и Тамбовской губерний, известную строгим исполнением иноческих уставов и подвижнической жизнью насельников.



Прп. Серафим Саровский в своей жизни свел воедино все пути, которыми душа поднимается к Богу: 15-летнее отшельничество, столпничество – тысяча ночей уединенной молитвы на камне в лесу, затем 15 лет молчания и затвора, и в завершение земного пути – восемь лет старчества. Его подвиг – быть может, единственный в истории христианской святости.

Его лицо уже в период отшельничества, говорят летописи, «было радостно и светло, как у ангела», и отблеск этой внутренней радости покорял лесных зверей, лисиц, медведей, приходивших к его келии и окружавших его в ожидании еды, которую получали из его рук.

Батюшка Серафим был удостоен лицезреть самого Господа Нашего Иисуса Христа, не раз являлась ему Богородица, уже в первое посещение сказавшая: «этот – нашего рода». Пресвятая Дева, в другой раз, повелела прекратить затвор, чтобы нести утешение и помощь ближним, после чего святой стал "Старцем Серафимом".

Достигнув своей молитвенной и подвижнической жизнью необычайного единения с Богом, Серафим тем самым стал по-новому необычайно близок людям, давая им не только утешения и наставления, но и чудесные исцеления от болезней. С чистотой детской души и евангельской любви к людям прп. Серафим обращался к каждому не иначе, как "радость моя": «Радость моя! Стяжи себе мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся».

В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом, детище – Дивеевской женской обители. Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях.

Будучи сам наделен даром внутренней молитвы, прп. Серафим ставил молитву превыше всего, утверждая, что молитвою все имеют возможность приобретать дар Святаго Духа и что молитва веры непобедимая победа. Он составил молитвенное правило для мiрян, исполнимое решительно для всех. Вставши со сна, читать "Отче наш" трижды, "Богородице Дево, радуйся" – трижды и Символ веры – один раз. Это малое правило – высокого достоинства: первая молитва, образец молитв, дана Господом; вторая – принесена с неба; в третьей – все догматы веры. Затем до обеда читать, по возможности всегда, и в пути, и в труде, Иисусову молитву, а при людях повторять мысленно: «Господи, помилуй». Перед обедом повторить утреннее правило. После обеда до вечера вместо Иисусовой молитвы читать "Пресвятая Богородице, спаси мя, грешного". Перед сном – опять утреннее правило. А имеющие время пусть читают еще зачала из Евангелия, акафисты, псалмы.

В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе вовремя молитвы. Он и ко Господу отошел в молитве. Его нашли стоящего на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханного.

В продолжение семидесяти лет со дня кончины старца отца Серафима множество людей с верой в предстательство его пред Господом приходили к могиле подвижника, находя здесь утешение в своих скорбях и облегчение в страданиях. Ожидание прославления и уверенность в этом были столь сильны в народе, что задолго до канонизации в честь Саровского чудотворца готовились престолы, создавались его жизнеописание и церковный образ. Верующий народ увидел в старце Серафиме самые дорогие и сокровенные черты подвижника Православия, навсегда поставив его как Духовника земли Русской в одном ряду с другим печальником и молитвенником о нас, Игуменом земли Русской – преподобным Сергием Радонежским.

По настоянию Государя Николая II 26 января 1903 года определением Святейшего Синода старец иеромонах Серафим был прославлен в лике святых. 19 июля, в день рождения преподобного, с великим торжеством, в присутствии Царской семьи и при многочисленном стечении народа, совершилось открытие его честных и многоцелебных мощей в Сарове при огромном стечении народа (более 300 000 паломников) и в присутствии Государя. Тогда же согласно преданию, Царю было передано адресованное ему таинственное письмо прп. Серафима. Святой старец провидел это событие еще при жизни, как и судьбу России, предупреждая ее о грядущих тяжелых испытаниях и гонениях на православный народ: "У нас (в Сарове) какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу-то – со всех сторон!". И, немного помолчав, добавил: "Но эта радость будет на самое короткое время; что далее будет... такая скорбь, чего от начала мiра не было! Ангелы не будут поспевать принимать души". При этих словах слезы текли у него из глаз.

Относить ли эти слова о "Пасхе среди лета" только к уже случившемуся событию или же к грядущему, – у толкователей нет единого мнения. Возможно верны оба. Прп. Серафим пророчествовал о грядущей страшной революции, после которой «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе». Славу же эту совсем не обязательно понимать как материальную и военно-политическую мощь; слава – это прежде всего верность Богу, несмотря ни на что, и возвещение Его Истины. Однако, по словам прп. Серафима, и Россия не сможет уклониться от всеобщей апостасии: в последние времена «нечестие архиереев русских превзойдет то нечестие архиереев греческих, которое было во времена императора Феодосия Юнейшего... Ибо в угоду требованиям мiра сего, будут изменять и извращать догматы (учение) и уставы Святой Церкви».

В 1920-е годы Саровскую пустынь закрыли, а мощи преподобного вывезли в г. Ардатов, после чего их след затерялся. Только в 1991 г. они были обнаружены в хранилище Музея истории религии и атеизма (Казанском соборе) Ленинграда. Летом того же года их вернули на Нижегородскую землю в Серафимо-Дивеевский монастырь.

Память прп. Серафиму отмечается 2/15 января и 19 июля/1 августа.



Вид Саровской пустыни с северо-западной стороны

+ + +

В числе нескольких пророчеств прп. Серафима о судьбах России есть совершенно безспорные, воспроизводящие его точные слова, и есть сомнительные, передающие пророчества в пересказе. Так, в пересказе Н.А. Мотовиловым слов прп. Серафима, найденном в бумагах о. Павла Флоренского и опубликованном игуменом Андроником (Трубачевым) и А.Н. Стрижевым ("Литературная учеба". 1991. № 1), смущают многие места (сами публикаторы теперь тоже полагают, что эти части текста не принадлежат прп. Серафиму – см.: "Благодатный огонь". 2003. № 11). Например, сомнительно, чтобы прп. Серафим мог сказать такое:
– что будущее восстановленное «грозное и непобедимое царство российское» должно носить имя «Гога и Магога, пред которым в трепете все народы будут». (Ведь в Откровении Гог и Магог – это образ антихристианских сил, которые осадят «стан святых и град возлюбленный» – Откр. 20.);
– что «евреи и славяне суть два народа судеб Божиих... прочие же все народы как бы слюна, которую извергает Господь из уст Своих» и т.п. (Это пренебрежение к "прочим народам" противоречит перенятию богоизбранности у сатанизировавшихся евреев христианами независимо от национальности, см.: Гал. 3:29 и Рим. 9:7–8. Можно было бы говорить о богоносности русского народа, создавшего удерживающую вселенскую империю Третьего Рима, но не славянства в целом. Нет такого единого народа "славяне", а такая славянская страна, как Польша, издавна настроена антиправославно и антирусски.) 
(См. этот текст также в сборнике: "Россия перед вторым пришествием". 1998. Т. 2. С. 549-550; сомнительна точность и подобных мест в тексте на с. 550-552, обозначенном как "Извлечение из воспоминаний Е.И. Мотовиловой из записок ее мужа Н.А. Мотовилова").
Скорее всего в таких пересказах часть истинных слов прп. Серафима на эсхатологические темы была передана неточно, в меру понимания записывавших и переписывавших. Думается, точным критерием подлинности предсказаний прп. Серафима (который никак не мог ошибаться) и других авторов должно быть их соответствие Священному Писанию и святоотеческому преданию, лежащим в основе православной эсхатологии. См. на эту тему также: "Апокалипсис и Россия".
Некоторые из других популярных ныне пророчеств преподносятся с хилиастическим смыслом, который тоже невозможно принять, как, например, "пророчество Санаксарских старцев": «Русь, воцарившаяся со Христом на тысячу лет, так и не поклонившись зверю, упасет народы жезлом железным» (Славная история Царьграда и византийские пророчества. М., 2000. С. 39).



Преподобный Серафим о стяжании Духа Святаго

Свое понимание смысла христианской жизни батюшка Серафим изложил своему "служке" Николаю Александровичу Мотовилову, одному из многих исцеленных, в следующем поучении:

«Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори добро – вот тебе и цель жизни христианской... Но они не так говорили, как бы следовало. Вот я, убогий Серафим, растолкую вам теперь, в чем, действительно, эта цель состоит.

Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Духа Святаго Божьяго... Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает...

Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в руках наших, как орудие для стяжания благодати Духа... А ведь молитвою мы с Ним Самим, Всеблагим и Животворящим Богом и Спасом нашим беседовать удостаиваемся...

Мы в настоящее время, по нашей почти всеобщей холодности к святой вере в Господа нашего Иисуса Христа и по невнимательности нашей к действиям Его Божественного о нас Промысла и общения человека с Богом, до того дошли, что, можно сказать, почти вовсе удалились от истинно-христианской жизни. [...] Мы удалились от простоты первоначального христианского ведения и, под предлогом просвещения, зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимым то, о чем древние до того ясно разумели, что им и в обыкновенных разговорах понятие о явлении Бога между людьми не казалось странным...

Благодать Духа Святаго есть свет, просвещающий человека... Господь неоднократно проявлял для многих свидетелей действие благодати Духа Святаго в тех людях, которых Он освящал и просвещал великими наитиями Его». [...]

– «Каким же образом, – спросил я батюшку о. Серафима, – узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святаго?» – «Это, ваше Боголюбие, очень просто!» – отвечал он мне, [...] взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне: «Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня?» Я отвечал: «Не могу, батюшка смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!..» О. Серафим сказал: «Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть». И преклонив ко мне свою голову, он тихонько на ухо сказал мне: «Благодарите же Господа Бога за неизреченную к вам милость Его. Вы видели, что я не перекрестился даже, а только в сердце моем мысленно помолился Господу Богу и внутри себя сказал: "Господи! Удостой его ясно и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего, которым Ты удостоиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во свете великолепной славы Твоей!" И вот, батюшка, Господь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима... Как же нам не благодарить Его за этот Его неизреченный дар нам обоим! Этак, батюшка, не всегда и великим пустынникам являет Господь Бог милость Свою. Это благодать Божия благоволила утешить сокрушенное сердце ваше... Смотрите просто и не убойтесь – Господь с нами!»

Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный и простирающийся далеко, на несколько сажень кругом...

«Ну, уж теперь нечего более, кажется, спрашивать, ваше Боголюбие, каким образом бывают люди в благодати Духа Святаго!.. Будете ли вы помнить теперешнее явление неизреченной милости Божией, посетившей нас?» – «Не знаю, батюшка, – сказал я, – удостоит ли меня Господь навсегда помнить так живо и явственно, как теперь я чувствую, эту милость Божию». – «А я мню, – отвечал мне о. Серафим, – что Господь поможет вам навсегда удержать это в памяти вашей, ибо иначе благость Его не преклонилась бы так мгновенно к смиренному молению моему и не предварила бы так скоро послушать убогого Серафима тем более, что и не для вас одних дано вам разуметь это, а через вас для целого мiра, чтобы вы сами, утвердившись в деле Божием, и другим могли быть полезными».

(С.А. Нилус. "Великое в малом")

Постоянный адрес данной страницы: http://www.rusidea.org/?a=25011501