Эта дорога называлась Можайской, Смоленской, Старой Смоленской, древней Смоленской. История Смоленского тракта своими корнями уходит в глубокую древность, в 13 век... Тогда на Руси появились "ямы" - специальные пункты, где гонцы меняли лошадей.
На свежих лошадях гонцы летели с княжескими грамотами или "рухлядью" - кладью. "Ямская гоньба" была занятием рискованным. Даже в 17 веке посол секретарь австрийского посольства Адольф Лизен писал : «Путь от Смоленска до Москвы сколько опасен от медведей, столько и скучен по причине непрерывных лесов. Единственная между этими городами дорога идет по полосе вырубленного леса шириной около 30 футов, с бревенчатой по болотам настилкой». Каково же было гонцам в 13 ... Возвышалась Москва, раздвигались границы государства. Все более оживленной становилась дорога, связывающая Смоленск с Москвой. В 16 веке это была уже "магистраль государственого значения".
Сигизмунд Герберштейн на пути в Россию.Гравюра Гиршфогеля. 1547.
"Великий государь, князь московский, имеет по разным местам своего княжества ямщиков с достаточным количеством лошадей, так что, куда бы ни послал князь своего гонца, везде для него найдутся лошади. Гонец имеет право выбирать коня, который ему покажется лучшим. На каждом яму лошадей меняли; в свежих не было недостатка. Кто требовал 10 или 12, тому приводили 40 или 50. Усталых кидали по дороге и заменяли другими, которых брали в первом селе. " - писал в своих воспоминаниях австрийский посол Сигизмунд Герберштейн, дипломат и путешественник. Воспоминания о своем пребывании в России он оставил подробные и обстоятельные. История, изложенная на основании летописных материалов, экономика, быт, нравы, религия - все нашло отражение в "Записках о Московитских делах", опубликованных в 1549 году. "Записки" Герберштейна часто называют "первым путеводителем по России". Иногда, это путеводитель со знаком "плюс", иногда со знаком "минус", несмотря на шубу подаренную с царского плеча.
Герберштейн в русской шубе, жалованной ему царем.
Например, он писал:" Неизвестно, или народ по своей загрубелости требует себе в государи тирана, или от тирании государя самый народ становится бесчувственным и жестоким" или "Если они начнут клясться и божиться, знай, что здесь скрывается обман, ибо они клянутся с целью обмануть ". Но как бы то ни было Герберштейн, одним из первых, открыл европейцам "великую истину": "русские в сущности ... такие же люди, как и мы все". И на том ему спасибо.
Конечно, Герберштейн был не единственным послом, по Смоленскому тракту въезжающим в Московию.
С.В. Иванов. Приезд иностранцев.1901.
Августин Мейерберг, австрийский дипломат, посетил Россию в 1661-1662 гг. и тоже оставил записки о своем путешестви. Он, кстати, рассказал откуда в Россию поступают лошади и попенял нашим предкам на плохое владение искусством верховой езды.
"Лошади в употреблении у них татарские, которых ногайцы каждый год присылают до 40 тысяч на продажу в Москву, да и по сходной цене. При осмотре лошадей они не обращают никакого внимания на таких, которые с жирным животом, тощи телом, с толстою шеей и высокой головой, ежели в пользу их не говорит их резвость, выносливость работы и голода. Однако ж знатные люди не имеют недостатка в персидских лошадях, да как наденут на них самую нарядную сбрую и выедут на какое-нибудь общественное торжество, то и сами тогда бывают загляденье. Но так как нет у них учителей верховой езды (берейторов), и красивая, или искусная, поступь не известна ни лошади, ни кому-либо из всадников, то считают всего для себя славнее вдруг погонять лошадей во всю прыть или заставлять их делать безобразные и вовсе неискусные скачки, чтобы тряслись и бренчали от их движения серебряные из больших колец цепочки, украшающие их в виде других уздечек, да и звенели привязанные над копытами у них колокольчики, заставляя думать, что они звонконогие. Это-то часто и было причиною некоторого развлечения для нас во все время самой скучной остановки в предместье. Потому что очень забавно было смотреть, когда то тот, то другой из знатнейшего русского дворянства, все в разной одежде, подъезжал к нашей карете и, не отдавая нам никакой чести, словно павлин, развертывал всю пышность своего хвоста, показывая нам свою шубу на собольем меху, самом дорогом по черноте, густоте и длине волоса, и поворачивал ее то тем, то другим боком, с помощию слуг, распахивавших ее точно хламиду; либо заставлял безобразно скакать свою лошадь в сбруе, в цепочках, опутанную колокольчикам и, благодаря потрясению от этих скачков, представлял ее нашим глазам со звоном, во всей ее целости."
Ехали в Россию - Московию снобы - послы.Тянулись купцы. Из Европы везли серебро в слитках, золото, медь, зеркала, ножи, иглы, вина. Навстречу шли обозы с мехами, кожами, воском, моржовыми клыками. Гонцы везли почту. С учреждением в России регулярной почты (1665 г.) на Смоленском тракте была организована «почтовая ямская гоньба»: 11 марта 1669 г. из Москвы в Вильно через Смоленск впервые была доставлена корреспонденция. Тракт оборудовали почтовыми станциями и постоялыми дворами.
Почтовая станция.
" Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или по крайней мере муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?.. боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдает ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо. Чрез пять минут — колокольчик!.. и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную с тремя перьями!"
А.С. Пушкин. "Станционный смотритель"
Подорожная, выданная А.С.Пушкину.1820.
Перьями, втыкавшимися в подорожные, обозначали необходимую скорость езды. Простые - без перьев, курьерские - одно перо, фельдъегерские - два пера.
Поэтому фельдъегери, действительно, наводили на станционных смотрителей не страх, но ужас. Для них на каждой почтовой станции должны быть всегда наготове три лучшие свежие тройки. Переменить тройку и дальше во весь опор. Расстояние в 500 верст (например, от Москвы до Петербурга) преодолевалось за 30 часов, но в результате - десятки загнанных лошадей.
А.О.Орловский. Фельдъегерь на тройке.
Пролетела, прозвенела бубенцами фельдъегерская тройка, тронулась в путь семейство богатого помещика, путешествующее в карете "на протяжных", то есть на своих лошадях, которым давался отдых, а для тех, кто едет на "перекладных" - сменных - лошадей все нет. Ночь придется провести на постоялом дворе.
Гравюра И.Н. Павлова. Постоялый двор на Канаве. Церковь Космы и Дамиана в Садовниках.
Досадно слышать: «Sta viator!»
Иль, изъясняяся простей:
«Извольте ждать, нет лошадей», —
Когда губернский регистратор,
Почтовой станции диктатор
(Ему типун бы на язык!),
Сей речью ставит вас в тупик.
От этого-то русским трактом
Езда не слишком веселит;
Как скачешь — действие кипит,
Приедешь — стынет за антрактом.
Иль, изъясняяся простей:
«Извольте ждать, нет лошадей», —
Когда губернский регистратор,
Почтовой станции диктатор
(Ему типун бы на язык!),
Сей речью ставит вас в тупик.
От этого-то русским трактом
Езда не слишком веселит;
Как скачешь — действие кипит,
Приедешь — стынет за антрактом.
П.Вяземский
С.И. Светославский. Постоялый двор в Москве.
Наконец, снова в путь! Сколько верст осталось до пункта назначения подсказывали верстовые столбы.
Они появились на дорогах середине XVIII в.
Хотя первые верстовые (деревянные) столбы были установлены еще при царе Алексее Михайловиче в середине XVII в. и отмеряли расстояние от Москвы до его летнего дворца в Коломенском. Отсюда и название – «Коломенские столбы» или "Коломенские версты". За 1 путевую версту было принято считать 500 саженей, что равно 1,0668 км. Дороги с такими дорожными указателями стали называться «столбовыми».
М.В. Добужинский. В Ротах.
При Екатерине II каменные верстовые столбы начали изготовлять по единому образцу из мрамора или гранита. Конечно, такую роскошь могли себе позволить лишь столичные, да отчасти – некоторые губернские города для обустройства парадных въездов в город.
Провинция довольствовалась по-прежнему деревянными верстовыми столбами, которые простояли вплоь до начала 20 века.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...
А.С. Пушкин. "Зимняя дорога"
А. Орловский. Путешествие в кибитке.
Конечно, зимняя дорога была скучной, но это все-таки была дорога.
Да и скакать — дождись пути.
Заметить должно мне в прибавку,
Чтобы точней в журнал внести
Топографическую справку, —
Дороги наши — сад для глаз:
Деревья, с дёрном вал, канавы;
Работы много, много славы,
Да жаль — проезда нет подчас,
С деревьев, на часах стоящих,
Приезжим мало барыша;
Дорога, скажешь, хороша —
И вспомнишь стих: для проходящих!
Свободна русская езда
В двух только случаях: когда
Наш Мак-Адам или Мак-Ева —
Зима свершит, треща от гнева,
Опустошительный набег,
Путь окуёт чугуном льдистым
И запорошит ранний снег
Следы её песком пушистым
Или когда поля проймёт
Такая знойная засуха,
Что через лужу может вброд
Заметить должно мне в прибавку,
Чтобы точней в журнал внести
Топографическую справку, —
Дороги наши — сад для глаз:
Деревья, с дёрном вал, канавы;
Работы много, много славы,
Да жаль — проезда нет подчас,
С деревьев, на часах стоящих,
Приезжим мало барыша;
Дорога, скажешь, хороша —
И вспомнишь стих: для проходящих!
Свободна русская езда
В двух только случаях: когда
Наш Мак-Адам или Мак-Ева —
Зима свершит, треща от гнева,
Опустошительный набег,
Путь окуёт чугуном льдистым
И запорошит ранний снег
Следы её песком пушистым
Или когда поля проймёт
Такая знойная засуха,
Что через лужу может вброд
Пройти, глаза зажмуря, муха.
П. Вяземский
А вот осенью и весной передвигаться по российским дорогам, в том числе и по Смоленской было практически невозможно.
А. Куинджи. Осенняя распутица.
Ну, конечно, самой беспокойной дорогой государства Смоленский тракт был не из-за сезонных распутиц.
Все военные беды-лавины с Запада катились именно по этому тракту.
Эх, дороги...
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Знать не можешь
Доли своей:
Может, крылья сложишь
Посреди степей.
Вьется пыль под сапогами -
степями,
полями,-
А кругом бушует пламя
Да пули свистят.
Л. Ошанин.
"Сложить крылья" на Смоленской дороге было очень даже просто. Практически в любой исторический период. Польские интервенты в 1612 году, французы равно через 200 лет в 1812, войска вермахта в 1941 ...
Э.Лисснер. Изгнание поляков из Кремля.
П.Гесс. Сражение под Красным 2 августа 1812 года.
К счастью, незванные гости с Запада в России надолго не задерживались. Для них " въездной билет был всегда оплачен в оба конца" - туда и обратно. Только очень высокой была плата - боль, кровь, жизни русских воинов.
И.М. Прянишников. В 1812 году.
В истории всех сел, деревень городов на Смоленском тракте мир всегда переплетен с войной, радость с горем, счастье с горечью утрат. Может быть именно поэтому Смоленский тракт - одна из самых значительных и памятных дорог России.
Москва. Дорогомиловская застава.
1. Поклонная гора.
2.Дорогомиловская застава.
3.Кунцево.
4.Перхушково.
5.Большие Вяземы.
6.Кубинка.
7.Можайск.
8.Лужецкий монастырь.
9.Бородино.
10.Колоцкий монастырь.
11.Вязьма.
12.Царево-Займище.
13.Семлево.
14.Болдино.
15. Дорогобуж.
16. Смоленск.
Смоленск.
Использованы материалы Википедии, сайтов:
tp://www.rabochy-put.ru/history/129-medvedi-protiv-pochtovikov.html